Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (Автор: Семенова Оксана Павловна)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

Семенова Оксана Павловна.

г. Прокопьевск, Кемеровская область, Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга», социальный педагог, milana120706@mail.ru.

 

Аннотация. В статье раскрывается основная цель работы социального педагога Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга». Описываются этапы, направления и формы работы, которые выполняет социальный педагог в ходе реабилитационного процесса ребенка – инвалида и его семьи.

Ключевые слова: семья, воспитывающая ребенка-инвалида, адаптация и социализация семьи, цель работы социального педагога, этапы работы с семьей ребенка-инвалида, формы работы.

 

PECULIARITIES OF A SOCIAL TEACHER WORK WITH PARENTS OF THE REHABILITATION CENTER FOR CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH DISABILITIES

 

Semenova Oksana Pavlovna.

Prokopyevsk Kemerovo region, Rehabilitation Center for Children and Adolescents with Disabilities "Rainbow", social teacher, milana120706@mail.ru.

 

Abstract. The article reveals the main purpose of the social teacher’s work of the Rehabilitation center for children and adolescents with disabilities "Rainbow". The author describes stages, directions and forms of work performed by a social teacher during the rehabilitation process of a disabled child and his family.

Key words: family, raising a child with a disability, adaptation and socialization of the family, the purpose of the work of the social teacher, the stages of work with the family of a disabled child, form of work.

 

Работа с родителями (семьей) – важное направление работы социального педагога. Семья является средой, в которой формируется личность и закладывается ресурс его социальной адаптации. Семья с ребёнком-инвалидом – это семья с особым статусом. Особенности и проблемы такой семьи, определяются не только личностными особенностями всех её членов, но и характером взаимоотношений между ними. Кроме того, большая часть времени уходит на решение проблем ребенка, что делает семью закрытой для внешнего мира, создает дефицит общения [1, с.125].

В связи с этим деятельность социального педагога, осуществляющего реабилитационные мероприятия с детьми, направлена не только на ребенка, но и на членов семьи, в которой он воспитывается.

Основные направления работы социального педагога с родителями воспитанников:

  • консультативная помощь;
  • обучение родителей методам взаимодействия с ребенком при формировании навыков самообслуживания, социально-бытовых и коммуникативных навыков в домашних условиях;
  • привлечение родителей к участию в занятиях и совместных мероприятиях в условиях реабилитационного центра;
  • адаптирование семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, формирование активной жизненной позиции у ребенка и близких родственников.

Главная цель работы социального педагога в реабилитационном центре – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка, способствовать ее оптимальному существованию, воздействовать на семью с тем, чтобы мобилизовать ее возможности для решения задач реабилитационного процесса [5,с.167]. Иными словами – социализация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, оказание помощи в установлении полноценных социальных контактов, обеспечение доступа к культурным ценностям, а иногда –  к элементарному образованию.

Работа с ребенком-инвалидом в реабилитационном центре строится по следующим основным этапам:

  • подготовительный – сбор информации: знакомство с ребенком, его социальным окружением, условиями проживания, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния;
  • организационный – анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы;
  • практический – реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность.

Во время домашнего визитирования происходит знакомство с развивающей средой ребенка, оказание консультативной помощи родителям, и если существует потребность, психологической поддержки. Важно увидеть ребенка в естественных для него условиях проживания, узнать его возможности и сильные стороны, что помогает разработать наиболее эффективные способы помощи семье.

Основными темами консультирования являются вопросы воспитания и развития ребенка-инвалида, а также внутрисемейные отношения.

Все перечисленные формы работы, позволяют семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, преодолеть социальную изоляцию, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания и помогают самому ребенку стать более самостоятельным и независимым [2, с.143].

Итак, определяя концепцию взаимодействия социального педагога с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида, можно отметить, что оно становится более эффективным, если родители включены в совместную с ребенком программную деятельность.

Таким образом, необходимо учитывать, что реабилитация – это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого ребёнка, но и на его окружение, в первую очередь на его семью.

Здоровье и благополучие детей главная забота семьи, государства и общества. Работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений социальной работы.

Следует отметить, что только совместное сотрудничество социального педагога и родителей в работе с детьми-инвалидами позволит решить проблемы развития личности ребёнка, его социальной реабилитации и адаптации в будущем [4, с.86].

 

Библиографический список:

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 368с.
  2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб/ пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова. - М.: Академия, 2001. – 192 с.
  3. Дементьева Н.Ф. Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Багаева - 2-е изд. - М.: Феникс , 2006. – 210 с.
  4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: Краткий курс лекций / Н.Ф. Дивицына. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 351 с.

Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст]: Конспект лекций/ Н.Ф. Дивицина. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 285 с.