Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ЛЕВОРУКИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Заторская Майя Анатольевна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Керчи РК «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения № 46 «Солнышко», воспитатель, masykosten@yandex.ua.

Поскольку обучение письму начинается в младшем школьном возрасте, формирование у учащихся графических навыков и техники письма является одним из важнейших задач учителей начальных классов.

В современной науке и практике разработаны методические рекомендации по обучению письму леворуких детей, в основу которых положены физиологические и психологические особенности таких учеников. Проанализируем их.

Мы согласны с мнением ученых (А. Волошенко, Н. Манько, И. Цепова и др.), что деятельность головного мозга, который состоит из левого и правого полушарий, предусматривает обработку сенсорной информации, которая приходит к нему от органов чувств, принятия решений, координации, эмоций, памяти и - самое главное - мышления. В процессе обработки информации одним полушарием, другое, на время уменьшает свою активность, в своём роде притормаживает [2; 6]. Доминирование определенного полушария головного мозга и является причиной выбора человеком определённой руки для письма.

Так, для детей, которые в различных видах деятельности предпочитают левую руку, доминантной является правое полушарие, отвечающее за оперирование образами, ориентацией в пространстве, различение музыкальных тонов и мелодий, распознавание сходства и различий сложных систем. Поэтому в обучении контингента младших школьников необходимо использовать такие методы и приемы работы, которые характеризуются  большей наглядностью, образностью, эмоциональностью в подаче материала.

Долгое время в лингводидактической науке вопроса о выборе руки во время письма не возникало: все ребята должны были писать правой рукой, а первоклассников с умением писать левой обязательно переучивали. В результате такого подхода у школьников очень часто возникал астенический невроз, который иногда переходил в навязчивое состояние [1, 3, 6].

Сегодня подходы к формированию навыков письма несколько изменились: дети учатся писать той рукой, деятельность которой доминирует в их повседневной жизни. Итак, учителю начальной школы  важно определить ведущую руку у каждого ученика с самого начала их пребывания в учебном заведении. Самым распространенным является метод количественной оценки с помощью вопросов, ответы на которые позволяют сделать вывод о превосходстве одной руки во время выполнения повседневных действий.

Однако не каждый ребенок может объективно оценить, какой рукой ему легче выполнять различные действия. Поэтому, по мнению ученых (А. Волошенко, Н. Манько, Н. Трунова, И. Цепова), для определения ведущей руки целесообразнее использовать специальные задания, а именно:

  • манипуляторные действия, которые младший школьник выполняет самопроизвольно;
  • открытие небольших коробочек, баночек, ящичков;
  • строительство предметов из палочек;
  • вырезание ножницами плоскостных изображений по контуру (линиям);
  • нанизывание крупного бисера, бусинок или пуговиц на иголку с ниткой, а так же использование коррекционной игры «шнуровка»;
  • выполнение вращательных движений во время открывания и закрывания крышек на бутылках и тому подобное (круговыми движениями).

Формирование у леворуких первоклассников технического навыка письма требует серьезной работы со стороны учителя, поскольку, как отмечалось выше, такой контингент учеников имеет свою специфику. Так, педагог должен ознакомить младших школьников с правильной осанкой во время письма, правильным держанием ручки и расположением тетради на парте [3, 6].

Серьезной помощью для обучения леворуких первоклассников письму могут специальные прописи, созданные на основе прописей с калькой, поскольку младший школьник, пишет левой рукой, ей же закрывает образец написания буквы или слова, авторы осуществили инновационный подход к размещению материала в указанном выше печатном издании. Так, образец, в обычных прописях изображен в начале строки, в прописях для детей леворуких размещается с правой стороны, то есть в конце строки. Н. Манько и И. Цепова, утверждают, что такое расположение графического материала позволяет леворукому ребёнку без лишних движений и волнений последовать образцу, который постоянно находится в поле его зрения. Сравнительный анализ прописей для леворуких и праворуких учеников позволяют нам утверждать, что в остальном их графическая, лингвистическая и иллюстративная составляющие идентичны, а, следовательно, позволяет учителю одновременно их использовать на уроке письма в 1 классе.

 

Библиографический список:

  1. Богомолова Н. Особенности обучения письму леворуких детей / Н. Богомолова //Студенческий научный вестник ТДПУ, 2004. - Вып. № 9. - С. 100-102.
  2. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p (дата обращения: 25.01.2017).
  3. Зубик Н. В. Подготовка леворукого ребенка к обучению письму / В. Зубик //Обучение и воспитание. - 2005. - № 16-17. - С. 38-53.
  4. Манько Н. Подготовка леворуких детей к овладению графической навыком письма / Н. Манько // Начальная школа. 2007. - № 3. - С. 21-24.
  5. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2007. С. 250.ф
  6. Цепова И. В. Учим письму леворуких детей / И. В. Цепова. - Издательство «Утро», 2009. - 128 с. - (Обучение грамоте).