Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПОСТАНОВКА МОЛОДЕЖНЫМ ТЕАТРОМ СПЕКТАКЛЯ «451» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

Болдыш Татьяна Сергеевна. пгт Излучинск, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр», педагог дополнительного образования. Аннотация: В статье рассматривается опыт постановки молодежным любительским театром «Фантазия» спектакля «451» по мотивам романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», предпосылки к выбору произведения для постановки, работа над спектаклем, влияние выполнения подобного рода проектов на развитие творческих способностей молодежи. Ключевые слова: молодежный театр, спектакль, опыт постановки, замысел, обучение театральному искусству, роман-антиутопия, Рэй Брэдбери. «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их» [4, c. 2] – главным замыслом звучат эти слова в новом спектакле молодежного любительского театра «Фантазия» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр» «451», поставленном по мотивам знаменитого романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Идея постановки спектакля «451», оформленная в форме проекта, стала победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов среди физических лиц в 2017 году, проводимом Федеральным агентством по делам молодежи «Росмолодежь» (автор проекта – Болдыш А.Ю., режиссер проекта – Болдыш Т.С.). Раздвоенность, противоречивость, полярность, катастрофичность современного общества заставили молодежный любительский театр «Фантазия» обратить взор к роману-антиутопии знаменитого романиста Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» [1, c. 1]. Рэй Брэдбери принадлежит к редкому типу писателей-провидцев. Он не придумывает будущее – он его удивительным образом предсказывает: «Когда-то в древности жила на свете глупая птица Феникс. Каждые несколько сот лет она сжигала себя на костре. Должно быть, она была близкой родней человеку. Но, сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы, люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество над ней. Мы знаем, какую глупость совершили. Мы знаем все глупости, сделанные нами за тысячу и более лет. А раз мы это знаем и все это записано и мы можем оглянуться назад и увидеть путь, который мы прошли, то есть надежда, что когда-нибудь мы перестанем сооружать эти дурацкие погребальные костры и кидаться в огонь. Каждое новое поколение оставляет нам людей, которые помнят об ошибках человечества» [113, c. 2]. Предсказательный характер произведений Рэя Брэдбери прослеживается в предсказании мобильных телефонов в рассказе «Убийца», телекомнат с полным эффектом присутствия в рассказе «Вельдт», «умного дома», телевизионных стен в романе «451 градус по Фаренгейту». Главным же из его «предсказаний» все-таки становятся не бытовые детали прогресса, а уже знакомый нам человек будущего, человека XXI века [1, c. 2]. Рэй Брэдбери считал себя писателем «идей», он относился к категории мечтателей – выдумщиков нового, именно эта особенность писателя и его произведений сподвигла труппу молодежного любительского театра «Фантазия» к постановке спектакля «451». «451 градус по Фаренгейту – температура, при которой воспламеняется и горит бумага», – отсюда название романа-антиутопии об отказе человека будущего от книги и мысли, в ней заключенной, во имя развлечений и спокойного, бездумного и неопасного существования, уюта без душевного тепла. Ни одно из произведений Рэя Брэдбери так буквально не совпадает с сегодняшней действительностью, как этот роман. На наших глазах происходит обесценивание роли книги, которая все чаще воспринимается как одноразовый продукт (ее не хранят, не берегут, оставляют в гостиницах и транспорте, отдают знакомым), не случайно сейчас среди книг массовых жанров издания в мягкой обложке – лидеры продаж. Снижение интереса к чтению – общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных средств массовой информации как престижного источника получения информации и как приятной формы досуга, постепенно вытесняющих чтение [1, c. 2]. Современное общество подошло к критическому пределу пренебрежения чтением, о чем с тревогой постоянно говорят и социологи, и культурологи и педагоги. Мы переживаем системный кризис читательской и писательской культуры. Поэтому столь остро и актуально звучат слова из монолога одного из героев спектакля, Брандмейстера Битти: «По-настоящему это началось тогда, когда все стало производиться в массовых масштабах. А, раз все стало массовым, то и упростилось. Содержание фильмов, журналов, книг снизилось до известного стандарта. Этакая универсальная жвачка. Срок обучения в школах сокращается, философия, история, литература – эти предметы заброшены совсем. Жизнь коротка. Что тебе нужно? Прежде всего, работа, а после работы развлечения, а их кругом сколько угодно. Так зачем же учиться чему-нибудь? Наслаждайтесь!» [3, c. 63]. Премьера спектакля «451» состоялась в 2018 году, и при очевидной актуальности темы постановки и современном социальном звучании роман Рэя Брэдбери оказался созвучен размышлениям и тревогам молодых людей, занимающихся театральным искусством в молодежном любительском театре «Фантазия». Спектакль «451» является авторской интерпретацией романа Рэя Брэдбери «451 Градус по Фаренгейту», главной темой которого, является проблема обесценивания роли литературы в современном обществе. «Не требуйте гарантий. И не ждите спасения от чего-то одного – от человека, или машины, или библиотеки. Сами создавайте то, что может спасти мир, – и если утоните по дороге, то хоть будете знать, что плыли к