Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

НОВАЯ МЕТОДИКА РАЦИОНАЛЬНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ВЫЧИСЛЕНИЙ В ПРОГРАММЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОМУ СЧЕТУ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наркевич Елена Николаевна. г. Новосибирск, детский центр дополнительного образования «Академия гениальности», директор, akademiya.genialnosti@gmail.com. Аннотация. В статье описана инновационная методика устных вычислений. Цель методики – научить учащихся начальной школы применять нестандартные приемы устного счета, которые позволят совершать вычисления рационально и правильно, экономить затраченное на счет время, эффективно проводить проверки выполненного и при этом не утомляться. Отработка счета осуществляется на специально разработанных наглядных математических моделях. Проведенный анализ нашей и зарубежной литературы позволяет говорить об уникальности методики. Ключевые слова: обучение математике, креативная математика, академия гениальности, устные вычисления, инновационная методика. Отличительной чертой современности является переориентация обучения на приоритетность технических направлений и актуализация роли математики в учебных программах [1, с. 8; 2, с. 3]. Ведь без арифметических расчетов невозможна обработка цифровых данных не только во многих смежных с математикой науках, таких как геометрия, черчение, но и творческих и общественных, блоке естественных наук [3, с. 219]. В свете вышесказанного представляется актуальным высказывание Гаусса “Математика – царица всех наук”. В этой связи можно с уверенностью говорить о необходимости математизации знаний. А значит, возникает необходимость разработки инновационных методов вычислений, которые позволят получать высокоточные результаты расчетов при минимальных временных затратах. Также возникает потребность в создании принципиально новой системы отработки изученного материала. Внедрение таковых в программы обучения детей начальных классов позволит более эффективно, за более короткий срок довести навык рационального счета до уровня автоматизма. А знание упрощенных приемов арифметических вычислений, являясь важным элементом математической подготовки, даст возможность не только быстро и правильно производить расчеты в уме, но и легко находить и исправлять ошибки. На сегодняшний день это представляется весьма актуальным, так как анализ результатов экзаменов в 9 и 11 классах показывает, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при выполнении заданий на вычисления [4, с. 6]. Принимая во внимание этот факт, роль научных работ, посвященных изучению методов преподавания математики для детей, возрастает. Это, в свою очередь, определяет тенденции и перспективы дальнейшего развития математики. А именно в настоящее время, наряду с классическими методами и методиками, в программы обучения широко внедряются современные. Наиболее известной на сегодняшний день методикой является ментальный счет, появившийся в России 2–3 года назад [5, с. 1]. Однако, не смотря на свою широкую распространенность, наряду с достоинствами он имеет ряд недостатков. Так, по мнению некоторых авторов, различные операции с числами (сложение, вычитание, умножение и деление), производимые в пятеричной системе счисления, не имеющей хода в России, вызывает некие разногласия с нашими образовательными традициями [6, с. 1]. Кроме того, как указывает ряд авторов, счет в ментальной арифметике механический, и не формирует правильные математические представления у детей [6, с. 1]. А умножение и деление достаточно сложны [6, с. 1]. Это диктует необходимость проведения дальнейшего научного поиска и реализация новых неординарных идей в области обучения школьников устному счету. Весьма актуальной в этом плане является программа креативной математики. Данная программа уделяет большое внимание формированию правильных математических представлений («Порядковый, обратный счет», «Состав числа», «Сравнение чисел»), а способ вычисления производится в десятеричной системе счисления. Важным является то, что он реализуется через принципиально новые методы. Отработка устного счета осуществляется на математических моделях, которые поддерживают интерес детей к вычислениям и дают высокие результаты, как по скорости счета, так и по срокам его освоения. Проведенный анализ нашей и зарубежной литературы позволяет говорить об уникальности методики. Кроме этого, в программу креативной математики входит большое количество заданий на развитие пространственного мышления, логику и стратегическое мышление, разбираются методы эффективного решения задач. Итак, креативная математика – программа, основанная на новой методике рациональных математических вычислений. Она имеет цель научить учащихся начальной школы применять нестандартные приемы устного счета, которые позволят совершать математические вычисления рационально, правильно, экономить затраченное на счет время, эффективно проводить проверки выполненного и при этом не утомляться. Полученный опыт позволит расширить потенциал учащихся в изучения предметов физико-математического цикла. Библиографический список: 1. Методика развивающего обучения математике: учеб. пособие для вузов / В.А. Далингер, Н.Д. Шатова, Е.А. Кальт, Л.А. Филоненко; под общ. ред. проф. В.А. Далингера. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 297 с. 2. Современные подходы к преподаванию математики в основной школе в условиях реализации требований ФГОС: материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 5-6 марта 2015 года / сост. М. А. Мичасова. — Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2016. — 92 с. 3. Родионов М. А., Пичугина П. Г. Роль математического образования в формировании инновационной активности будущего врача// Гуманитарные науки. Педагогика. — 2014. — № 1. — С. 30. 4. Анализ результатов единого государственного экзамена выпускников 11-х классов 2016/2017 учебный год, [Электронный ресурс]. — URL: https://edu.tatar.ru/upload/storage/org1504/files/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%20%D0%9E%D0%93%D0%AD%20-%202016.pdf Справка-анализ, 30 с. 5. Сарсенова Т. Ментальная арифметика: «ЗА» и «ПРОТИВ», [Электронный ресурс]. — URL: http://bilimland.kz/ru/blog/186-mentalnaya-arifmetika. 6. Стоит ли отдавать ребенка на ментальную арифметику? [Электронный ресурс]. — URL: http://comode.kz, https://kapital.kz, http://smartum.com.ua, http://soroban.com.ua.