Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8-960-785-57-37

8 (383) 202-21-81
(отдел сопровождения)

8 (383) 285-54-77
(методический отдел)

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени.

sispp_nsk@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТЫВАЮЩИХ ВЗРОСЛЫХ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

Яковлева Светлана Ильинична.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35», г. Ангарск, заведующий.

 

Одним из основных условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, определённых в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательних инициатив семьи [2, c.20].

МБДОУ детский сад  № 35 г. Ангарска в течение нескольких лет являлся муниципальной экспериментальной площадкой по проблеме взаимодействия детского сада и семьи. На протяжении нескольких лет педагогический коллектив работал над внедрением  проекта, цель которого – разработка, продвижение и реализация  просемейных  программ и методик.

Данный проект предполагает изучение различных аспектов взаимодействия семьи, общества, в том числе ответственного родительства,  здорового образа жизни, сохранения  семейных традиций, формирования и возрождения основ  нравственных ценностей семьи.

Проблемы, связанные с трудностью развития ребёнка часто имеют «семейное происхождение». Анализ негативных тенденций в практике дошкольного образования показывает, что низкое качество семейного воспитания сегодня является одной из главных причин постоянно растущего числа детей, внешне вполне благополучных, но имеющих явные и скрытые проблемы в развитии [1,c.8].

Очень часто отклонения здоровья и развития детей – это результат неграмотной деятельности родителей и ближайшего социального окружения.

Правомерно сделать вывод о назревшей потребности в целенаправленном образовании родителей. Психолого-педагогическое просвещение позволит родителям овладеть компетенциями, необходимыми для грамотного взаимодействия с детьми.

Одним из путей решения проблемы  непрерывного образования семьи в условиях образовательного учреждения является осуществление профилактической психолого-педагогической подготовки родителей, которая будет оказывать формирующее влияние посредством переосмысления, рефлексии и коррекции родительского отношения к ребёнку.

Действующая система взаимодействия образовательного учреждения и семьи недостаточно эффективна в связи с отсутствием системного, комплексного подхода к данной проблеме. Поэтому невозможно решить проблемы психолого-педагогического просвещения семьи за счёт разрозненных, эпизодических мер.

В связи с этим, у нас возникла потребность разработки экспериментальной программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями «Семейная академия», реализация которой поможет разрешить следующее  противоречие: между необходимостью организации обучения родителей на основе системного, комплексного подхода  и недостатком  имеющихся разработок и методических программ в этой сфере.

Объектом нашего исследования является  взаимодействие образовательного учреждения с родителями.

Предметом  исследования – содержание, формы и методы психолого-педагогического просвещения родителей в условиях детского сада.

Теоретический анализ проблемы исследования позволил выдвинуть  гипотезу: если в условиях образовательного учреждения  внедрить научно-экспериментальную программу, разработать содержание, формы и методы, то психолого-педагогического образование семьи будет значительно результативным для организации здоровых, безопасных условий жизни семьи.

Задачи опытно-экспериментальной работы:

  1. Изучить научно-теоретические основы организации работы по психолого-педагогическому просвещению семьи.
  2. Разработать и апробировать программу психолого-педагогического просвещения воспитывающих взрослых «Семейная академия» в условиях деятельности детского сада.
  3. Создать психолого-педагогические, методические, материальные условия для взаимодействия с родителями.

Методы исследования: анализ историко-культурной и психолого-педагогической литературы, собеседование, консультирование, анкетирование, интервьюирование и групповые опросы родителей.

Научно-методической базой экспериментальной работы являются положение отечественной психологии об учёте закономерностей развития и становления личности  в раннем детстве; исследования проблем семьи и семейного воспитания (А. Адлер, Ю.П. Азаров, Д.Варга, С.В. Ковалёв, В. Саттир Р.В. Овчарова  и др.), исследования проблем образования взрослых (Ананьев Б.Г, Вершловский С.Г.. Лесохина Л.П. и др.).

