Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Бороненко Ольга Поликарповна. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района, Новосибирская область, г. Купино, заведующий. Аннотация. В данной статье описывается десятилетний опыт физического воспитания дошкольников в МКДОУ детский сад «Сказка» Купинского района. Развитие двигательной активности детей в учреждении протекает в форме приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры. Педагоги учреждения поддерживает идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника. Для проведения объективной и статистически достоверной диагностики степени физической подготовки воспитанников в учреждении разработана система мониторинга, включающая в себя методики, позволяющие определить не только качественные, но и количественные характеристики соответствующих показателей в зависимости от пола и возраста ребенка, разработаны карты здоровья детей, отражающие показатели физического развития и двигательной подготовленности детей. Оздоровление здесь трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Ключевые слова: физическое развитие и воспитание дошкольников, двигательная активность, соответствие возрастным, анатомо-физиологическими и психологическими особенностям, планирование, не стандартный подход, определение уровня физического развития дошкольников, протоколы обследования, карты индивидуального физического развития. Введение. Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком. Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В нашем детском саду занятия по физической культуре выстроены в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений, они предусматривают физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении. Болезненный, физически плохо развитый ребенок обычно отстает от здоровых детей в учебе. У него хуже память, его внимание быстрее утомляется, и поэтому он не может хорошо учиться, а родители и даже педагоги нередко ошибаются, считая ребенка лентяем. Эта слабость вызывает также и самые различные расстройства в деятельности организма, ведет не только к понижению способностей, но и расшатывает волю ребенка. Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, профилактике заболеваний, улучшению деятельности внутренних органов и систем детского организма, оно позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие. В данной работе мы представляем опыт нашего учреждения в области физического воспитания детей дошкольного возраста, в котором не ничего второстепенного и его можно сравнить лишь с айсбергом, где на поверхности, видимой всем, находится лишь малая часть сложного, многогранного и ежечасного труда педагога. Обоснование. Цели и задачи. На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способствуют становлению личности, оберегают его самобытность и раскрывают творческий потенциал каждого воспитанника. Развитие двигательной активности детей должно протекать в форме их приобщения к физической культуре как естественной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова. Наше учреждение поддерживает идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника. Роль движений в целостном психологическом развитии является очевидной и общепризнанной и потому не требует какого-то особенного обоснования. С другой стороны, двигательная активность, различные формы ее целенаправленной организации занимают более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Они вынесены на периферию образовательного процесса, то же самое можно сказать и об оздоровительной работе. Все это ведет к утрате источников развития ребенка и росту детской заболеваемости. Целью физического воспитания в нашем учреждении является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями физическое воспитание решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, которые направлены на формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности. Организация физического воспитания в ДОУ. В нашем детском саду реализуются основная общеобразовательная программа общеразвивающей и компенсирующей направленности, созданная на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой, адаптированная программа учителя-логопеда для детей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи и парциальная программа физического развития дошкольников. Наше учреждение пропагандирует развивающую педагогику оздоровления, которой присущ ряд отличительных черт:  представление о здоровом ребенке как эталоне и практически достижимой норме детского развития;  оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей;  индивидуально-дифференцированный подход является ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми. Физическое воспитание это многогранный процесс, который включает в себя и организацию образовательной деятельности, и свободную деятельность детей, и организацию сбалансированного питания, и кадровый потенциал… Воспитательно-образовательный процесс в нашем детском саду выстроен так, чтобы предотвратить переутомление