Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ БОРЬБЫ САМБО В ПРОЦЕСС ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бырдин Алексей Анатольевич. г. Новосибирск, Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №174» комбинированного вида, инструктор по физической культуре. Аннотация. В работе представлен анализ начального этапа реализации программы, разработанной для детей старшего дошкольного возраста, а также о проводимом исследовании влияния борьбы самбо на уровень психофизического состояния и формирования мотивации к физкультурной деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста. В данной работе рассматриваются важнейшие условия, способствующие освоению технических действий самбистами на оздоровительном этапе обучения и в перспективе дальнейшего совершенствования. Условия для занятий в ДОУ создаются при наличии материально-технической базой (борцовский ковёр, снаряды, инвентарь для ОФП). Основная цель заключается в том, что бы создать условия самбисту, которые способствовали бы оптимальному освоению технических действий и физическому развитию, на оздоровительном этапе и на последующих этапах начальной подготовки. Ключевые слова: борьба самбо, физическое развитие, физическое воспитание, физическая подготовленность, физические качества, технические действия, здоровый образ жизни. Гипотеза исследования – разработанной рабочей программы в ДОУ предположено, что в нашем современном обществе, изучение индивидуальных арсеналов захватов и технических действий, не запрещенных правилами, позволит выявить и классифицировать все захваты. Встречающиеся в практике, подготовка и проведение технических приемов спортсменов, будет способствовать созданию эффективных методик по совершенствованию технической подготовки спортсменов. Объект исследования – методика подготовки самбистов подготовительной группы в ДОУ. Предметом исследования определены захваты и простейшие приёмы переднего и заднего направления. Результаты исследования могут быть использованы для коррекции основной направленности учебно-тренировочного процесса посредством дальнейшего совершенствования технической подготовленности юных спортсменов с учетом новых требований правил [2]. Цель исследования – совершенствование технической и оздоровительной подготовленности самбистов на основе простейших приёмов и захватов. Для достижения цели перед настоящим исследованием были поставлены следующие задачи: 1. Изучить индивидуальные особенности ребёнка. 2. Выявить и классифицировать все классические захваты, не запрещенные новой редакцией правил [1]. 3. Существенно увеличить объём методики освоения приёмов вариативными заданиями. Для того чтобы решить поставленные задачи, необходимо применить следующие методы исследования: подробный анализ специальной методической литературы, научной литературы; анкетирование (анонимное); педагогические наблюдения; видеосъемка учебных моментов на занятии. Борьба самбо в современном обществе быстро развивается. Этому способствует уровень жизни в настоящее время, появление новых талантливых специалистов (спортивных педагогов, тренеров и инструкторов). В последние 2–3 года значительно выросла численность занимающихся самбо, не только в России, но и в других странах. Существенно увеличилось количество стран-участников на чемпионатах мира в С-Петербурге и Касабланка. Однако физическое воспитание в современном ДОУ не предусматривает в своей образовательной программе раздел борьбы самбо определённого этапа обучения. Дети имеют возможность заниматься только в специально оборудованных залах конкретного учреждения, которых не так много. Введение в процесс физического воспитания воспитанников самбо по программе дополнительного образования даёт возможность творчески использовать программу физической культуры в ДОУ. Самбо – это комплекс физических упражнений, сочетающих общефизическую и специальную подготовку во взаимодействии с психологическими устоями, предполагающими реализацию через систему физической культуры высших ценностей, самосовершенствование как физическое, так и духовное [3]. В связи с этим необходимо учитывать, что практика борьбы самбо как физкультурно-оздоровительная система насчитывает достаточно много лет. Анализируя физическое воспитание дошкольников, мы пришли к выводу, что внедрение самбо в ДОУ, наилучшим вариантом реализуется привлечением учащихся к занятиям физической культурой посредством борьбы самбо как дополнительные занятия. Чтобы развивать физические качества детей, необходимы взаимодействие образовательной и тренировочной деятельности. Элементы самбо, как средства