Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ МАСТЕРСКИХ КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

Загидуллина Юлия Петровна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад № 35», г. Ангарск, воспитатель.

 

Утверждение, что ребёнок развивается в игре, ни у кого не вызывает сомнений. Для маленьких детей  игра – это способ жизни. Не случайно, известный детский врач и педагог Е.А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином». И. Хейзинга утверждал, что «детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают в ребёнке всё, что составляет богатство человеческой личности». В игровых ситуациях происходит реальный процесс развития и обучения ребёнка.   

Несмотря на то, что жизнь ребёнка раннего возраста проходит в семье, мы должны признать, что при поступлении в детский сад, дети не владеют простейшими навыками общения, элементами игровой деятельности, отстаёт речевое развитие. И основной причиной этого является недостаточная компетентность родителей в вопросах развития ребёнка от рождения до трёх лет.                                     

Г.П. Щедровицкий указывал, что эффективным средством оптимизации детско-родительских отношений, оказания родителям действенной помощи в воспитании детей до трёх лет является игра, которую следует рассматривать не только как особую деятельность ребёнка, но и как  социально-педагогическую форму организации детской жизни.[ 2]  

Анализ данной проблемы позволил выдвинуть гипотезу: если в условиях образовательного учреждения разработать и внедрить систему мероприятий для развития компетентности родителей, а именно:  форму работы как игровая мастерская в системе «родитель-ребёнок-педагог», то это обеспечит повышение уровня родительской компетентности и будет способствовать эффективному развитию детей.

Целью нашей работы явилась  организация игровых мастерских для родителей и детей в условиях ДОУ с целью повышения родительской компетентности по вопросам игровой деятельности.

Задачи:

    1. Изучить научно-теоретические основы организации работы с родителями.

    2. Разработать и апробировать систему совместных игровых занятий с родителями и детьми.

    3. Обогатить игровую предметно-пространственную среду.

В ходе реализации 1 этапа (констатирующего, поискового) нами был изучен отечественный и зарубежный опыт по привлечению родителей к совместному образовательному процессу.

Методологическое осмысление историко-культурных оснований (Ф.Фребель, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, А.Д. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, П.Г. Саморукова и др.) показало, что детская игра преобразовывается в педагогическое явление только в тех условиях, когда её сознательно, целенаправленно используют для достижения определённых целей и задач воспитания [2. c.9].

Заслуживает внимания зарубежный опыт организации взаимодействия с семьями: игротерапевтическая теория и практика Г.Л. Лендретта, который сделал вывод о том, что игра является для ребёнка тем же, чем речь является для взрослого; игрушки для ребёнка – слова, сама игра – речь [1, с. 6].

 С. Холл отмечает, что наиболее ярко индивидуальность ребёнка раскрывается в игре. З.Фрейд использовал игру как в психотерапевтической практике, предоставляя ребёнку возможность «выиграться».

В процессе 2 этапа (основного) была проведена работа по разработке, апробации и внедрению в воспитательно-образовательный процесс такой формы работы, как игровые мастерские с родителями и детьми. Разрабатывалась их тематика и содержание, которые  позволили родителям научиться приёмам использования разнообразных видов игр: игры, направленные на сенсорное, предметно-манипулятивное, физическое, социальное, музыкальное развитие; игры-развлечения, сюжетно-отобразительные игры и др.

 Первое время родители считали, что их задача заключается в том, чтобы дать детям игрушки и удобно расположиться рядом. Постепенно родители учились создавать игровое взаимодействие с ребёнком, отбирать игры с учётом возрастных и индивидуальных потребностей ребёнка.

При организации игровых мастерских воспитатель не навязывал своих инструкций. Но так как большинству родителей первое время очень трудно научиться «считывать» поведение своих детей, то тогда  на помощь приходил воспитатель, который выступал в роли «образовательного консультанта».

На 3 этапе (заключительном) был проведён анализ работы, который показал, что родители стали больше понимать и принимать своих детей, позволять  детям то, что казалось раньше им нецелесообразным, например, с удовольствием измазаться краской, разрисовать стену, поиграть в песок, разбросать игрушки.  Родители усвоили основные принципы общения с детьми: терпимость, принятие, приемлемые действия, ограничение, интуиция, игровой подход. 

Также была обогащена предметно-пространственная среда  в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта, которая обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Таким образом, нами были разработаны новые, нетрадиционные формы взаимодействия с целью повышения родительской компетентности по вопросам игровой деятельности детей раннего возраста.

Библиографический список:

  1. Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребёнка: пер. с англ. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000 –196 с.
  2. Менджерицкая, О.К. Воспитание детей в игре [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Менджерицкая, О.К. Зинченко, Л.П. Бочкарева и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983. – 192 с.