Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

Леготина Юлия Владимировна.

Искитим, МБДОУ № 10 «Ручеёк», старший воспитатель, antonzewa@rambler.ru

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы с родителями, имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Описываются шесть принципов, а также пять форм организации работы с родителями для повышения эффективности взаимодействия.

Ключевые слова: родители, тяжелые нарушения речи, организация деятельности.

 

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, наблюдаются нарушения динамической структуризации значения слов, неточность их употребления, затруднения при правильной их группировке и усвоении [2, с. 94]. Этот перечень можно продолжить. Поэтому перед педагогами, работающими с данной категорией детей, встают вопросы ранней диагностики, выбора методов коррекционно-педагогического воздействия.

Изучая проблему организации работы с родителями, воспитывающего ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей является одной из значимых сторон совместной деятельности всего коллектива единомышленников: педагогов и специалистов [1].

Известно, что семья оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности ребенка. Однако родители часто недопонимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно в условиях семьи. Многие родители, имеющие детей с тяжелыми нарушениями речи, испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а также формах и приемах коррекционно-образовательной работы с ними. Значительная часть родителей проявляет потребительское отношение к образованию, снижая тем самым эффективность обучения. Большинство родителей проявляют некомпетентность в вопросах речевого развития ребенка.

Выше изложенные факты побуждают педагогов заняться поиском продуктивных форм работы с семьями для решения проблем каждого ребенка и семьи индивидуально [4]. При этом ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными, разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых.

Поэтому перед нашим дошкольным образовательным учреждением встала задача разработки и внедрения в практику эффективной модели взаимодействия с родителями, в рамках которой семья выступает в роли «активного» партнера, участвующего в процессе воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства, как в дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях [3].

Организацию эффективной работы с родителями в нашем ДОО предполагаем с опорой на принципы, предложенные О.Г. Хабаровой [6]:

  • Научность: учет особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи и их семей с точки зрения индивидуальных возможностей детей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок.
  • Междисциплинарность: совместная деятельность родителей и специалистов различных областей (педагогики, медицины, психологии и т.д.).
  • Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей: исключение у родителей различных страхов и опасений (неопределенности, некомпетентности) при первичном взаимодействии со специалистом; обеспечение эмоционального благополучия, как родителей, так и их детей через знакомые и понятные формы взаимодействия.
  • Открытость специалиста: открытость специалиста и его умение исключить из общения с родителями негативные чувства раздражения, неприятия.
  • Приоритет активных методов взаимодействия: включение в работу с семьей дискуссий, круглых столов, ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга.
  • Мотивирование родителей к взаимодействию в работе со специалистами: необходимость мотивирования родителей как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрения актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении.

Таким образом, соблюдение данных принципов позволяет включить родителей в коррекционно-образовательную работу, сделать ее совместной, для них более понятной, интересной, открытой, а главное установить с родителями партнерские отношения.

Наш детский сад находится в городе Искитиме Новосибирской области, в нем функционируют 12 групп, две из которых группы комбинированной направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи). Комплектование детей комбинированных групп происходит на основании решения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК), которая по результатам диагностики дает заключение для каждого ребенка.

Работу с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи в первую очередь осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог и воспитатели группы.

Включение детей в психолого-педагогическое исследование осуществляется при наличии информированного согласия родителей. Проведению диагностики предшествует анализ медико-психолого-педагогической документации. Создаются необходимые организационные условия: предварительное знакомство с историей развития ребенка, учет возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей, требования ко времени и месту проведения, ведущей деятельности, выбору дидактического материала, организационных моментов, помогающих детям включиться в учебную деятельность [5].

Перед зачислением ребенка в группу учитель-логопед анализирует собранную информацию анамнестических данных, полученных результатов по разделам речевой карты, и составляет логопедическое заключение, отражая общую картину речевого развития ребенка. О результатах учитель-логопед информирует родителей.

После прохождения ТПМПК и зачисления ребенка в группу комбинированной направленности учитель-логопед консультирует родителей о текущих задачах коррекционно-логопедической работы, намечает пути сотрудничества с ними.