берегу» [2, c. 13], – пишет Брэдбери. Создается впечатление, что эти слова стали основополагающими при выборе темы постановки молодых актеров «Фантазии». Вряд ли один спектакль может послужить спасению мира, но сказать о своих переживаниях – может и должен. И, безусловно, в спектакле «451» эти переживания звучат. «Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать?» [3, c. 57] – вот ключевая проблема современного общества, волнующая молодых актеров. Актерам также важно было поднять в спектакле вопрос, который волнует многих людей, живущих в обществе потребления. Не случайно зрители разных поколений воспринимают спектакль как сложное драматическое произведение, в котором всех поражает эффект узнавания современности, в этом, казалось бы, фантасмагорическом по сюжету произведении. В отзывах к спектаклю «451» зрители отмечали: «…Прекрасный выбор произведения! Горящие интересом думающие молодые люди! Которым очень повезло, что рядом интересные взрослые! Симбиоз поколений создал отличный спектакль! Смотрели с удовольствием!». «Делайте выбор только в угоду своим мечтам, а не в угоду денег или статуса. Идите своей творческой дорогой. У вас много сил и смелости! Восхищаюсь, завидую и благодарю!». «Гордимся вами, желаем нашим детям дальнейшего процветания. «Фантазии» новых побед и творческих успехов». Коварное отражение нашего мира угадывается в разных сценах спектакля: вот ласково и зазывно что-то предлагают, уговаривают, телестены, очаровательные, но бездушные красотки – подруги Милдред – жены ключевого героя спектакля, пожарные, такая дружная и успешная команда [1, c. 3]. Погружение в себя человека будущего, бормотание рекламы зубной пасты, объясняется тем, что люди будущего не видят и не слышат друг друга: в ушах наушники, закрывающие от мира. В каждой сцене постановки ощущается внутренняя энергия сработанной актерской труппы молодежного любительского театра «Фантазия». «Сами по себе мы ничего не значим. Не мы важны, а то, что мы храним в себе» [3, c. 209] – девиз людей-книг, борющихся со сложившимся бездуховным обществом, изгоями, заучивающими книги наизусть. Человеку общества будущего сложно освободиться от пут толпы будущего, трудно осознать, что «дело, которому ты служишь» – преступление перед культурой, перед будущим. Однако к необходимости этого приходит пожарный Монгэг, приходит благодаря тому свету, которым вдруг озаряет для него мир юная и трогательная в своей отрешенности от толпы Кларисса [2, c. 5]. Трепетная тема пробуждения души звучит в диалогах Монтэга и Клариссы. «Шире раскрой глаза, живи так жадно, как будто через десять секунд умрешь. Старайся увидеть мир. Он прекраснее любой мечты, созданной на фабрике и оплаченной деньгами. Не проси гарантий, не ищи покоя – такого зверя нет на свете» [3, c. 190] – в этих словах звучит важная для спектакля мысль о постоянном выборе, который должен делать современный человек. Агрессивность мира будущего представлена в выразительности, выполненных в черно-красной цветовой гамме костюмов, изготовленных художником по костюмам Мариной Николаевой, выразительность города будущего, оформленная художниками-декораторами спектакля Олесей Кариженской и Ириной Багадиновой, лаконичные и агрессивные хореографические зарисовки, исполненные актерами под руководством хореографа-постановщика танцевальных сцен Надежды Гусихиной, современные решения в видеографии спектакля (Герман Дедюхин), видеосопровождении (Игорь Кравченко), световом сопровождении (Кира Агаркова, Диана Даниленко, Екатерина Оборотнева), музыкальном сопровождении (Максим Дарий). Следует отметить, что в спектакле «451» поставленном молодежным любительским театром «Фантазия», все сделано силами обучающихся МБУ ДО «Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр». В заключение хочется привести слова вдохновившего молодежный любительский театр «Фантазия» к постановке спектакля Рэя Брэдбери о будущем общества, о прогрессе: «Прогресс неизбежен. Главное, чтобы этот прогресс не раздавил человечество. Глобальное потепление, атомная бомба, массовое ожирение, загрязнение окружающей среды – все это дети прогресса. В то же время без прогресса невозможно и развитие человечества. Как же мы попадем к звездам, если откажемся от прогресса? Я думаю, что однажды наша цивилизация перерастет прогресс, и он станет не нужен, но пока до таких высот нам еще далеко. Ключ к успеху зарыт не в прогрессе, а в самих людях» [2, c. 9]. Спектакль «451» стал для молодежного любительского театра «Фантазия» ключом к успеху, а вместе с постановкой спектакля успехом стала работа в коллективе и дружба, сложившаяся в этом коллективе, ведь добрые отношения между людьми – это залог процветания, не зря Рэй Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту» приводит следующие слова: «Трудно сказать, в какой именно момент рождается дружба. Когда по капле наливаешь воду в сосуд, бывает какая-то одна, последняя капля, от которой он вдруг переполняется, и влага переливается через край, так и здесь в ряде добрых поступков какой-то один вдруг переполняет сердце». Библиографический список: 1. Черняк Мария Александровна "Симфония огня" как ключ к успеху // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simfoniya-ognya-kak-klyuch-k-uspehu (дата обращения: 11.04.2018). 2. Шлионская И.А. Романы Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту» и «И духов зла явилась рать» // http://raybradbury.ru/articles/shlionskaya_disser. 3. Брэдбери Р. 451 градус по Фаренгейту. - М: Эксмо, 2012. – 288 с. 4. Бродский И.А. Нобелевская лекция // The Nobel Foundation, 1987. – 3 с.