Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОДАРЁННЫЙ УЧАЩИЙСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Шабалина Светлана Анатольевна. г. Инта, Республика Коми, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2», учитель-логопед, swetlana76-2011@mail.ru. Аннотация. В статье автором рассмотрен феномен детской одаренности, обозначена актуальность его изучения для современной педагогической практики. Описаны сложности, с которыми может столкнуться одаренный учащийся в образовательной организации (с точки зрения личностных и социально-педагогических аспектов). Указаны эффективные образовательные технологии при работе с данной категорией детей. Даны рекомендации, позволяющие повысить эффективность взаимодействия педагогов и одаренных детей в условиях школы. Ключевые слова: одаренность, одаренный ребенок, образовательная организация, образовательные технологии, участники образовательных отношений. В настоящее время с целью повышения качества современного российского образования общество ориентируется на жизнесберегающее использование потенциала одаренных людей. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010 г.) поддержка талантливых детей рассматривается как ключевое направление развития современного общего образования. «Одарённые дети – будущая высокопрофессиональная элита страны, сохранить и приумножить которую – задача школы. В данных условиях процесс обучения, воспитания и социализации одарённых детей составляет новое направление совершенствования системы образования» [5]. В данном документе указано: «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации» [5]. Рассмотрим дефиниции «одаренность», «одаренный ребенок». «Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый ребенок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [9]. На данный момент в психолого-педагогической науке выделяются следующие виды детской одаренности: интеллектуальный тип одарённости; академический тип одаренности; креативность; художественный тип одарённости; лидерская (социальная) одаренность; спортивная (психомоторная) одаренность [1, 3]. В МБОУ «Гимназия № 2» г. Инты, Республики Коми выделяется три группы одарённых учащихся: 1) «способности в учебной деятельности выше средних; 2) оригинальность мышления; 3) включённость в задачу, под которой понимается потребность сосредотачиваться на учебном материале, стремлении разобраться в выявленных проблемах, не довольствоваться поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников» [8]. Несмотря на выдающиеся особенности, при взаимодействии с одарёнными учащимися могут возникнуть определённые проблемные моменты, к которым можно отнести [2, 4, 6, 7, 10]: 1). Проблемы, связанные с личностными особенностями одарённых учащихся: 1. Непонимание самими детьми важности расширения и углубления знаний по предметам. 2. Неадекватная самооценка, чаще завышенная, – так называемая «звёздность» учащихся, которая может привести к непониманию и изоляции от сверстников. 3. Психофизиологические особенности (неврозы, психозы, склонность к депрессии из-за впечатлительности, нетерпеливость детей, склонности к самосовершенствованию, что может привести к постановке завышенных целей и тяжелых переживаний в случае невозможности их достижения). 4. Повышенная впечатлительность и связанная с ней особая эмоциональная чувствительность, что очень часто ведёт к не всегда обоснованному чувству вины, самобичеванию, иногда к депрессивным состояниям. 5. Отсутствие интереса к учёбе из-за того, что в школе учебная программа привязана к определённым возрастным нормам и имеет чёткую регламентацию. 6. Проблемы с общением одарённых учащихся. Для многих из них ни один взрослый не является авторитетом, и со сверстниками они общаться не умеют и не стремятся из-за того, что с ними не интересно и неспособности идти на компромисс. 2). Проблемы, связанные с учителем: 1. Непрофессионализм педагогов в вопросах диагностики одарённости, чему способствует: узкая предметная направленность профессиональной подготовки будущих учителей; сокращение в вузах/ссузах объемов часов, отводимых на изучение психолого-педагогических, возрастных особенностей детей и подростков. Практическая диагностика детской одарённости представляет собой ответственный вид педагогической деятельности. Мнение диагноста, оценка им особенностей психического развития ребёнка могут повлиять на условия воспитания и обучения учащихся. 2. Отсутствие методической литературы, программ по работе с одарёнными учащимися. 3. Психологическая неготовность педагогов работать с данной категорией детей. 4. Нехватка времени для работы с одарёнными детьми в урочной деятельности [4, 6, 10]. 3). Проблемы, связанные с особенностями семейного воспитания одарённых учащихся: 1. Родителей может пугать неординарность собственных детей, их сверхспособности. («нестандартных» детей часто одергивают фразами: «не спорь со взрослыми», «не задавай столько вопросов», и т.д.). Такое постоянное сдерживание ребёнка может затормозить формирование его способностей. 2. Родители не замечают (игнорируют) одарённость своего ребёнка. 