Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКА

Задощенко Ксения Сергеевна.

г. Муравленко, МКОУ «Образовательный цент «Эврика»», педагог-организатор, ms.zadoshchenko@mail.ru.

 

В условиях глобализации одним из основных компонентов формирования мировоззрения каждого человека является представление о принадлежности к мировому сообществу. Начиная с раннего возраста, дети вместе с родителями осваивают пространства, выходящие за пределы страны.         

К особенностям современной социокультурной среды России относится ее полиэтничность, что и определяет одну из приоритетных задач школьного образования – формирование у подрастающего поколения представлений о мировом сообществе, этнокультурной компетентности.

С позиций комплексного психолого-акмеологического подхода приоритетными являются  компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

Компетентностный подход напрямую связан с идеей общей подготовки и воспитания индивида как личности и члена социума и является гуманитарным в своей основе.

Целью гуманистического воспитания является не только трансляция знаний подрастающему поколению, умений и навыков в определённой сфере, но и развитие его эрудиции, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообразованию, а также формирование гуманистических ценностей.

Определения личностного развития и воспитанность влияют на позитивные изменения личности, охватывающем период школьного возраста, студенчества, выраженные в количественных и качественных показателях, структурных в интеллектуально-познавательной, эмоциональной, мотивационно-потребностной сферах и системе социальной сопричастности, которые можно установить при помощи специального инструментария [1, с. 27].

Условиями эффективности поликультурного воспитания являются:

  • доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка;
  • учет интересов детей, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов;
  • стремление к сотрудничеству с иными группами;
  • добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • оптимистическая стратегия в определении изменений во взаимоотношениях между детьми, предупреждение негативных характеристик в процессе педагогического воздействия.

Главными условиями эффективности поликультурного воспитания являются [3, с. 36–41]:

  • опора на возрастной и индивидуальный подходы в реализации задач воспитания;
  • наличие теоретически обоснованной и практически ориентированной Концепции развития поликультурного образования и воспитания поликультурной личности;
  • наличие организационно-методических возможностей для осуществления такой работы (материальных, организационных, психолого-педагогических и методических);
  • включенность родителей в реализацию идеи поликультурного воспитания.

          Основные пути поликультурного воспитания:

  • целенаправленная ежедневная работа с детьми по формированию общечеловеческих ценностей, таких как «жизнь», «добро», «семья», «дом», «любовь», «дружба», «Родина» и др.;
  • реализация позиции «Мы все разные – все равны!»;
  • деятельность по реализации прав человека и соблюдения правозащитных функций, позволяющие обеспечить жизнь, достойную человека, формированию позитивной национальной идентичности;
  • формирование ответственности за свои решения и чувства патриотизма.

Поликультурное образование школьников как целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс выполняет следующие функции [2]:

  • гуманистическую – воспитание позитивного отношения к культурам других народов;
  • культурологическую – формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
  • образовательно-развивающую – осознание важности культурного богатства для самореализации личности;
  • коммуникативно-интеграционную – развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.

С учетом вышесказанного в педагогическом процессе поликультурно-образовательного пространства О.В. Гукаленко [2] определила наиболее значимые компетенции субъектов педагогического процесса:

  • общекультурные и социальные компетенции предполагают знание основ и закономерностей развития культур, поликультурного воспитания, умение организовать различные виды занятий в поликультурном образовательном пространстве;
  • компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе: способность к осуществлению межкультурных коммуникаций, овладение эффективными социокультурными методами организации деятельности;
  • компетенции, связанные с организацией и управлением продуктивных взаимоотношений: коммуникативные способности детей при осуществлении межнационального общения, культуре вербального и невербального способа передачи информации между группой лиц.

Порядок поликультурного воспитания детей школьного возраста в образовательной системе включает три взаимосвязанных этапа: когнитивный, мотивационно-ценностный, нравственно-деятельностный [3, с.78–84].

Когнитивный этап предполагает формирование у школьников представлений о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран.

Мотивационно-ценностный этап основывается на коммуникативно-продуктивном взаимодействии педагогов с детьми, при котором ребенок должен выступать в роли субъекта, стремиться к реализации собственных потребностей и интересов.

Нравственно-деятельностный этап предполагает образовательную и духовную деятельность школьников с целью формирования основ национального самосознания, уважения к людям других национальностей, их обычаям и традициям.

Школьный возраст является сензитивным для развития мировоззренческой категории – принадлежность к мировому сообществу. Значение представлений человека о принадлежности к мировому сообществу трудно переоценить. Так без категории «принадлежность к мировому сообществу» невозможно полноценно формировать и патриотические чувства, поскольку эти понятия диалектически обусловлены и находятся в единстве.  Чем активнее взрослые используют сензитивность школьного возраста для формирования предпосылок мировоззрения у ребенка, тем более активным и открытым для сотрудничества и связей станет личность.

Формирование межкультурных коммуникаций способствует образованию социального опыта у школьников, приобщает ребёнка к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, а также формирование гражданской позиции, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Интерес к представителям разных национальностей, формирование картины мира, представления о мировом сообществе и принадлежности к нему –  необходимый компонент мировоззрения личности, который формируется на этапе школьного детства и является результатом поликультурного воспитания. Системность воспитательных мероприятий, активность детей в культурном процессе и организация этих процессов со стороны взрослых обеспечивают качественное развитие предпосылок формирования мировоззрения обучающихся.

 Таким образом, идея поликультурного воспитания заключается в использовании научных и культурных достижений других народов в воспитательных целях, воспитание в духе дружбы, терпимости и взаимопонимания людей разных народностей. Поликультурный компонент в школьном образовании позволяет стимулировать у детей интерес к процессу познания, формировать картину мира, представления о мировом сообществе, способствовать развитию социально-нравственных качеств.

 

Библиографический список:

  1. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций [Текст] / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. – 2004. – №10. – С.23-31.
  2. Гукаленко О.В. Некоторые аспекты моделирования поликультурного образовательного пространства [Интернет-ресурс] / О.В. Гукалепко, Т.В. Ильевич // Теория практика и перспективы образования, поликультурного воспитания, карьеры и интеграции беженцев, мигрантов и их детей в современном мире: матер. первой междунар. науч.-практ. конф. [Электронный ресурс]. – http://rspu.edu.rU/science/ conferences/01 _04_09/gukalcnko.html (дата обращения: 08.09.2017)/
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000. – 176 с.