Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЯЗИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ПОСЕЩАЕМОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Сорокина Елена Львовна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск,  кафедра «Физическое воспитание и спорт», доцент, so117@yandex.ru.

Бабенко Марина Альбертовна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск,  кафедра «Физическое воспитание и спорт», старший преподаватель, marina.babenko.n@mail.ru.

Назарова Нина Илларионовна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, кафедра «Физическое воспитание и спорт», старший преподаватель, so117@yandex.ru.

Черночуб Елена Геннадьевна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, кафедра «Физическое воспитание и спорт», старший преподаватель, so117@yandex.ru.

 

Аннотация. В статье определена связь психоэмоционального состояния  и посещаемости занятий физической культурой студентов вуза, представлены результаты изучения индивидуальных концепций здоровья студентов.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, студенты, индивидуальные концепции здоровья, уровни депрессии.

Авторами Г. А. Виноградовой Т. Ю. Мысиной выделен ряд особенностей в проявлении психоэмоциональных состояний студентов вуза: более чем у половины студентов выражен дисбаланс в психоэмоциональном состоянии, с одной стороны, проявляющийся: в высоких показателях настроения, положительного фона эмоциональных переживаний (радости), светлого (приятного) состояния, – с другой: – усталости (79%),  низкой заинтересованности (34%),  низких показателях активности (52%). Кроме этого, у одной трети студентов выявлены неблагоприятные психоэмоциональные состояния, а именно, – безразличие (34%), скука (32%), состояние пресыщенности (43%) [2].

Одной из существенных причин появления подобных состояний авторы определяют наличие низкого уровня личностной монотоноустойчивости, указывая, что большинству обследованных студентов (68%) трудно переносить длительную однообразную нагрузку, часто свойственную учебному процессу в вузе [2].

Опираясь на приведённые результаты исследований, мы предположили наличие взаимообусовленности двух факторов: посещаемости занятий физической культурой и психоэмоционального состояния студентов.

Для оценки психоэмоционального состояния студентов основной и специальной медицинских групп нами использована методика  «Шкала депрессии» (Э.Р. Ахмеджанов, 1995).  На диаграммах (рис. 1,2) представлены результаты проведённого исследования.

 

Рис. 1. Показатели уровней депрессии  студентов вуза, посещающих и не посещающих занятия по предмету «Физическая культура». Специальная медицинская группа.

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что у студентов специальной медицинской группы не посещающих занятия физической культурой преобладает высокий и средний уровень депрессии (60% и 39% соответственно). У студентов, регулярно посещающих занятия физической культурой отмечен значительно более низкий процент студентов, имеющих высокий уровень депрессии (24%) и более высокий процент студентов, имеющих низкий уровень депрессии (23%).

 

Рис. 2. Показатели уровней депрессии  студентов вуза, посещающих и не посещающих занятия по предмету «Физическая культура». Основная медицинская группа.

 

Изучив результаты студентов основной медицинской группы, полученные в ходе экспериментальной работы можно констатировать, что большее количество респондентов, регулярно посещающих занятия физической культурой показали низкий уровень депрессии (42%), в отличие от студентов не регулярно посещающих занятия физической культурой (19%), с преобладанием среднего уровня депрессии.

Нами также определено, что, субъективным фактором, существенно определяющим психоэмоциональное состояние студентов, является отношение к собственному здоровью, которое проявляются в готовности и стремлении к реализации необходимых норм двигательной активности.

В процессе изучения индивидуальных концепций здоровья студентов, выявлены некоторые непродуктивные позиции, например – «здоровье – это данность извне», принимая такую позицию, студент выводит на первый план такие факторы, определяющие здоровье, как окружающая среда, наследственность, медицинское обслуживание, при этом здоровому образу жизни, а, следовательно, и двигательной активности отводится незначительное место, большая часть студентов, не посещающих занятия физической культурой придерживается именно этой концепции здоровья.

Изучая индивидуальные концепции здоровья студентов, посещающих занятия, нами отмечено, что многие из них (более 56%) имеют представление о значимости двигательной активности в сохранении здоровья, данная группа студентов принимает точку зрения, высказанную  Н.М. Амосовым «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем» [1, с. 6].

Таким образом, нами установлено, что степень выраженности депрессивных состояний имеет связь с объёмами недельной двигательной активности как у студентов основной, так и специальной медицинской групп. В свою очередь, посещаемость занятий по физической культуре позволяет студентам занять активную позицию в сохранении здоровья и выводит на первый план его наиболее значимый фактор – двигательную активность.

 

Библиографический список:

  1. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2007. – 288 с.
  2. Виноградова Г.А., Мысина Т.Ю. Влияние психолого-педагогических условий регуляции на психоэмоциональные состояния студентов вуза // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2011. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-psihologo-pedagogicheskih-usloviy-regulyatsii-na-psihoemotsionalnye-sostoyaniya-studentov-vuza (дата обращения: 27.02.2018).