физического воспитания, довольно широко применяются в процессе обучения. При этом более эффективными в плане обучения и тренировки воспитанников являются те упражнения, которые обладают простотой в применении, тем самым дают возможность качественно дозировать нагрузки. Надо учесть, что в практике, борьба самбо, как средство физического воспитания, изначально входила лишь как отдельное самостоятельное занятие. Если отслеживать эволюцию средств и методов физического воспитания, то можно обнаружить, что намечена тенденция к использованию всё более специализированных средств, специальных приспособлений и тренажёров, получивших название «нетрадиционные средства». В вопросе повышения двигательной активности физической подготовленности практики идут по пути расширения применения нетрадиционных средств: использование приборов, макетов, различных видов, оборудования и методических приёмов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма детей дошкольного возраста. Дефицит двигательной активности воспитанников в определённой степени компенсируется на занятиях физической культурой. Однако наблюдения показывают, что развитие функциональных свойств отмечается в основном у воспитанников с низкими исходными данными, тогда как для воспитанников с более высокими функциональными возможностями стандартное проведение занятий физической культурой оказывается не эффективным. В большом объёме используются специально-подготовительные упражнения, направленные на развитие тех групп мышц, которые играют решающую роль в обучающем разделе дошкольной программы (спортивные и подвижные игры и т.д.). С ростом уровня развития физических качеств, достижением предельных результатов эффект от применения того или иного средства или метода занятий снижается. Перспективным представляется применение комплекса физических упражнений с элементами самбо как средство физического воспитания, обеспечивающих взаимосвязанные совершенствования координационных и скоростно-силовых качеств, повышающих эффективность тренировочных занятий без дополнительного увеличения объёма нагрузок детей дошкольного возраста. Ч.Т. Иванков, в своих работах определяет: самбо как средство физического воспитания – это системы, комплексы, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и функции организма для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности. Анализ данных научно-методической литературы показал, что многие авторы отмечают недостаточный уровень развития координационных и скоростно-силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста. В связи с чем, физическая работоспособность у большой части детей оказывается ниже должного уровня. Занятия физической культурой в период обучения в ДОУ, как правило, не приводят к существенным положительным изменениям физического состояния организма. В доступной нам литературе представлены разноречивые данные о критериях нагрузки, обеспечивающей тренировочный эффект. Очень мало изучены вопросы, связанные с регламентацией нагрузок в соответствии с возможностями организма. Существующие подходы к дозированию физических нагрузок для данного контингента базируются по неопределённым критериям. Тем самым надо учитывать индивидуальные особенности реакции организма на различные тренировочные нагрузки. [4]. Использование нетрадиционных форм, в частности, введение упражнений и комплексов самбо образовательных форм может существенно повысить уровень физической подготовки детей. Упражнения с элементами самбо как средства физического воспитания одновременно способствуют развитию физических качеств, повышению физической и функциональной подготовленности, а также оздоровительной направленности. Практика доказывает необходимость перехода от стандартных традиционных средств и перестроение учебного процесса, на повышение двигательной активности и уровня подготовленности детей. Поэтому необходим поиск другого содержания физического воспитания, который используется в нетрадиционных средствах, в частности, самбо, что и определило тему исследований. Библиографический список: 1. Ершов Е. Н. Тактика борьбы за захват в самбо / Е. Н. Ершов, И. П. Стазаев // Инновации и традиции в современном спорте. - Смоленск: СГАФК, 2008. – С. 29–32. 2. Самбо: правила. – Смоленск: Спорт и здоровье, 2012. – 32 с. 3. Стазаев Г. П. Обучение технике самбо на основе алгоритмов / Г. П. Стазаев, Е. Н. Ершов // Инновационные технологии в педагогике и психологии. - Уфа: издательство Аэтерна, 2012. – С. 217–221. 4. Туманян Г. С. Школа борьбы самбистов и дзюдоистов : учеб. пос. / Г.С. Туманян. - М.: Сов. спорт, 2006. – 572 с.