Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗНОСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петрова Елизавета Николаевна. г. Иркутск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска средняя общеобразовательная школа №23, учитель. Аннотация. В статье рассматриваются подвижные игры как эффективное средство разностороннего развития детей дошкольного возраста. Выявляются особенности психофизического развития дошкольников. Излагаются взгляды отечественных и зарубежных педагогов об игре. Описывается специфика подвижных игр, классификация и их влияние на развитие детей. Ключевые слова: игра, подвижные игры, разностороннее развитие, дети, дошкольный возраст. Дошкольный период является наиболее важной ступенью в жизни человека. В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. У ребенка идет быстрое развитие органов и систем организма, развивается двигательная активность, формируется личность и характер человека, отношение к себе и окружающим. Известно, что детям свойственна природная потребность в движениях. Движение – незаменимое условие жизнедеятельности организма человека. Для развития детей – дошкольников главное как можно раньше овладеть множеством движений. Такими видами, как: бег, ходьба, прыжки, метание, лазанье. Они являются базовыми, которые необходимы для ежедневного функционирования человека. Разные виды движений расширяют диапазон двигательных способностей детей. Равномерное их воспитание помогает развитию мышления, воображения, памяти, самостоятельности, формированию морально-волевых качеств, культуры поведения. Впоследствии они усиливают сопротивляемость к разным мышечным нагрузкам, способствуют развитию общей работоспособности. А в дальнейшем подготавливают ребенка к обучению в школе, препятствуют утомлению во время уроков, помогают лучшему усвоению знаний школьных предметов и программы по физической культуре. Тут важно, чтобы у детей развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к физической активности, сформировался фундамент знаний и практических умений здорового образа жизни. Однако в настоящее время современные дети стали меньше двигаться, гулять на свежем воздухе, пропало живое общение, их перестали интересовать подвижные и спортивные игры. На смену им пришли так называемые электронные «друзья»: смартфоны, телевизоры, планшеты и компьютеры. Такой малоподвижный образ жизни детей влияет на их состояние здоровья, а в дальнейшем на здоровье всего человечества. На сегодняшний день результаты углубленных медицинских осмотров показывают, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в возрасте 5–7 лет. Поэтому, в дошкольных учебных заведениях важно уделять огромное внимание подвижным играм в помещении и на свежем воздухе, так как дошкольный возраст является решающим вкладом в развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения [1, с. 2-8]. Исследованием игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, педагогика, психология, теория и методика физического воспитания и др. Величайшие русские ученые-педагоги определили роль игры как деятельности, которая создает необходимые психические условия и благоприятную почву для разностороннего развития ребенка. Первые исследования по вопросу происхождения игры показали, что игра – это своеобразный отдых от тяжелого ремесла для восстановления сил. В игре ребенок не тратит много сил, он отдыхает. Выдающийся педагог Я. А. Коменский высоко оценивал роль игр для разрешения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. В решение образовательных задач физического воспитания детей в дошкольном возрасте входит: формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств. Воспитательные задачи направлены на формирование положительных моральных и волевых черт характера ребенка: дисциплинированность, самостоятельность, коллективизм и других качеств. Оздоровительные задачи направлены на всестороннее развитие, укрепление здоровья, закалки и совершенствование функций организма детей, повышение физической и умственной работоспособности. Ценность подвижной игры – положительные эмоции, чувство удовлетворения, жизнерадостность. Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци считал, что: «В играх, которые вызывают положительные эмоции, дети чувствуют себя естественно и могут выявить свое внутреннее «я». Далее появляются работы известных педагогов Н.И. Пирогова, позднее П.Ф. Каптерева, в которых они выделяют важность игры как деятельности, соответствующая возрастным интересам детей. Также огромное место игре выделил основоположник российской системы физического образования – Ф. Лесгафт. Он писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся с большей точностью и ловкостью». При помощи упражнений из игры ребенок готовится к жизни. Он обращал большое внимание на воспитательные ценности сюжета игры, методике ее проведения. К.Д. Ушинский – говорил об игре как о средстве воспитания. Эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь, потому что она ему более понятна. В жизни ребенка еще нет никакой самостоятельности, а в игре он знакомится со всем окружающим, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается предметами. Детство без игры – неполноценно. По его мнению, игра оставляет следы для будущей жизни ребенка в формировании его личности, детского воображения [2, с. 164–173, 3, с. 100–115]. Ведущей ролью в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста является подвижная игра. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, сопровождающаяся бегом и характеризующаяся правильным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Характерная ее особенность - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется психофизическое, интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и трудовое воспитание. В современной педагогической практике используется большое разнообразие подвижных игр. Существуют следующие классификации: по сложности (сюжетные/бессюжетные, игры с элементами соревнования, с предметами и спортивные игры (в дошкольном возрасте по упрощенным правилам), по двигательному содержанию (игры с ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием), по степени физической нагрузки (игры большой, средней, малой подвижности), по возрасту (для младших, средних и старших дошкольников) [4, с. 201]. Таким образом, дети в подвижных играх не только овладевают новыми, более сложными движениями, совершенствуют двигательные способности, развивают моторику, зрительное и слуховое внимание, двигательную активность и реакцию, пространственную и временную ориентировку, физические качества, но и воспитывают различные качества личности, как решительность, настойчивость, целеустремленность, организованность, товарищескую взаимопомощь, дружеское отношение к соперникам, а также закрепляют в ней свои знания и развивают речь. Планомерное использование физических упражнений в подвижных играх улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма, обмен веществ, препятствует возникновению различных заболеваний, укрепляет мышцы и опорно-двигательный аппарат, увеличивает объем грудной клетки, регулирует массу тела, предотвращает нарушение осанки и искажение скелета. Ребенок лучше растет во время подвижных игр. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка. Подвижная игра также связана с общественной жизнью. В ней выражаются разные события из окружающей среды, происходят отношения между соревнованием и игровым сотрудничеством, сменой игровых условий, задач, практических действий. Дети придерживаются правил и норм поведения. В игре внимание ребенка направленно на достижение цели, он действует целеустремленно и быстро, демонстрируя разнообразные физические качества. Мотивом является возможность попробовать свои способности, получить максимум эмоций, чувство удовлетворения достигнутых успехов. А также происходят качественные изменения психики ребенка: выражается и развивается творческое воображение. Не зря игру называют «сокровищницей» человеческой культуры. Она показывает все стороны материального и духовного творчества людей [4, с. 192]. Следовательно, можно сделать вывод, что подвижные игры выступают как эффективное средство разностороннего развития и поддержания здоровья детей дошкольного возраста, достижения полной гармонии с самим собой и с окружающим миром. Библиографический список: 1 Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста. 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Здоров'я, 1979. – 232 с. 2 Клюева Е.В. Педагогика: Курс лекций по актуальным проблемам общего и дошкольного образования / Е.В. Клюева, Т.В. Наумова, Е.В. Губанихина, М.Н. Корешкова: учеб. пособие. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. – 254 с. 3 Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова ; под ред. С.А. Козловой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 312 с. 4 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2006. – 368 с.