Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЫ ВМЕСТЕ»

Романовская Наталья Валентиновна.

Норильск, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 1 «Северок», педагог-психолог.

 

Аннотация. В статье описывается опыт организации помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей инвалидов на базе консультативного центра в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Проведение диагностики и разработка индивидуального маршрута развития для ребенка с ОВЗ, совместные обучающие мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования, коррекции и оздоровления детей в условиях семейного воспитания. Социализация, раскрытие творческого потенциала, улучшение детско-родительских отношений, организация досуга детей и их родителей.

Ключевые слова: инклюзия, дети с особыми возможностями здоровья.

 

Работая в условиях инклюзии, педагоги взаимодействуют с родителями детей с ОВЗ, которые не осознают, что развитие, воспитание, коррекция, социализация детей – это совместный труд членов семей и коллектива учреждения. Задача нашего ДОУ состоит в реализации и распространении семейно-центрированного подхода в решении проблем ребенка с особыми образовательными потребностями.

Население Норильского промышленного района составляет примерно 250 тысяч человек, из них 30 тысяч – дети дошкольного возраста. Для детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей помощи в детских садах НПР, имеются группы компенсирующей направленности, таких групп в НПР всего 15. Это группы для категории детей с задержкой психического развития (ЗПР) и общим недоразвитием речи (ОНР), 1 группа для коррекции заикания у детей и одна группа для детей с проблемами зрения. Количество детей в коррекционно-развивающей группе 10 человек. Дети с ОВЗ посещают массовые группы, далеко не каждый детский сад имеет в штате учителя-дефектолога, учителя-логопеда.

Становится понятным, что не каждый ребенок и его родители имеют возможность своевременно получить квалифицированную помощь специалистов по вопросам коррекционного воздействия. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, имеющие диагнозы и направленные в группы компенсирующей направленности, посещают общеразвивающие группы по причине того, что в специализированные группы принимаются дети с 5 лет. И по достижению ребенком пятилетнего возраста нет гарантии, что он будет зачислен в специализированную группу из-за ограниченного количества мест.

Есть дети, которые получают образование на дому в силу особенностей здоровья, и родители действительно не имеют возможности получить информацию о том, своевременно ли развивается их малыш, в чем именно проблема, какие приемы использовать для обучения малыша, имеющего особенности в развитии. Между тем, современная педагогика и дефектология указывает на то, что ребенку с отклонениями в развитии помогать необходимо с первых месяцев жизни – это связано с наиболее интенсивным темпом развития детского мозга в этот период. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы психической деятельности ребенка, которая и является фундаментом его дальнейшего психологического развития. В штате нашего ДОУ имеются высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт работы с детьми с различными нарушениями, которые оказывают консультационную, диагностическую, психолого-педагогическую помощь семьям.

Целью проекта является повышение педагогической компетенции у родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которые не посещают специализированную группу, в которой нуждаются (дети с ОВЗ), а также детей-инвалидов, которые получают образование на дому, в вопросах воспитания, образования, коррекции и оздоровления детей в условиях семейного воспитания.

Из наиболее значимых задач проекта можно выделить следующие:

  1. Социализация, раскрытие творческого потенциала, улучшение детско-родительских отношений, досуг.
  2. Формирование инклюзивной культуры родителей дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов
  3. Улучшение детско-родительских отношений в семье ребенка с ОВЗ и детей-инвалидов.

         Целевой аудиторией проекта являются:

  • Дети с ОВЗ и дети-инвалиды (заключение ТМПК), ЗПР, ОНР, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, не посещающие специализированную группу и не получающие помощь специалистов;
  • Родители детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Функционал участников проекта:

  • Руководитель проекта отвечает за ведение документации, заключение договоров, организацию мероприятий, координирование отношений с организациями-партнерами;
  • Заместитель заведующей по учебно-воспитательной и методической работе отвечает за разработку занятий, согласованность в работе специалистов, организацию мероприятий, своевременный анализ мероприятий, привлечение участников, осуществляет консультационную юридическую помощь родителям;
  • Педагог-психолог осуществляет диагностику познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, составляет индивидуальный маршрут развития для ребенка, осуществляет диагностику детско-родительских отношений, проводит тренинги, развивающие занятия в сенсорной комнате «Развиваемся играя»;
  • Учитель-дефектолог организует диагностику детей по запросам родителей, подбирает методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия, проводит индивидуальные консультации;
  • Учитель-логопед организует диагностику детей по запросам родителей, подбирает методы и приемы коррекционно-развивающего воздействия, проводит индивидуальные консультации, практикум по логоритмике, направленный на освоение родителями приемов и методов стимуляции речевой активности;
  • Медсестра оздоровления реализует цикл консультаций для родителей и проводит практическое занятие (дети и родители);
  • Инструктор по физической культуре проводит занятия коррегирующей гимнастики для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата и совместный практикум (родители и дети).
  • Воспитатель разрабатывает и реализует совместные занятия детей и родителей по развитию мелкой моторики с применением нетрадиционных приемов.

 

Библиографический список:

  1. Годовникова Л.В., Возняк И.В. Коррекционно-развивающие программы в ДОУ: программы развития личностной, познавательной, эмоциональной сферы детей: – Волгоград: Учитель, 2014. – 187 с.
  2. Верещагина Н.В. Если ребенок отстает в развитии… – СПб.: ООО «Издательство» «Детство-Пресс», 2012. – 64 с.
  3. Кокуева Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка в детском саду. – М.: АРКТИ, 2015. – 112 с.
  4. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии: Методические рекомендации. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – 64 с.