Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ОСОБЕННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Земцова Екатерина Сергеевна.
Вятский государственный университет, г.Киров, студентка 4-го курса специального (дефектологического) направления, профиль «Логопедия».

Хмелькова Елена Вячеславовна.
Вятский государственный университет, г.Киров, ассистент кафедры общей и специальной психологии.

Аннотация. В статье представлены количественные и качественные результаты экспериментального изучения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в сравнении со сверстниками с нормальным речевым развитием.
Ключевые слова: слоговая структура слова, дети дошкольного возраста, общее недоразвитие речи.

Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием (ОНР) речи представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему, которая освещена в работах таких авторов, как З. Е. Агранович, Г. В. Бабина, А. К. Маркова, Р. Е. Левина, Н. Ю. Шарипова и др.
По мнению А. К. Марковой слоговая структура слова определяется как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности. По словам автора, слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами: ударностью, количеством слогов, линейной последовательностью слогов, моделью самого слога [3]. Исследователь Д. Э. Розенталь под понятием «Слог» в физиологическом отношении подразумевал звук или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха, а в акустическом отношении считал, что слог – это отрезок речи, в котором один звук выделяется большей звучностью по сравнению с рядом стоящими звуками [5].
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным физическим слухом и первично сохранным интеллектом [4]. В большинстве случаев у детей с общим недоразвитием речи страдает и слоговая структура слова, которая влечет за собой расстройство письменной речи в школьном возрасте, и отрицательно влияет на формирование личности ребенка.
Ученый Г. В. Бабина считает, что искажения слогового состава слова являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре речевого дефекта детей с ОНР [1]. В соответствии с уровнями общего недоразвития речи Р. Е. Левина так же выделила особенности воспроизведения слоговой структуры слова у детей с речевым нарушением [4]. Исследователи Н. С. Жукова, А. К. Маркова считают, что искажения слоговой структуры значительно изменяют слоговой состав слова, что приводит к непониманию окружающими речи ребенка [2,3]. По мнению авторов в основе искажения слов лежат нарушения количества слогов, нарушения последовательности слогов в слове, искажения структуры отдельного слога, антиципации, персеверации, контаминации. Данные искажения значительно влияют на развитие речи ребенка и являются стойкими [2,3].
Целью нашего эксперимента было выявление особенностей слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР. Для изучения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи была использована методика, разработанная Н. З. Араслановой, И. В. Зариповой, Н. А. Чекалиной.
Для определения уровня сформированности слоговой структуры слова детям предлагалось выполнить три задания направленных на изучение слоговой структуры в слогах, словах и предложениях. По окончании констатирующего эксперимента нами проведен качественный и количественный анализ результатов изучения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
После выполнения первого задания было определено, что 50,1% детей с нормальным речевым развитием, правильно повторяли слова и называли картинки. 33,4% детей воспроизводили слоговую структуру верно, но напряженно, замедленно. 16,7% детей произносили слова скандированно, со второй попытки. 66,8% детей с ОНР – большинство слов воспроизводили, искажая слоговую структуру, 16,7% детей некоторые слова отказывались повторять и называть картинки, остальные искажали слова по структуре и звуконаполняемости.
По результатам выполнения второго задания было определено, что 33,4% детей с нормальным речевым развитием, верно повторяли слова и называли картинки, 33,4% воспроизводили слоговую структуру правильно, но напряженно, замедленно, 33,4% произносили слова скандированно, со второй попытки. 100% детей с ОНР большинство слов воспроизводили, искажая слоговую структуру.
По результатам всех выполненных заданий мы смогли определить уровни развития слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР. Количественные результаты развития слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста отображены на рисунке 1.

Рисунок 1. Уровни развития слоговой структуры у детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи.
Рисунок 1 показывает, что 67% детей с нормальным речевым развитием обладают высоким уровнем развития слоговой структуры слова и 33% средним уровнем. 17% детей с общим недоразвитием речи продемонстрировали средний уровень, что на 16% ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием и 83% низкий уровень, что на 83% больше чем у детей с нормой.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи чаще всего пропускают слоги в слове велосипед, произнося – «весипед», «вепед», «сипед»; переставляют слоги бегемот –«гебемот»; сокращают слоги сковорода – «скоовда»; заменяют предыдущие слоги последующими и наоборот бегемот – «бебемот», сковорода – «скодада», «скокода».
Таким образом, слоговая структура слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеет свои особенности, проявляющиеся в таких нарушениях как пропуски слогов, перестановках, сокращениях и заменах слогов в словах.
Результаты проведенного исследования показывают, что работа логопеда по коррекции нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста должна иметь целенаправленный, систематический характер и быть направленной на развитие речеслухового восприятия, слухоречевой памяти, чувства ритма и формирование правильного произношения односложных, двусложных, трехсложных и четырехсложных слов с использованием инновационных мультимедийных средств. Дальнейшая разработка таких коррекционных средств воздействия будет являться продолжением нашего исследования.

Библиографический список:
1. Бабина Г. В. Слоговая структура слова: Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопед. технологии / Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова. – М.: ПАРАДИГМА, 2010. – 96 с.
2. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2011. – 320 с.
3. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – С. 59-70
4. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Р. Е. Левиной. – М.: АльянС, 2013. – 368 с.
5. Розенталь, Д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова – М.: Просвещение, 1976. – 357 с.