детей, обеспечить им адекватную двигательную активность и рациональное питание. Вся деятельность детей строго регламентирована: в соответствии с требованиями СанПиН разработаны режим двигательной активности, расписание совместной регламентированной деятельности, графики прогулок и проветриваний. Большое внимание так же уделяется рациональному питанию детей, которое осуществляется в соответствии с десятидневным меню, налажен контроль за организацией питания. В нашем детском саду наряду с такими традиционными видами закаливания как утренняя гимнастика, гимнастика и ходьба босиком по ребристым дорожкам после дневного сна, воздушные ванны, умывание прохладной водой и ежедневные оздоровительные прогулки практикуется «босоногое» проведение занятий физической культуре. Кадровый потенциал. Все знают, что последние несколько лет российское образование находится в постоянном режиме реформирования. Это общая характеристика времени. Главным лицом реформы является – педагог. Позиция педагога нашего детского сада, в основе которой принцип: действовать не как функционер, а как человек, позволяет установить благоприятный психологический климат в группах. Взаимодействие с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества, создается ситуация успеха в любой деятельности детей. Специалисты ДОУ проходят ежегодно курсы повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования, занимаются самообразованием по разным видам деятельности. Результатом этого является высокий уровень квалификации педагогов, обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группах, разработка методических рекомендаций, организация конкурсов, семинаров, открытых мероприятий для педагогов и родителей, создание педагогических копилок, диагностических методик. Педагоги нашего детского сада занимают активную жизненную позицию: участвуют в методических объединениях, семинарах, конкурсах различного уровня и как результат: обилие грамот (Приложение № 4) и призов. Самыми значительными результатами на данный промежуток времени мы считаем получение и реализация областных грантов «Здоровый ребенок – успешный ребенок» и «Удивительное рядом», а так же получение и реализацию районной грантовой поддержки в проекте «Дети наше настоящее». Развивающая предметно-пространственная среда. Двигательная активность зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от организации социальных условий его пребывания в детском учреждении. На полученные средства мы изготовили дополнительное спортивное оборудование (горизонтальные и вертикальные мишени, стойки, дуги, шведскую стенку, набивные мячи), приобрели навесные баскетбольные кольца, канат, гимнастические палки и скамьи, установили распорные спортивные комплексы и устроили уличную метеоплощадку. Необходимо отметить, что установка распорных спортивных комплексов была принята что называется «в штыки» и педагогами и родителями. Родители не понимали и не принимали такое новшество, педагоги боялись травмирования детей и не имели ни малейшего представления как организовать работу с этими комплексами. Старшим воспитателем детского сада были разработаны правила безопасности и методические рекомендации педагогам по работе на спортивных комплексах, подобраны физические упражнения для детей (Приложение № 5). Сейчас уже невозможно себе представить группы без таких комплексов, где дети с удовольствием осваивают трехмерное пространство. Метеорологическая площадка, устроенная на территории детского сада тоже стала хорошим подспорьем не только для различных детских исследований и наблюдений. Она является еще и большим помощником в оздоровлении детей, так как все исследования и наблюдения происходят на открытом воздухе, что способствует закаливанию и укреплению детского здоровья. Парциальная программа физического развития дошкольников. В нашем учреждении разработана и внедряется в образовательный процесс парциальная программа физического развития дошкольников, которая предусматривает расширение индивидуального двигатель¬ного опыта ребенка, последовательное обучение движениям и двигатель¬ным действиям: правильной, ритмичной, легкой ходьбе, бегу, умению прыгать с места и с разбега, разным видам метания, лазанья, движений с мячами. Дети обучаются четко, ритмично, в определенном темпе выпол¬нять различные физические упражнения по показу, на основе словесно¬го описания и под музыку. В физическом воспитании большое место отводится физическим уп-ражнениям, которые проводятся в игровой форме, и подвижным играм. В программу старшей и подготовительной к школе групп включено обу-чение детей отдельным спортивным упражнениям и элементам спортив¬ных игр (баскетбола, футбола, хоккея, бадминтона, настольного тенниса; игр в городки, кегли и др.). Образовательная программа ориентирована на группы детей общеобразовательной и компенсирующей направленности от 3 до 7 лет. Срок реализации программы – 4 года. Содержание программы определяется: 1. Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. 