Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Автор: Северцева Ольга Валентиновна)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Северцева Ольга Валентиновна.

Выборгский институт (филиал) Государственного автономного образовательного учреждения «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Выборг, преподаватель истории и географии, oseverseva@mail.ru.

 

Аннотация: В статье говорится о необходимости сохранения национальных традиций и ценностей. Это возможно осуществить через систему патриотического воспитания в учебных заведениях. Основой системы является изучение общеобразовательных дисциплин. Исследовательский проект – один из способов «погружения» в учебный предмет.

Ключевые слова: патриотизм, обучение студентов, воспитание.

 

PATRIOTIC UPBRINGING OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS

 

Severceva Ol'ga Valentinovna.

Vyborg Institute (branch) State Autonomous Educational Institution « A.S. Pushkin Leningrad State University», Vyborg, teacher of history and geography, oseverseva@mail.ru.

 

Abstract: The need of maintaining national traditions and values is described in article. It is possible to carry out it through the system of patriotic education in educational institutions. Basis of the system is studying of general education disciplines. The research project is one of the «immersions» ways in study.

Key words: patriotism, training of students, education.

 

В современных условиях реформирования всех сфер общества изменениям подвергается и система образования. Изменяются подходы, методы и цели образования. Вместе с образованием реформированию подвергается и система воспитания. В условиях современного социума, когда не только у молодежи, но и у людей старшего возраста, потеряны ценностные ориентации, остается открытым вопрос о сохранении национальных культурных традиций нашего народа, нашего многовекового опыта народной нравственности и духовности. Ценностные ориентиры нашей молодежи должны основываться не на бесконечном удовлетворении материальных потребностей, а на гордости за героическое прошлое нашей страны.

«Думая о том, что же положить в основу воспитания, нельзя не прийти к выводу, что искать эти ценности надо не где-то на стороне, а в истории нашей Родины, в тысячелетней истории православной России» [6, с.167]. Каждый житель нашей страны, должен ощущать сопричастность к изменениям в государстве, свое родство друг с другом, с культурой нашей страны.

Основой формирования духовно-полноценной личности может служить система патриотического воспитания в образовательных учреждениях. Именно с детства в нас закладывается любовь к нашей Родине, которая выражается в честном выполнении своей работы, добром отношении к другим людям, в гордости за страну, в которой мы живем. «Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике» [2, с. 31]. Воспитание личности, которая не просто испытывает любовь к Родине, но является ответственным гражданином своей страны, осознающим себя частью, значимой единицей государства становится во главе приоритетных задач современного воспитания.

«Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А. Пашкович, Т.А. Касимова, Н.К. Беспятова, Т.С. Буторина, Т.А. Орешкина и другие. В частности отмечается, что в России традиция патриотизма имеет глубокие корни. У россиян как у евроазиатского народа в сознании и менталитете общественное всегда преобладало над личностным, патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков» [4].

Понятие «патриотизм» трактуется как:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • забота об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности [1, с. 51].

«Ядром» патриотизма выделяются «такие ценности как деятельность на благо Родины (учитывая специфику возраста  – труд на благо семьи, школы, района, города); культура малой Родины и страны в целом; защита Отечества.

«Внешней оболочкой», то есть теми ценностями, которые являются «дорогой» к патриотизму являются семья, дружба, уважение к людям; ценность таких качеств личности как честность, справедливость, уверенность в своих силах, способность отвечать за себя, сохранение окружающей среды» [5, с. 277].

Патриотические отношения формируются в результате патриотической деятельности, являются связью между субъектом и объектом этой деятельности. Патриотические отношения выступают предпосылкой для формирования патриотического сознания.

Патриотическое сознание является детерминантом патриотического поведения, результатом сформированности личности как гражданина своей страны, осознающего свою неразрывную связь с Отечеством.

Путь к национальной гражданской идентичности лежит через формирование региональной идентичности. В Ленинградской области «это понятие стало общепризнанным, свидетельствует о перспективности выбранного в свое время подхода, который позволил создать уникальную систему воспитания гражданина и патриота России, чей патриотизм основан на глубинных корнях любви к своей малой Родине, что соотносится с ключевой идеей региональной концепции воспитания [3, с.15].

Выборгский институт (филиал) ВО ЛО ГАОУ «ЛГУ им. А.С. Пушкина» за годы своей работы создал эффективную систему работы со студентами по патриотическому воспитанию. Уже долгие годы в институте работает студенческий клуб «Патриот», создана «Книга Памяти», проводятся различные акции и мероприятия, студенты участвуют в конкурсах и конференциях, связанных с развитием патриотического движения в регионе.

Формирование патриотического создания студентов среднего профессионального образования происходит и через изучение различных общеобразовательных предметов. История России, история и география родного края, литература и экология – эти и многие другие дисциплины являются ценными составляющими не только образования, но воспитания молодежи. Особую роль при изучении этих предметов играет создание индивидуальных и групповых учебно-исследовательских проектов по различным темам.

Например, один из студентов первого курса специальности «Преподавание в начальных классах» для темы своего исследования выбрал рельеф города Выборга. Изучив различные концепции происхождения рельефа нашего города, он постарался разработать собственную теорию. Свою исследовательскую работу студент нашего института представлял на различных конференциях, привлекая тем самым внимание других участников образовательного процесса к проблемам малой изученности географии региона.

Этот пример показывает, что воспитание патриотизма у молодых людей в общеобразовательных учреждениях возможно различными способами (глубокое изучение истории, культуры, экономики, географии, политики своей малой Родины, привлечение общественности к проблемам региона).

Подводя итог, необходимо отметить, что патриотическое воспитание является важнейшей составляющей педагогического процесса в современных общеобразовательных учреждениях. Патриотические чувства формируются в результате целенаправленной деятельности педагогов с учащимися. В результате появляется чувство ответственности за могущество Родины, ее независимости, потребность к сохранению материальных и духовных ценностей нашего государства, высокая нравственная ответственность за свои поступки.

 

Библиографический список:

  1. Аббулгалимова А.М., Раджабова Р.В. Направления патриотического воспитания в российской школе. // Студенческая наука XXI века. – № 2(5). – 2015. – С. 51–53.
  2. Башкатова Н.П. Основные направления военно-патриотического воспитания учащихся в современной российской школе. // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – №1. – 2008. – С. 31–33.
  3. Тарасов С.В., Лисицин С.А. Концепция воспитания в системе Ленинградской области: не подведенные итоги. // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Воспитание в современной образовательной среде». Ленинградский областной институт развития образования. – 2015. – С. 13–20.
  4. Патриотическое воспитание. Электронный ресурс. URL: http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2ad78a5d53b88521306chtml. (дата обращения: 12.06.2016).
  5. Циулина М.В. Модель патриотического воспитания молодежи в условиях современной школы. // Мир науки, культуры, образования. – №7–2. – 2009. – С. 276–278.

Чернилевский Д. и др. Духовное воспитание в современной образовательной системе // Высшее образование в России. – № 3. – 2008. – С. 51–53.