Параллельно с работой учителя-логопеда педагог-психолог проводит консультативно-рекомендательную работу с семьей. В ходе общения с родителями воспитанников педагог-психолог обращает внимание на межличностные отношения в семье, отмечает позицию матери по отношению к ребенку, анализирует их реакцию на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.), учитывает состояние родителей (растерянность, тоскливость, нежелание сотрудничать, жалобы или поиск путей решения проблем).

Как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки от специалистов, желают владеть точной информаций о нарушениях психофизического состояния ребенка, быть участниками совместного составления плана сопровождения ребенка и дальнейших действий.

Помимо работы специалистов хочется отметить, что большую работу при взаимодействии с родителями проводят воспитатели комбинированных групп, которые посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Основной задачей педагогов при организации деятельности с родителями является их приобщение к коррекционному процессу. Очень важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям специалистов, призвать к единству требований педагогов и родителей, обозначить, что только в этом случае возможна положительная динамика и наилучшие результаты.

Существует достаточно много форм работы с родителями, исходя из опыта работы нашего учреждения (с сентября 2016 по декабрь 2017), мы определили для себя наиболее эффективные формы работы с родителями.

Проведение Дней дублеров. В апреле 2016 года в детском саду был проведен День дублера. С раннего утра детей и родителей в группах встречали не воспитатели, а папы и мамы. Они выполняли то, что ежедневно делают воспитатели.

До проведения Дня дублера проходил опрос родителей, в котором педагоги групп выясняли, какой вид деятельности родитель хотел бы провести. Дублер не должен был присутствовать весь день в группе, так как родители зачастую заняты работой. Время нахождения в детском саду обговаривалось индивидуально. Для дублеров был составлен график, в котором прописывалась деятельность, которую родитель для себя выбрал и время нахождения в детском саду.

Родители воспитанников распределились между собой и по очереди в течение дня проводили все режимные моменты, занятия и игры. Воспитатели же присутствовали в группах в качестве помощников, наблюдателей и консультантов. Самое активное участие в мероприятии приняли, конечно же, мамы, но и папы не остались в стороне.

День дублера завершился педагогическим часом в методическом кабинете, где педагоги и родители в интересной, нетрадиционной форме подвели итоги Дня дублера, поделились своими впечатлениями.

Такая форма способствует формированию у родителей детей с тяжелыми нарушениями речи адекватной оценки психического и речевого развития своих детей и позволяет увидеть реальные достижения своего ребёнка, его трудности. Отзывы участников были разнообразными, но все положительными и позитивными.

Проведение недель психологии. В ноябре 2017 года была проведена неделя психологии. Цель такого мероприятия: привить воспитанникам такие качества, как доброта, сочувствие, сопереживание, эмпатия, сердечность, взаимопомощь, взаимовыручка. В играх и тренингах дети учились прощать, оказывать друг другу помощь, быть терпимыми, выдержанными, великодушными, делать добро близким и совсем незнакомым людям, а также получили элементарные навыки снятия стресса, усталости и агрессии.

Родители тоже были вовлечены в этот увлекательный процесс и не отставали от своих детей. Для них были предложены такие формы, как «забор психологической разгрузки», который располагался в холле первого этажа. На нем любой родитель мог написать отзыв о специалисте, воспитателе или работе детского сада, также на заборе можно было написать любое пожелание или вопрос сотрудниками детского сада. Также родителям и детям предлагалось взять домой раскраску зебру и раскрасить ее в самые яркие цвета, далее из разноцветных зебр была организованна выставка под названием «Что бы в жизни было меньше черных полос».

Особым интересом оказалось изготовление объявлений. Например, объявления содержали следующий текст «Тебе грустно? Возьми котенка (щенка, питомца и т.п.) и не грусти», «Если ты не успел утром позавтракать – возьми с собой чашечку кофе». Эти объявления дети изготавливали совместно с педагогом-психологом, а потом вместе с родителями расклеивали по городу и тем самым поделились с окружающими теплотой своих сердец. Такая форма работы в детском саду прошла впервые и оставила о себе положительные отклики от всех ее участников.

