Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ СКУЛЬПТУРНОЙ ЛЕПКОЙ ДЛЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Варонская Мария Витальевна.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат №1 для обучения и реабилитации слепых»

Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, учитель изобразительного искусства.

 

Слепота – это трагедия для самого слепого, его семьи, друзей. Но счастье так многогранно, что жизнь слепого человека может быть полноценной, интересной и полезной. Это подтверждается многочисленными примерами из жизни, когда сами незрячие мужественно преодолевают адаптационные трудности. Слепорожденные (без остатка зрения) не имеют представления о свете и цвете, о размерах и больших формах,  разнообразной гамме, растительного мира, они не могут представить окружающий мир.

Педагоги, стремятся организовать свободное от учёбы время так, чтобы оно было активным и интересным, понимая, что досуг может быть как индивидуальным, так и коллективным. Детям предоставлена возможность самоопределения и выбора вида отдыха (чтение, спортивные или настольные игры, разнообразные кружки). Кроме этого, в системе развивающих занятий предусмотрены: посещение театров, экскурсии, прогулки, игровые, спортивные, трудовые и музыкальные занятия.

В работе с незрячими детьми, привитии им художественного вкуса, развитии творческих задатков, большое значение имеет знакомство с изделиями народных промыслов. На предметах народного искусства дети учатся понимать соответствие вещи ее назначению, соответствие материала технике его выполнения. Ребята учатся и языку народного искусства, который ярко проявляется в орнаменте, в украшении различных вещей: посуды, одежды, прялок, фасадов домов.

Большое значение имеют беседы о народном искусстве: о дымковской и богородской игрушке, каргопольской игрушке, о хохломской росписи. На занятиях лепкой ученики получают четкие, конкретные представлении об окружающем мире.

Ребята на собственном опыте познают, как люди преобразуют действительность, наделяют предметы новыми качествами, что прекрасное есть как в природе, так и в продуктах человеческого труда. Особое значение для активной деятельности имеют навыки в области изобразительного искусства и скульптуры. Экспозиция работ учащихся поощряет их творческую инициативу, создает атмосферу приятного соревнования и радости.

В процессе организации занятий лепкой задача педагога сводиться к оказанию помощи в создании правильных представлений о достоверном образе предметов, выявлении и развитии  творческой фантазии и художественного чувства. На уроках изобразительного искусства (тифлографики) и во внеурочное время дети рисуют, занимаются аппликацией и делают барельефную и объемную лепку, знакомятся с произведениями декоративного искусства,  архитектурой.

Слепые дети располагают наибольшими изобразительными средствами, они меньше стеснены  особенностями своего восприятия и не ограничены в способах выражения. Программа по скульптурной лепке, прежде всего, ставит задачу коррекции представлений незрячих учащихся, способствует формированию правильных образов предметного мира, знакомит с искусством скульптуры малых форм, техникой изготовления изделий из глины. Глина, в отличие от пластилина, подсушенная и обожжённая  не деформируется, не боится тепла и солнечных лучей. Правильно подготовленная глина приятна на осязание, податлива и очень пластична. В слегка влажном состоянии долго хранится и не теряет своих свойств. Из нее можно сделать игрушки, украшения, бытовые предметы, сувениры.

Для успешного рисования и лепки немаловажное значение имеет анамнез потери зрения. Если ребенок прежде видел, значит, у него сохранились зрительные образы и он реже допускает ошибки в воспроизведении предметов.

В наиболее трудном положении находится слепорожденные дети. Им необходимо уделять значительное внимание, чаще давать для осязания реалистические модели, макеты, муляжи, сопровождать в изучении их формы и строения, связывая объект с его изображением.

Таким образом, занимаясь активной творческой деятельностью, обогащаясь эстетическими переживаниями и впечатлениями, учащиеся получают способность понимать искусство.