Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ефимова Наталья Павловна.

МАДОУ «Сказка», Россия, Тюменская область, Сладковский район, с. Сладково,  natulya.efimova.91@mail.ru.

 

Никто не учит маленького человека:  «Будь равнодушным к людям, ломай деревья,  попирай красоту, выше всего ставь свое личное».Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственно-патриотического воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно,  настойчиво, требовательно, в результате будет добро.  Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.       Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,  потому, что и человеком его надо воспитать» [5; с. 1]

Патриотизм - любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите. Патриотическое воспитание является основой формирования будущего гражданина.

Дошкольники эмоционально отзывчивы, готовы прийти на помощь, в данном возрасте осуществляется процесс формирования ценностных ориентиров личности,что позволяет  наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Особая подверженность дошкольников влиянию взрослых также этому способствует.

С целью воспитания патриотизма, ответственного и бережного отношения к природе и окружающим людям, установления устойчивой связи поколений и проводится патриотическое воспитание в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). В результате целенаправленной, систематической работы с  ребёнком происходит  формирование этих ценностей.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает решение следующих задач: формирование чувства гордости за свою нацию,формирование нравственно-духовных особенностей личности,формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа, взрослым, людям других национальностей.

Патриотическое воспитание по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками: посещение музеев, выставок, обустройство патриотических уголков в ДОУ,организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы), организация экскурсий по достопримечательностям родного края, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач,проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине.

 В ДОУ ежегодно составляется план по патриотическому воспитанию,  охватывающий все методы и формы воспитательной и методологической работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренныхпланом, включает: спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам.

Патриотические мероприятия в ДОУ приурочивают обычно к празднованию государственных праздников, таких как, «День защитника Отечества», «День Конституции», «День Победы», «День государственного флага» и т.д.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провести акцию «Письма Победы», изготовив вместе с детьми солдатские письма-треугольники. Для проведения мероприятия выучить военные песни («Журавли», «Дети войны», «Закаты алые», «Прадедушка», «Парад Победы» и т. п.), прочитать литературу, соответствующую данной тематике (З.Александрова «Дозор», П.Воронько «Лучше нет родного края», Е.Благинина «Шинель», Е.Трутнева «Парад»). Можно организовать встречу с ветеранами или детьми войны.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины- опора своей семьи, Родины, ее защитники,сильные и крепкие. Проведение(в зависимости от возраста детей) бесед: «Города-герои», «Наши деды-славные победы»; экскурсий по улицам села «Их именами названы улицы»; сюжетно-ролевой игры «Военный госпиталь»; оформление мини-музея «Никто не забыт, ничто не забыто», акции «Георгиевская ленточка», фотовыставки «В нашей семье есть герой», выставки рисунков «Славим День Победы» позволит наиболее полно раскрыть смысл данного праздника. 

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа, приобщать  к культуре своего народа (русские народные праздники), поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. 

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца», быть искренними и глубоко убежденными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа.

Настоящий педагогдолжен быть увлечен своей профессией, иметь высокий уровень профессионального мастерства, педагогической грамотности, должен занимать активную жизненную позицию, сам должен быть патриотом.

Таким образом, проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольника должна стать фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

 

Библиографический список:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 247 с.
  2. Балдина Е.З. Статья Нравственно-патриотическое воспитание детей в детском саду. [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-1011113.html (дата обращения: 14.05.2017 г.)
  3. Воротынцева О. Как научить детей любить Родину / О. Воротынцева // Предшкольное образование. – 2009. - № 2. – (проект «Я-гражданин, патриот»)
  4. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников / Т.В. Ермакова // Методист. – 2014. - № 3. – С. 66-68.
  5. Ефремова Е.А. Значение патриотического воспитания в современном детском саду. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.adou.ru/conference_notes/45 (дата обращения: 17.05.2017 г.)
  6. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России, подготовительная группа. - М.:  ЦГЛ, 2013. – 96 с.
  7. Петрова И.В., СтульникТ.Д. Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Синтез, 2008. – 90 с.
  8. Сакавичене О. Патриотическое воспитание дошкольников / О. Сакавичене // Ребенок в детском саду. – 2006. - № 2
  9. Тищенко А.В. Статья Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС: темы занятий [Электронный ресурс]. – URL:http://fb.ru/article/212125/patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov-po-fgos-temyi-zanyatiy (дата обращения 16.05.2017г.)