2. Программой и методическими рекомендациями по физическому воспитанию Э.Я. Степаненковой. 3. Технологией мониторинга физического развития и двигательной подготовленности дошкольников О.В. Головина. Программа разработана на основе современных научных данных и практического опыта и является необходимой ступенью в подготовке детей к занятиям в школе. Образовательный материал программы соответствует возрастным особенностям детей и составлен по принципу постепенного перехода от лёгкого к более трудному. Содержание программы представляет такое сочетание различных видов физических упражнений и игр, которое разрешает оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания. Программа излагает образовательный материал для каждой возрастной группы и определяет умения и навыки, которыми должны овладеть дошкольники. Значительная часть разделов программы повторяется из года в год с постепенным усложнением учебного материала. Такая концентричность является весьма положительной: она способствует лучшему усвоению изучаемого материала, детальному овладению техникой выполнения упражнений, а приобретаемые в процессе выполнения упражнений умения и навыки продолжают совершенствоваться. Учебный материал программы является единым как для мальчиков, так и для девочек, главным критерием являются качественные показатели овладения основными видами движений и технически правильное выполнение упражнений. С целью предоставления дошкольникам возможности испытать свои силы, ознакомиться со своими достижениями, а инструктору по физической культуре выявить степень физической подготовки воспитанников Программой предусмотрено выполнение некоторых упражнений на результат (прыжки, метание и т.д). Для проведения объективной и статистически достоверной диагностики разработана система мониторинга, включающая в себя методики, позволяющие определить не только качественные, но и количественные характеристики соответствующих показателей в зависимости от пола и возраста ребенка, разработаны карты здоровья детей, отражающие показатели физического развития и двигательной подготовленности детей. Наличие в программе большого количества различных видов физических упражнений делает ее весьма содержательной. Занятия каждым из видов физических упражнений оказывают специфическое воздействие на организм, на формирование двигательных навыков, на воспитание двигательных качеств, прежде всего быстроты и ловкости, помогают воспитанию моральных и волевых качеств. Интересной находкой мы считаем разработанный инструктором по физической культуре цикл познавательных занятий о видах спорта. Кроме этого в нашем детском саду работает кружок «Школа мяча». Мы считаем, что целесообразное использование всех видов физических упражнений в их совокупности полноценно решит задачи физического воспитания учащихся. Планирование. Не стандартный подход. Программа физического развития сохраняет все базисные принципы (преемственность, последовательность, систематичность и т.д.), и имеет некоторое смещение акцентов с научения двигательным умениям в сторону приоритетности развития психофизических качеств дошкольников. Перспективное планирование приоритетного развития психофизических качеств (Приложение № 8) мы составили на основе перспективного планирования, предложенного О.В.Головиным («Нормированная двигательная активность в онтогенезе дошкольника»), где каждому психофизическому качеству отведено определенное количество занятий. А вот к календарному планированию подошли несколько иначе. Взяв за основу виды движений, указанные в методических рекомендациях к программе «От рождения до школы», определили процентное соотношение этих движений. Далее путем несложных математических расчетов получили количество минут приходящихся на каждое движение в год, месяц. Для дошкольника освоение всех видов движения равнозначно важно, но все же отдали некоторое предпочтение бросанию, ловле, метанию т.к. на наш взгляд, данный вид основных движений, как никакой другой способствует развитию ловкости, координации, быстроты, развитию мелкой моторики пальцев рук. На основании требований «Программы» и методических рекомендаций к ней, для каждой возрастной группы составили требования, предъявляемые к формированию и совершенствованию умений и навыков в основных видах движений, которые помогают правильно расставить акценты при подготовке и проведении физкультурных занятий. Далее на основе полученных данных и перспективного планирования разработали календарное планирование приоритетного развития психофизических качеств и освоения основных видов движения. Для наглядности разберем первое занятие сентября. Целью этого занятия является развитие такого психофизического качества как ловкость, задачами – развитие таких основных видов движения как бросание, ловля, метание и прыжки. Конкретизировать, какие именно виды прыжков, ловли метания и бросания мы сможем с помощью таблицы требований, предъявляемых к формированию и совершенствованию умений и навыков в основных видах движений. В результате в течение всего учебного года на каждом занятии