Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ (Автор: Габышева Наталья Владимировна)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

 

Габышева Наталья Владимировна.

г. Якутск, муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саха-корейская средняя общеобразовательная школа», Республика Саха (Якутия), заместитель директора по учебно-воспитательной работе, GNV2208@yandex.ru.

 

Аннотация. В данной статье отмечаются возможные предпосылки в необходимости освоения образовательного менеджмента. Авторами рассматривается сущность и понятие образовательного менеджмента, выделяется проблема соотношения понятий менеджмент и образование. Автором делается акцент на междисциплинарность образовательного менеджмента, которая позволяет рассматривать данное явление с точки зрения экономики и педагогики.

Ключевые слова: образовательный менеджмент, управление образовательным процессом, образовательные системы.

 

EDUCATIONAL MANAGEMENT: CONCEPT AND ESSENCE

 

Gabysheva Natalia Vladimirovna.

Sakha-Korean Secondary School, The Sakha Republic, Yakutsk, vice-principal for academic work, GNV2208@yandex.ru.

 

Abstract. Possible suppositions to the necessity of educational management acquisition are described in this article. The authors study the subject and the idea of educational management; mark the balance problem of management and education. The author pays attention to interdisciplinary of educational management which allows regarding the given fact from economic and pedagogical point of views.

Key words: educational management, management of educational process, educational systems.

 

Сегодня мы с уверенностью можем говорить о том, что социально-экономические условия жизни в нашей стране подвержены большим изменениям, об этом говорит и бурное развитие рыночных отношений, и различные формы интеграции с зарубежными странами. Влияние данных изменений не прошли мимо и системы образования.

Так, в 2012 году был принят новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[1]. С момента принятия и по сей день, вокруг норм данного закона ведется немало дискуссий и вряд ли данный законодательный акт можно назвать абсолютно идеальным, но совершенно очевидным является то, что с принятием нового закона об образовании, законодатель сделал большой шаг вперед в обновлении устаревшего подхода к образовательному процессу.

Современная система образования, посредством обновленного Закона получила в качестве своей основной задачи не просто вложить обучающемуся необходимые знания, но и сформировать личность, способную самостоятельно ориентироваться в огромном потоке информации, извлекать нужные знания, получать новые навыки и умения под присмотром опытных педагогов. Таким образом, основная цель современного педагога – научить своего подопечного учиться. Данные изменения повысили роль не только самого ученика, но и роль учителя.

Мы видим, что в последнее время социальная роль и функции педагогической деятельности существенно расширились, это возлагает на управленческие кадры образовательных учреждений дополнительную ответственность и требует от будущих и действующих руководителей освоения такой новой области научного знания и практики, как образовательный менеджмент.

Говоря об образовательном менеджменте, в первую очередь, необходимо отметить, что она интегрирует в себе сущностные основы, как педагогики, так и менеджмента. Понятие «менеджмент» в педагогике начали использовать относительно недавно, очевидна проблема понимания сочетаемости и совместимости в одной категории «образовательный менеджмент» двух абсолютно разных по существу понятий.

Основная суть менеджмента заключается в умении достигать поставленных задач, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей, требующая особых административно-управленческих навыков [2].

Термин «образовательный менеджмент» имеет достаточно широкий спектр различных авторских трактовок, это обусловлено следующими факторами: на сегодняшний день отсутствует единый подход к определению таких понятий как «образование» и «менеджмент», а также и то, что само явление менеджмента в сфере образования является относительно новым для нашего государства.

Анализ научной литературы позволил выделить две концепции в определении понятия «образовательного менеджмента»:

  1. Образовательный менеджмент – это управление образованием, включающее комплекс управленческих мер и решений, связанных с руководством образовательными учреждениями и образовательными системами.
  2. Образовательный менеджмент – это деятельность, направленная на развитие организации посредством образования его сотрудников, расширения педагогических функций организации, формирования ее корпоративной культуры, привлечения персонала к инновационной деятельности.

Так, является возможным заметить, что образовательный менеджмент рассматривается как управление в системе образования и образование в системе управления.

Данные различные концептуальные подходы объясняются в первую очередь междисциплинарностью самого явления образовательного менеджмента. Междисциплинарность подтверждается наличием в данном термине педагогической и экономической составляющих: педагогическая составляющая связана с содержанием и способами организации образовательного процесса, с трансляцией и формированием коллективного и индивидуального знания. Экономическая составляющая связана с экономически целесообразным, рациональным управлением данным процессом, его организацией, маркетингом и позиционированием на рынке образовательных услуг [3].

В наши дни, руководство в образовательных учреждениях, в частности в общеобразовательных учреждениях, вышло за рамки обычного образовательного процесса и все больше приобретает характер полноценного управления учреждением, основной функцией деятельности которого является обучение.

Интересным является то, что при раскрытии педагогической составляющей понятия образовательного менеджмента ряд отечественных авторов вводит в научный оборот термин «педагогический менеджмент», под которым понимается комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления учебно‐воспитательным и учебно-познавательным процессом, направленным на повышение его эффективности [4].

Таким образом, является возможным охарактеризовать образовательный менеджмент как уникальный многоаспектный феномен, объединивший в себе педагогику и менеджмент, являющийся по своей сущности двойственную природу, которая позволяет рассматривать явление образовательного менеджмента, как с педагогической, так и с экономической точки зрения.

Образовательный менеджмент как деятельность, связанная не только с руководством образовательным учреждением и образовательным процессом, но и деятельность, направленная на развитие организации посредством образования его сотрудников, расширения педагогических функций организации, формирования корпоративной культуры, привлечения персонала к инновационной деятельности, стала интересным предметом изучения для всех сотрудников сферы образования.

 

Библиографический список:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"// СПС Консультант плюс.
  2. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании : учебное пособие / М.А. Гончаров. – 3-е изд., стер. – М. : КНОРУС, 2016. – 476 с.
  3. Петряков П.А. Образовательный менеджмент как объект междисциплинарных исследований // Человек и образование – 2013. – № 36.

Ситаров, В. А., Смирнов, А. И. (2006) Культура предпринимательства: теория и практика. М.; Вологда: Полиграфист. – 192 с.