3. Высокие ожидания родителей по поводу ребёнка, что может негативно сказаться на личностных особенностях детей. Такая высокая «детоцентричность» семьи на ребёнке, фанатичное желание родителей развить его способности может привести к определенной попустительской позиции в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков [10]. Для того чтобы минимизировать возникновение описанных выше проблем, при работе с одарёнными учащимися в образовательной организации целесообразно не столько измерять одарённость детей, сколько создавать соответствующую развивающую, творческую, здоровьесберегающую образовательную среду, которая будет способствовать раскрытию природных возможностей каждого ученика, оказывать методическое сопровождение учителей, работающих с данной категорией детей. Для современной российской системы образования характерна нехватка подготовленных к работе с одаренными и талантливыми учащимися педагогов, которые владеют диагностическими методиками выявления, сопровождения данной категории детей, умеют грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс, способны разрабатывать индивидуальные планы развития детей с различными способностями и т.д. Учитель для одарённых детей должен быть личностью, способной к экспериментальной, научной, и творческой деятельности, строящий взаимодействие с одарённым учеником на основе педагогической поддержки, а не директивы, готовый нести ответственность за принимаемые решения [10]. Одарённый ребенок ждёт учителя, который разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы, который создаёт тёплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе, использует различные стратегии, обучения, поощряет творчество и работу воображения, стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня и проявляет уважение к яркой индивидуальности. К основным требованиям к учителю, работающему с одарёнными учащимися можно отнести следующие: широкий кругозор; наличие позитивной Я-концепции; креативность; ярко выраженные целеустремлённость и настойчивость; стабильность эмоционального фона; склонность к эмпатии; доброжелательность; рефлексивное мышление; устойчивость к стрессовым ситуациям; умения индивидуализировать обучение (рисунок 1). Рис. 1. Индивидуализация обучения Практика показывает, что результативность обучения одарённых детей будет выше при использовании следующих образовательных технологий: «Чтение и письмо для развития критического мышления»; «Проектный метод обучения», «Разноуровневое обучение», «Технологии решения изобретательских задач», «Исследовательские методы обучения», «Дебаты», «Проблемное обучение», «Портфолио учащихся», «Обучение в сотрудничестве», «Технология модульного обучения» (таблица 1). Таблица 1 Образовательные технологии, позволяющие раскрыть потенциал одаренных учащихся Образовательные технологии Задачи, реализуемые посредством технологии Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления»  формирование у учащихся через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит определить приоритеты в жизни, научиться нести ответственность за свой выбор;  формирование умения работать с информацией;  развитие личности учащихся через активное взаимодействие с окружающей жизнью;  формирование умения работать в команде;  развитие исследовательского мышления;  развитие способности задавать вопросы, аргументировать, принимать независимые продуманные решения. Проектный метод обучения  активизация самостоятельной поисковой деятельности учащихся;  развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, построение обобщений и выводов, составление научных докладов, рецензирование работы, защита проекта;  реализация возможности учиться на собственном опыте и опыте других детей;  стимулирование познавательных интересов учащихся;  создание ситуации успеха. Разноуровневое обучение  обеспечение усвоения учебного материала каждым учащимся в зоне его ближайшего развития (по Л.С. Выготскому) на основе особенностей его субъектного опыта;  эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями учащихся;  создание ситуации успеха для каждого учащегося. Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)  формирование мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности;  развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решения, выработки умения работать с нестандартными заданиями. Исследовательские методы обучения 1. Целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:  мыслительных операций (анализ, выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);  умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;  умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;  специальных исследовательских умений и навыков;  формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности;  создание положительной мотивации к учебной деятельности. Технология «Дебаты»  развитие критического мышления учащихся;  развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления;  формирование навыков исследовательской деятельности;  формирование навыков организационной деятельности;  формирование и развитие навыков ведения диалога. Технология проблемного обучения  обеспечение высокого уровня познавательной активности учащихся;  развитие умения мыслить на уровне взаимосвязей и взаимозависимостей;  приобретение опыта творческой деятельности, необходимой в процессе выполнения ученических исследований. Система инновационной оценки «Портфолио»  развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом. Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)  формирование умения работать в команде на единый результат;  воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции. Технология модульного обучения  содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учётом индивидуальных способов проработки учебной информации;  формирование умения ставить учебные цели и задачи, планировать свою деятельность, осуществлять самоорганизацию и самоконтроль;  оптимизация процесса обучения. В качестве рекомендаций участникам образовательных отношений по эффективному взаимодействию с одаренным ребенком можно назвать следующие: Педагогам: 1. Разработка индивидуального маршрута комплексного сопровождения ребенка с учетом его склонностей (гуманитарные, математические, естественно–научные, музыкальные спортивные), психических и возрастных особенностей. 2. Определение тем консультаций по наиболее сложным, запутанным и/или интересующим учащегося вопросам. 3. Выбор формы отчета ребенка по предмету (тестирования, участие в конференциях, семинарах, творческий отчет и т.д.) за определенные промежутки времени. 4. Продумывание анализа результатов работы с одаренным учащимся с указанием даты и времени консультаций, основные рассмотренные вопросы, время работы с темой по программе, фактически затраченное время, рассмотрение дополнительных вопросов, не предусмотренных программой, невыясненные вопросы, указание причин отклонений от сроков. 5. Информирование родителей (законных представителей) одаренных учащихся об особенностях их детей, консультирование в вопросах организации жизни и здоровья (физического и психического) детей. Для повышения профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и воспитания одаренных учащихся, а так же личностного роста можно посоветовать: 1. Участие в психологических тренингах, которые помогают понять самих себя и других, повысить самооценку. 2. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации, затрагивающих теоретические вопросы изучения особенностей разных видов детской одаренности, обучения, развития, воспитания одаренных учащихся; практические вопросы, вязанные с созданием индивидуальных программ (маршрутов комплексного сопровождения). 3. Самообразование по вопросам отработки умений, необходимых для эффективного обучения детей, Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности [1]. Родителям (законным представителям) одаренных учащихся: 1. Понимать и принимать своих детей не смотря ни на что. 2. Тесное сотрудничество с педагогами образовательной организации в вопросах диагностики и сопровождения учащихся. Администрации образовательных организаций: 1. Создание в образовательной организации атмосферы содружества и сотворчества педагогов, учащихся и родителей (законных представителей). 2. Оказание методической помощи педагогам в работе с одаренными учащимися. 3. Стимулирование (моральное и материальное) педагогов и одаренных учащихся. Библиографический список: 1. Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Бабаева и др. Рабочая концепция одаренности [Электронный ресурс] / М.Е. Богоявленская М.Е. [и др.]. – М., 2003. – 95 с. – Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm#$p95 (дата обращения: 08.06.2018). 2. Богоявленская М.Е. Природа «проблем» одаренных: методическое пособие [Электронный ресурс] / М.Е. Боговленская. - Режим доступа: [http://www.den-za-dnem.ru.] (дата обращения: 12.06.2018). 3. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 1996. - 416 с. 4. Насакова Б.Ж. Профессиональная подготовка учителя к работе с одаренными детьми / Б.Ж. Насакова // Вестник Бурятского государственного университета, 2011/1 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/professionalnaya-podgotovka-uchitelya-k-rabote-s-odarennymi-detmi (дата обращения 14.06.2018). 5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Приказ президента РФ от 04 февраля 2010 года № Пр-271). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/6683 (дата обращения: 14.06.2018). 6. Одаренные дети в школе (из опыта работы) // Учитель в школе. - №3, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html] (дата обращения 12.06.2018). 7. Проблемы одаренных детей и пути их разрешения в рамках социально-педагогической деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [http://www.kursx.ru/psy86.html]. 8. Теплов Б.М. Способности и одарённость / Б.М. Теплов // Психология индивидуальных различий. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 136 c. 9. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант // Развитие и диагностика способностей / отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. – М.: Наука, 1991. – С. 11 -15. 10. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 2000. – 136 с.