дошкольники получают, строго дозированную и систематическую нагрузку. Педагогический мониторинг является одним из условий повышения качества дошкольного образования. Требования, предъявляемые к современному дошкольному образованию, достаточно высоки. На современном этапе реформирования системы образования – проблема качества образования является весьма актуальной и дискуссионной. За качеством работы детского сада наблюдают родительская и педагогическая общественность, органы управления образованием, представители средств массовой информации. Поэтому организация диагностических мероприятий в рамках построения педагогического процесса – насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие. Диагностика как метод контроля этична, поскольку не «ищет виновных», психологична, так как способствует повышению уровня мотивации педагогов через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий, способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность. Она позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Для этого нужно уметь планировать и оценивать свои действия, иметь в своем распоряжении достоверную и объективную информацию. Успешное решение задач развития физических качеств во многом зависит от возможностей осуществления своевременного и правильного контроля подготовленности. В связи с этим нами используется методика контрольных испытаний, проводимых с помощью различных нормативов, проб, упражнений и тестов. Их применение позволяет инструктору по физической культуре определить состояние тренированности у занимающихся, уровень развития физических качеств и других показателей, позволяет, в конечном итоге, судить об эффективности применяемого метода развития физических качеств. В нашем дошкольном учреждении сложилась и реализуется следующая система диагностических мероприятий: два раза в год, с целью определения уровня и динамики развития воспитанников, инструктором по физической культуре и медицинским персоналом детского сада проводится обследование развития психофизических качеств дошкольников. В процессе обследования составляются протоколы обследования физической подготовленности детей и обследования состояния пульсовой суммы и физической работоспособности. На основе полученных данных составляются индивидуальные карты здоровья детей, в которых прослеживается динамика физического развития ребенка. Диагностируя физи¬ческую подготовленность детей, важно знать не только количество детей с высоким, средним и низким уровнями сформированности психофизических качеств, но и темп прироста, а также за счет чего он достигнут. На наш взгляд, целесообразнее выяснять, за счет чего – естественного роста, целенаправленной системы физического воспитания или эффектив¬ного использования естественных сил природы и физических упражнений развиваются психофизические качества ребенка. Мы считаем, что для этого целесообраз¬но использовать формулу, предложен¬ную В.И. Усаковым. Рис. 1. Динамика снижения заболеваемости в Муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района Итоги. Результатом целенаправленной работы по физическому развитию детей в нашем детском саду является неуклонное снижение заболеваемости (рис. 1). Нашим воспитанникам привиты стойкие культурно-гигиенические навыки, они обучены уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. У наших детей сформированы привычки ежедневных физкультурных упражнений, развиты представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и что вредно для организма, выработано осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свои состояния и ощущения. Выпускники нашего детского сада продолжают заниматься в детско-юношеской спортивной школе и спортивных секциях в общеобразовательных школах. Выводы. Таким образом, деятельность нашего учреждения в области физического воспитания позволяет педагогам строить личностно-ориентированную модель взаимодействия с каждым ребенком, учитывая особенности его развития и состояние здоровья. Осуществляемая оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий позволяет организовать процесс воспитания в учреждении так, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье. Приобщение ребенка к физкультуре с ранних лет, важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для развития физических качеств, для выработки привычек занятиям спорта. Дошкольный возраст – это важнейший период формирования человеческой личности, период, когда закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Это обязывает дошкольных работников углубленно работать над проблемами физического воспитания детей. Библиографический список: 1. Богуславская Т. Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2012. - № 4. 2. Зебзеева В. А. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал //Научно-исследовательские публикации. – 2014. - № 8 (12). – С. 161-166. 3. Головин О.В. Нормированная двигательная активность в онтогенезе дошкольника. Монография. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО. – 2003. – 142 с.