Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Минко Алла Владимировна.

Норильск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 74 «Земляничка», учитель-логопед, aminko2012@gmail.com.

Луцкая Эльмира Камиловна.

Норильск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 74 «Земляничка», учитель-логопед, elmira.luckaja@mail.ru.

Аннотация. Особую роль в развитии детей с ОВЗ приобретает предметное пространство. Требованиями, предъявляемыми к развивающей предметной среде как системе материальных объектов деятельности ребёнка, являются мобильность, взаимозаменяемость, информативность, комфортность, обогащенность, доступность, наукоёмкость. В статье описана организация предметно-пространственной среды познавательно-речевого центра в детском дошкольном учреждении с учетом потребностей детей с ОВЗ.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, специальные условия получения образования, инклюзия, интеграция.

В контексте современной социокультурной ситуации остро стоит вопрос об оптимальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Еще Л.С. Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка. Причем компенсацию он понимал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями. Интеграция в общество дошкольников с ОВЗ означает процесс предоставления им прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни, т.е. создание специальных условий.

Создание специальных условий для получения образования детьми с ОВЗ связано не только с созданием определенной материально-технической базы образовательного учреждения, но и с  изменением всей образовательной среды, включающей использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность [1].

Особую роль в развитии детей с ОВЗ приобретает предметное пространство. Организация предметно-пространственной развивающей среды в дошкольном учреждении рассматривается как обязательный аспект образовательного окружения ребёнка дошкольного возраста.

В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала дошкольного учреждения, способствовать совместной деятельности детей и возможности общения детей и взрослых.

В условиях инклюзивного образования в дошкольных учреждениях появились дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития (ЗПР), с комплексными нарушениями. Интеграция особых детей в общеразвивающей детский сад подразумевает, что пространственная организация дошкольного учреждения должна служить удовлетворению потребностей и интересов каждого ребёнка, обеспечивать психологический комфорт каждому воспитаннику и способствовать коррекции недостатков развития, давать возможность свободно передвигаться, иметь доступ к средствам детской деятельности.

Требованиями, предъявляемыми к развивающей предметной среде как системе материальных объектов деятельности ребёнка, являются мобильность, взаимозаменяемость, информативность, комфортность, обогащенность, доступность, наукоёмкость.

В нашем ДОУ была организована «Страна Смешария» – центр познавательно-речевого развития. Всё оборудование центра изготовлено руками специалистов ДОУ из безопасных для здоровья детей материалов. «Страна Смешария» занимает большую площадь, что позволяет группе детей свободно разместиться и перемещаться во время игр.

Игровая модель «Карта страны Смешарии» объединяет всех персонажей мультфильма «Смашарики» и решает несколько задач. Каждый персонаж несёт определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Например, играя с Нюшей, дети уточняют и расширяют словарный запас, усваивают на практике употребление грамматических форм. С Лосяшем усваивают обобщающие понятия и классификации. С Барашем учатся делить слова на слоги и подбирать рифму. С Крошем отрабатывают речедвигательную координацию и развивают мелкую моторику. С Ёжиком учатся саморегуляции и развивают эмоционально-волевую сферу. С Совуньей учатся дышать «животиком» и формируют речевой выдох. С Пином развивают зрительное внимание, память, воображение и мышление. С Кар Карычем учатся выполнять артикуляционные упражнения. В зависимости от ситуации и целей, стоящих перед педагогом, персонажи могут объединяться, учить друг друга. Роль персонажей могут взять на себя дети. Для дошкольников младшего возраста модель оборудована озвученными мягкими игрушками, для подвижных игр – мячами, флажками, ленточками.

Игровая модель «Играем с Ушариком» предназначена для развития слухового восприятия и обучения звуковому анализу и синтезу. Главный герой – Ушарик, позаимствованный в пособии для развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха, разработанном в Санкт-Петербургским НИИ уха, горла, носа и речи и РГПУ им. А.И. Герцена. С помощью данной игровой модели дети усваивают понятия «тихий – громкий звук», «длинный – короткий звук», «длинное – короткое слово», определяют наличие-отсутствие звука в слове, позицию звука в слове, количество слогов. Учатся управлять силой голоса, закрепляют артикуляционные позы звуков речи, упражняются в правильном произношении звуков русского языка.

В помощь воспитателям в настенной демонстрационной системе размещены описания игр с дошкольниками, учитывающими особенности каждой возрастной группы, «зону ближайшего развития», потребности и способности детей с ОВЗ.

Центр «Страна Смешария» оборудован мультимедийным компьютерным комплексом и интерактивной доской для организации подгрупповой и фронтальной занимательной деятельности. Здесь же дети обучаются диафрагмально-релаксационному типу дыхания по методике А. Сметанкина «БОС – здоровье детям».

Учитывая климатические условия региона (длительную полярную ночь), для профилактики нарушений зрения в центре размещён глазодвигательный тренажер.

Многофункциональный коврограф В.В Воскобовича «Ларчик», размещенный на стене, позволяет развивать у детей творческое воображение, пространственное мышление, конструкторские способности, мелкую моторику и т.д. В самостоятельной деятельности дети могут применять полученные знания в играх с «Миниларчиком».

«Песочный город» страны Смешарии оборудован световыми песочными столами. Занятия с песком позволяют развивать самооценку ребенка, способствуют освобождению от внутренних проблем, благоприятно воздействуют на эмоционально-волевую сферу.

Играя в дидактические игры с помощью интерактивного пола, дети приобретают моторные и социальные навыки. Игровой процесс обеспечивает социальное взаимодействие между дошкольниками, которые имеют возможность концентрировать свое внимание на совместном решении поставленных задач.

Все оборудование размещено таким образом, чтобы маломобильные воспитанники смогли участвовать в совместной деятельности со сверстниками. Материал для игр подобран по принципу от простого к сложному, что позволяет использовать его с детьми разного возраста и актуального уровня развития.

Для сопровождения семей воспитанников в центре познавательно-речевого развития оформлены стенды «ПСИХОЛОГиЯ» и «ЛОГОПЕДиЯ». Свои вопросы, пожелания и отзывы родители оставляют в «Почте Смешариков».

Посещая специалистов вместе с ребёнком, родители могут занять малышей в «Библиотеке Смешариков», рассмотреть фотоматериалы из жизни речевой группы на стенде  «Весёлые истории группы «Солнышко», поиграть у «Яблони Смешариков».

Таким образом, центр «Страна Смешария» соответствует современным требованиям к организации развивающей предметно-пространственной среды, учитывает особые потребности воспитанников с ОВЗ, способствует развитию нормативно развивающихся детей, а также позволяет осуществлять сотрудничество с родителями воспитанников, взаимодействие специалистов и воспитателей в ДОУ.

Библиографический список:

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ред. От 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.03.2018).