Привлечение семей к участию в выставках, конкурсах проводимых на уровне ДОО и города. Участие в выставках и конкурсах – традиционная и самая распространенная форма взаимодействия с родителями. Но по нашему мнению, эта форма достаточно эффективна и пренебрегать ею не стоит. В нашем ДОО, помимо традиционных конкурсов и выставок, в которых могут участвовать родители любой категории детей, организуются конкурсы и выставки для семей, где воспитывается ребенок с тяжелыми нарушениями речи. Как правило, у этих детей кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, недостаточность развития мелкой моторики. Привлечение детей к участию в конкурсах и выставках, подготовка материалов и пособий способствует развитию познавательных процессов.

Очень интересным оказался «Конкурс ребусов». Родители с детьми зашифровывали ребусы, которые вместе с другими участниками конкурса разгадывали их на тематическом развлечении. По итогам конкурса был изготовлен альбом, которым дети успешно пользуются в группе. Также проводились такие выставки, как «Разноцветная буква», «Веселый слог», «Где спрятался звук».

Видеотека. Видеотека содержит записи занятий (индивидуальных, групповых, подгрупповых), которые родители могут посмотреть самостоятельно, задав вопросы специалисту, либо занятие просматривается совместно со специалистом, который дает рекомендации по ходу его просмотра и по его окончанию. Запись занятия передается родителям через флеш-носитель. Для пользователей программой WhatsApp, учитель-логопед отправляет мгновенные видео-сообщения, которые значительно повышают эффективность работы с родителями. В процессе обмена такими видео-сообщениями родители могут просмотреть игры и упражнения, которые использует учитель-логопед при работе с воспитанником, видят пробелы в знаниях своего ребенка, учатся методам и приемам работы по преодолению трудностей в речевом развитии.

Игротека. Функционирует в каждой комбинированной группе, знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями на закрепление различных речевых навыков, дает возможность сориентировать родителей в выборе игр и дидактических пособий для занятий с ребенком дома.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников способствует снятию возможных барьеров и недопонимания между педагогами и родителями, способствует повышению их мотивации и более активному и заинтересованному включению в образовательный процесс, что дает положительные результаты.

Повысилась эффективность обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, у родителей повысилась компетентность в вопросах речевого развития, организация и проведение коррекционно-образовательной и логопедической работы в ДОО для них стала более понятной и открытой. Изменился характер взаимодействия семей со специалистами и воспитателями групп. Родители научились видеть проблемы своего ребенка и совместно со специалистами намечать пути их решения, стали положительно настроены на совместную работу по воспитанию и обучению своих детей, активными партнерами и полными участниками образовательной деятельности. Родители убедились в важности участия в образовательной деятельности, что это необходимо для развития и преодоления трудностей их собственного ребенка.

Такое взаимодействие с семьями в дошкольном образовательном учреждении дает возможность реализации единой коррекционной программы воспитания и развития ребенка, имеющего речевые нарушения.

 

Библиографический список:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Травинова Г.Н. Конструктор образовательной программы детского сада. – М.: Сфера, 2012. – 224 с.
  2. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика. Мельник Ю.В., Одинокова Н.А., Смирнов А.А.: монография / Центр содействия научных исследований. – Новосибирск, 2013. – 206 с.
  3. Крылова Н.Л., Корц М.А., Кузевич Л.М. Работа воспитателя по развитию речи в повседневной жизни детского сада для детей с нарушениями речи // Дефектология. – – № 5. – С. 2–23.
  4. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. Из опыта работы / Ред-сост. С.А. Миронова. – М.: Просвещение, 1987. – 139 с.
  5. Одинокова Н.А. Результаты исследования формирования переносного значения слова у детей дошкольного возраста с комплексными нарушениями речи и зрения // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития; сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Волгоград, 2015. – С. 94–98.
  6. Хабарова О.Г. Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 2. – С. 13–16.