Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДОСУГ

Черникова Мария Владимировна. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Кыштовского района Дом детского творчества, село Кыштовка, руководитель муниципального ресурсного центра, mariya.chernikova.78@mail.ru. Аннотация. Автор представляет настольные игры для использования в работе с детьми среднего школьного возраста на занятиях фольклорных объединений. Игры воспитывают культуру логического мышления: способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения. Игры являются одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игры имеют вариативность. Педагог сам выбирает подходящий вариант для игры с отдельными группами детей. Преимущество данных игр состоит в том, что они являются универсальным материалом. Их можно легко использовать и на занятиях, как интеллектуальную минутку, и организовывать викторины. Ключевые слова: интеллектуальная игра, викторина, работа фольклорных объединений. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», – писал В.А. Сухомлинский. Существуют самые разные настольные игры. Одни нацелены просто на развлечение, другие развивают математическое мышление и интеллект, третьи – прививают навык моделирования различных ситуаций. Многие из нас помнят их с детства. В основном это были «ходилки», в которые мы играли со своими друзьями, а иногда и с родителями. Прошло время. Появились компьютеры и компьютерные игры, а вместе с ними из детских комнат стали исчезать настольные игры. Наступило время "приставок", компьютерных игр! Сейчас много говорят о вреде, которые приносят эти игры. Можно и нам долго дискутировать, только результат будет нулевым. Родители и педагоги должны предлагать альтернативу компьютерным играм. Вот тут-то и приходит нам на помощь, самый благодарный материал – мощный пласт народной культуры. Материал доступный, гибкий, понятный и благодатный. Общение, игры, праздники, танцы и песни – всё это не нужно придумывать, наши предки обо всём уже позаботились. Нам осталось только собрать локальный фольклор – структурировать его, «разложить по полочкам» и работать. Дети идут легко на контакт. Легко играют в игры, запоминают колена кадрилей и обыгрывают обряды. Но педагогам нужно освоить с ними и теорию. Дети загружены школьной программой. С начальных классов уже выполняют элементарные проекты, одним словом, теории им хватает и в школе. Поэтому практически весь теоретический материал можно проработать в викторинах и настольных играх. Можно использовать одну тему (куклы, праздники, сказки) и смешанные (задавать вопросы разной тематики). Все ответы дополнительно можно спрятать в ребусы, логические задания или загадки. Для чего это делается. Вы запланировали провести занятие по типу «перевёрнутого класса» - дали задание детям самостоятельно ознакомиться с темой «Традиционный русский костюм», это очень сложная тема даже для педагога – нужно конкретно определить время, место бытования данного костюма. Ребёнок затрудняется ответить на вопросы, можно поставить его в неловкое положение, отбить у него желание вообще приходить на занятия. Если предложить альтернативу – решить ребус, отгадать загадку – ребёнок получит ответ на свой вопрос. В итоге развивается его любознательность, царит доброжелательная атмосфера. Ребёнок отвечает не только за себя, но и за свою команду. Учится находить нужную информацию, излагать свою точку зрения. Данный материал используется для занятий фольклорной направленности, для детей среднего школьного возраста. Настольная интеллектуально-познавательная игра «Знатоки». Игрокам предстоит проверить свои знания в той или иной области народной культуры, устного творчества и так далее. Заранее можно приготовить ребусы и загадки с ответами, на тот случай, если игроки затрудняются ответить на вопросы. Перед началом игры рассортируйте карточки. Рассмотрите их с участниками игры. Карточка-памятка необходима ведущему или педагогу для того чтобы быстро ориентироваться в правилах игры. Карточка игрока (знатока) необходима участникам для того чтобы определить на вопрос какой темы он имеет право отвечать. Каждый участник может выбрать для себя карточку «Знатока». Эти карточки готовятся по количеству тем игры. Темы выбираются педагогом по желанию. Можно брать темы из образовательной программы, так педагог может провести диагностику знаний. Количество тем в игре тоже произвольное. Например: Жёлтый – Знаток устного народного творчества. Сиреневый – Знаток праздников. Розовый – Знаток народной куклы. Зелёный – Знаток традиционного народного костюма. Карточки вопросов готовятся педагогом в неограниченном количестве. В каждой карточке представлены вопросы по предложенным темам и выделены цветовым фоном. Например:  Жёлтым фоном вопрос – Самый древний жанр в фольклоре, жанр эпический, повествовательный. Произведение, которое имеет установку на вымысел (Сказка).  Сиреневым фоном вопрос – этот праздник символизирует Красное Солнышко, красную весну, которую в этот день закликают. Это праздник девушек, к которому они долго готовятся: именно в этот день женихи выбирают себе невест (Красная горка).  Розовым фоном вопрос – кукла оберег для мужчин, покровительствует ремесленничеству и рукоделию (Кузьма и Демьян).  Зелёным фоном вопрос – Тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь (Валенки). Правила игры. 1. В игре могут принять участие, как отдельные игроки, так и команды до 3 человек. 2. Первый вариант игры – вопросы можно задавать по номерам, тогда на вопрос, который остаётся без ответа, должен отвечать знаток. За каждый правильный ответ игрок получает один балл, за ответ на вопрос в качестве знатока два балла. 3. Второй вариант игры – участник выбирает карточку знатока и отвечает только на вопросы определённой темы. За правильный ответ игрок получает один балл. 4. Играть можно на время или на определённое количество баллов. Ход игры. Приготовьте бумагу и ручку для записи баллов. (Можно приготовить фишки или жетоны). Игру начинает самый младший игрок или команда игроков. Если у игрока нет ответа на вопрос, и ни один участник игры не может дать правильный ответ, педагог может задать наводящие вопросы, подсказать или попросить участника игры решить ребус с зашифрованным ответом, можно загадать загадку – это дело педагога. Настольная игра «Домино». Домино́ – настольная игра, в процессе которой выстраивается цепь из вопросов и ответов. Готовятся карточки с вопросами и ответами, не менее двадцати штук. Каждая карточка разделена на две половины – на одной половине ответ на предыдущий вопрос, а на другой половине вопрос. В конце игры цепь должна сомкнуться. Вопросы могут быть представлены и в форме загадки. А вот ответы должны быть представлены иллюстрациями. Игру «Домино» можно приготовить как тематическую, так и общую в рамках образовательной программы. Тематическое домино, например: «Домино. Утварь», «Домино. Кукла» и др. даёт более полное, развёрнутое представление о теме. Экспонаты краеведческих музеев, народные праздники и обряды легко впишутся в игру «Домино» и будут являться обобщающим материалом. Принцип игры следующий: все карточки делятся между игроками в равном количестве, первый игрок зачитывает вопрос на своей карточке – ответ ищут на своих карточках другие игроки. Данную форму игры можно использовать на занятиях для обобщения знаний учащихся по программе. Также, можно устраивать интеллектуальные пятиминутки, играть с родителями на смешанных занятиях или родительских собраниях. Подсказки детям практически не нужны. Группой играть и интереснее и продуктивней. Библиографический список: 1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие. – М.: Высш. шк., 2006. – 1127 с. 2. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг.– СПб.: Паритет, 2005. – 136 с. 3. Баранов Д.А., Баранова О.Г. и др. Русская изба. Иллюстрированная инциклопедия. СПб.: Искусство-СПБ, 1999. – 375 с. 4. Буслаев Ф.И. Русский быт и духовная культура. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 1008 с. 5. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб.: Паритет, 2003. – 240 с. 6. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. - СПб.: Терра - Азбука, 1995. – 176 с. 7. Семёнова М.В. Быт и верования древних славян. - СПб.: Азбука-Классика, 2001. – 560 с.