Научно-практическая новизна исследования заключается в разработке и апробировании системы опытно-экспериментальной работы взаимодействия образовательного учреждения с семьёй, обеспечивающей   эффективную помощь родителям на основе  общечеловеческих ценностей, образцов этнической, экологической, духовной культуры. Продуктивным результатом эксперимента будет создание авторской программы, которая позволит сформировать  психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросам сохранения здоровья детей, обеспечения безопасных условий жизнедеятельности, их гармоничного развития в условиях семейного воспитания.

В ходе реализации  1 этапа (констатирующего, поискового) нами были изучен отечественный и зарубежный опыт  по образованию взрослых в области семейного воспитания;  проведена диагностика педагогов по оценке готовности к работе по психолого-педагогическому образованию семьи.

Методологическое осмысление историко-культурных (Попов И.И., Виноградов Г., Распутин В, Толстой Л.Н., Лесгафт П.Ф.) оснований показало, что главным из направлений, способствующим образованию в человеке чувства родителя, семьянина, «главы семьи» или «хранительницы домашнего очага» является возвращение к народным традициям, к своим корням, к опыту наших предков.   В Сибири всегда «жили миром». Валентин Распутин в произведении «Моя и твоя Сибирь писал: «Сибиряк – созидатель по натуре, который преобразовывая байкальский край, делал это не с холодным сердцем для кого-то неизвестного, а для собственных детей и внуков».  В Байкальском регионе также существуют этнокультурные семейные традиции, которые имеют несомненную значимость для воспитания здорового ребёнка.

 Заслуживает внимания зарубежный опыт организации взаимодействия с семьями: программа «Шаг за шагом», основным элементом которой является многоаспектное сотрудничество с семьёй; деятельность Центра ранней социализации «Зелёная Дверца», задача которого создать неформальное объединение трёх главных участников педагогического процесса: детей, воспитателей и родителей, создание атмосферы доверия и доброты. Не можем не отметить положительный опыт финских авторов под рук. Ю. Хямяляйнен по воспитанию родителей.

Несмотря на имеющийся разнообразный отечественный и зарубежный опыт, существующие программы по данному направлению малочисленны  и недостаточно представлены в педагогической литературе. Нами была разработана система мероприятий, цель которой создание условий для раскрытия творческого потенциала и профессионального самосовершенствования педагогов по вопросам семейного воспитания,  родителей, формирование у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию.

2 этап опытно-экспериментальной деятельности предусматривал разработку, апробацию и внедрение в практическую деятельность содержания, форм и методов психолого-педагогического просвещения семьи.

Необходимо было определить и выбрать тематику мероприятий для родителей,  отражающей  психолого-педагогический подход:

  • Свет и тень материнского чувства // Психология материнства;
  • Особенности развития детей дошкольного возраста // Мир глазами ребенка;
  • Развитие способностей // Ваш уникальный ребенок;
  • Фольклор – истоки народной мудрости // Посиделки в горенке; Этноэкологические семейные традиции Байкальского региона.
  • Психологическое здоровье ребёнка // Наши дети – наши проблемы
  • Основы рационального питания детей раннего возраста // Секреты детской кухни
  • Игры с куклами для детей и взрослых // Этнические куклы и др.

Каждое занятие апробировалось, корректировалось, определялась форма занятия: тренинги, семинары-мастерские, мастер-классы, музыкальная, психологическая, экологическая, гостиные, семинары-практикумы., семейные клубы по интересам, клубы выходного дня, педагогическая мозаика,  выставка, семейная ассамблея.

В работе с воспитывающими взрослыми мы используем модель групповой формы. Работа в группе позволяет родителю посмотреть на себя «глазами других», лучше понять собственные стереотипы поведения воспитания детей. Применение интерактивных  методов работы с семьёй позволило педагогам проводить обучающие занятия в диалоговой форме общения,  включить родителей в совместную творческо-поисковую деятельность.

На 3 этапе были изданы методические пособия по программе «Семейная академия».    

Таким образом, проведённая опытно-экспериментальная работа позволила нам дополнить практические разработки в области психолого-педагогического образования воспитывающих взрослых, а также расширить перспективу дальнейшей работы в этой области.    

                           

Библиографический список.

  1. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Пособие для работников ДОУ.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРОКТИ, 2005 – 80с. (метод.биб-ка).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Центр педагогического образования, - М.; Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.