Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДОУ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Нечепорук Ольга Геннадьевна. г. Комсомольск-на-Амуре, частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 255 открытого акционерного общества «Российские железные дороги», педагог-психолог, necheporuk80@mail.ru. Аннотация: Для успешной социальной адаптации ребенка в обществе большое значение имеет его эмоциональное развитие. В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями не только поведенческого характера, но и эмоциональной сферы. А нарушение эмоционального компонента личности дошкольника негативно сказывается на его поведении, обучении, воспитании, а также в интеллектуальном и личностном развитии. Поэтому работа в этом направлении очень актуальна для дошкольных работников, т.к. лишь в процессе коррекционно-развивающей работы у детей происходит развитие эмоциональной сферы. Ключевые слова: педагог-психолог, эмоциональная сфера, эмоции, эмоциональное состояние. Большое значение в социальной адаптации ребенка в обществе имеет его эмоциональное развитие. В настоящее время с каждым годом всё больше и больше увеличивается количество детей дошкольного возраста с нарушениями не только поведенческого характера, но и эмоциональной сферы. У большинства детей дошкольного возраста отмечается несформированность или даже нарушение эмоционального компонента личности, что негативно сказывается на их поведении, обучении, воспитании, интеллектуальном и личностном развитии. Несформированность эмоциональной сферы может проявляться на разных уровнях: поведенческом – в виде инфантильных черт личности, негативного самопредъявления, нарушения умения управлять своими эмоциями и адекватно выражать их; социальном – в виде нарушении эмоциональных контактов, низкого уровня сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, дезадаптации в обществе; коммуникативном – в виде несформированности умений устанавливать и поддерживать конструктивный уровень общения, понимать и адекватно оценивать сообразно ситуации состояние и чувства собеседника; интеллектуальном – в виде неумения различать и определять эмоции и эмоциональные состояния людей, трудностей в понимании условности ситуации, трудностей в понимании взаимоотношений между людьми, сниженного уровня развития высших эмоций и интеллектуальных чувств (чувства прекрасного, радость познания и открытия, чувство юмора и др.), а в целом, – в снижении эмоционального интеллекта дошкольников. Также у многих дошкольников наблюдается повышенный уровень тревожности и заниженная самооценка. Помочь им преодолеть эти трудности – задача педагогов и родителей. И делать это целесообразно, пока ребенок находится в дошкольном возрасте потому, что с возрастом эти проблемы усугубляются. Поэтому взрослым, развивая высшие психические функции и интеллект ребенка, ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы. Известно, что развитие ребенка также теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – они сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений ребёнка. Дети дошкольного возраста, как показывают исследования учёных, очень часто находятся в «плену эмоций», поскольку не могут управлять своими чувствами, а это приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития и коррекционно-развивающей работы у детей формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Поэтому работа в этом направлении актуальна. Давно доказано, что познавая и присваивая эмоции через взрослых, ребенок вырабатывает собственные эмоциональные реакции, которые помогают ему в дальнейшем адаптироваться в социуме, ощутить собственный успех или поражение, почувствовать эмоциональное состояние другого и понять его. Постепенно в жизни ребенок учится не только реагировать и отзываться на происходящее, но и становится активным участником взаимодействия в обществе. Он знает, как адекватно выразить то, что происходит с ним, он начинает различать свои эмоции и чувства, оценивает чувства и эмоции других людей. И на основе этой оценки устанавливает эмоциональный контакт, он оказывается способным «примерить» эмоциональные состояния другого на себя. Всё это позволяет ребенку контролировать свои эмоции и чувства, а также выражать их таким образом, чтобы укрепить эмоциональный, коммуникативный и социальный контакты с окружающими и сохранить свое внутреннее равновесие. Осознание и понимание своих эмоциональных состояний и состояний других людей приводит к успешной адаптации ребенка. В первую очередь, в оценке эмоционального развития ребенка педагогу-психологу дошкольного учреждения часто приходится обращаться к таким направлениям современной психологической науки, как: клиническая детская психология, нейропсихология, психосоматика, не говоря уже о возрастной психологии. Подобная работа для получения комплексной оценки состояния ребёнка проводится в единой системе. Только в результате такого интегративного подхода становится возможным не только адекватно оценить актуальное состояние ребенка, но и обеспечить надежный прогноз его дальнейшего развития, определить наиболее эффективные пути и средства коррекционно-развивающей работы. В настоящее время среди педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений очень популярна программа Крюковой С.В. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена непо¬средственно на развитие эмоциональной сферы детей, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей. Игра – ведущая деятельность в дошколь¬ном возрасте. На занятиях по развитию эмоциональной сферы используются элементы психодрамы, сказкотерапии, игры на развитие общения, восприятия, памяти, внимания, воображения, рисование, кляксография, пуантилизм. Широко применяются упражнения на мышечную релаксацию, дыхательная и мимическая гимнастика, двигательные упражнения, чтение детских потешек. Приветствие и прощание детей в данной программе носят ритуальный характер, и, как правило, они индивидуальны для каждой группы детей. Занятия по данной программе состоят из нескольких частей: вводная, чтобы настроить группу на работу, установить эмоциональный контакт. Основные процедуры работы – приветствия, игры с именами и многие другие. Далее рабочая часть, на которую приходится основная смысловая нагрузка всего заня¬тия. Основные процедуры работы – этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. И последняя – завершающая для создания у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. После проведения блока коррекционно-развивающих занятий, где дети знакомятся с разными эмоциональными состояниями (робость, радость, страх, удивление, самодовольство, злость, стыд, отвращение, брезгливость), с целью закрепления полученных знаний, развития умения передавать эмоции художественными средствами, целесообразно проводить несколько завершающих коррекционно-развивающих занятий, в так называемой «Творческой мастерской». В волшебном кабинете педагога-психолога необходимо иметь «Книгу радости» и «Книгу страхов» потому, что детям очень нравится традиция пополнять их своим творением. Они незаменимы в работе по данному направлению. Все ситуации, которые могут возникнуть на коррекционно-развивающих занятиях, предусмотреть, конечно, трудно, поскольку дети ведут себя спонтанно и неожиданно, поэтому нужно быть готовым к импровизации. Поэтому педагогу-психологу всегда необходимо иметь в запасе несколько упражнений дополнительно к тем, которые есть в сценарии коррекционно-развивающего занятия (например, игры со стихами, где есть ритм, который способствует концентрации внимания и организации детей и др.). Не секрет, что психологические особенности ребенка должен знать не только педагог-психолог, но и педагоги и родители. И во взаимосвязанной системе деятельности педагога-психолога, педагогов и родителей, коррекция тех или иных нарушений является наиболее востребованной. Данная программа – хорошее пособие не только для педагогов-психологов, педагогов, воспитателей, но и родители это пособие могут взять в руководство. Результаты работы педагога-психолога не всегда проявляются быстро и бывают не такими наглядными, как при обучении детей чтению, счету, письму. Поэтому взрослым не стоит ждать от работы по этой программе быстрого показательного эффекта. Однако, как показывает практика, после проведения коррекционно-развивающих занятий не сразу, не вдруг, а постепенно положительные результаты начинают проявляться. Отзывы педагогов и родителей детского сада очень высокие. Они видят динамику в эмоциональной сфере детей. У детей исчезают нежелательные формы поведения, появляется способность выполнять такие виды деятельности, которые раньше были им недоступны. В заключении необходимо отметить, что интерес, терпение и любовь к детям дают бесспорный результат. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», взрослые, должны им в этом помочь. Библиографический список: 1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Педагогика, 2006. – 140 с. 2. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. – Рига: Изд-во Латвийского государственного университета, 1984. – 44 с. 3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Издательство Московского университета, 1982. — 200 с. 4. Изард Керрол Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с. 5. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с. 6. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. – М.: Генезис, 2003. – 208 с.