Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ПОВЫШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОЙ МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Татьяна Владимировна Куянова.
Усть-Кутский институт водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», преподаватель.

«Пусть он достигнет знания не через вас, а через самого себя, пусть он не заучивает науку, а выдумывает ее сам….» (Ж. Ж. Руссо).

Учебный процесс, как любое экономическое действие предполагает получение пользы от взаимного общения Учителя и Ученика. Цель учебного процесса – передача и формирование структурированных и актуализированных знаний, использование которых составит  основу умения решать задачи в разных областях профессиональной деятельности человека.

Для достижения поставленной цели априорно определяются роли обоих сторон: преподавателя – обучение посредством передачи знаний и опыта; студента – получение и овладение знаниями и опытом.

Успешность процесса зависит от множества факторов влияния, основным из которых, на наш взгляд, является психологический аспект взаимоотношений преподавателя и учащегося.Только взаимная заинтересованность друг в друге, понимание значимости каждого, атмосфера коллектива позволят достичь желаемого результата.

Любая задача может быть успешно решена только при условии мобилизации внутренних резервов студента. Восточная мудрость гласит «Можно привести верблюда к воде, но нельзя заставить его пить».

Действия участников процесса должны приносить, прежде всего, моральное  удовлетворение. Психологи утверждают, что в каждом человеке живут три «Я»: «Я» – ребенок  «Я» – взрослый «Я» – родитель.

Только согласованные действия внутренних «Я» позволит успешно выполнить поставленную задачу.  Вспомним: когда вы дали поручение своему пятилетнему сыну сходить в булочную, это воспринималось им, как почетная миссия, и соответственно он был горд и доволен собой. Ребенок принимает в этот момент себя как взрослого и важного члена общества, обеспечивающего питание всех членов семьи. Это же поручение, перешедшее в ранг постоянных обязанностей в старшем возрасте, может восприниматься как обременительное.

Если мы обратимся к этимологии, то определим, что фонема слова «учить» - чи- – мыслить. Отсюда следует, что учить – приобщаться к мысли. Обучать – программировать мысль.

Эго образования – познай себя через других. «Docendo discimus» – « Уча, мы самоучимся».

Общепрофессиональные компетенции, предусмотренные, ФГОС третьего поколения определяют необходимость развития у студента способности:

  • организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
  • принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
  • осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • владеть информационной культурой, анализировать и оценивать ситуацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Конечно, можно взывать к разуму студента, разъяснять значимость изучаемого материала, апеллируя к его сознательность и долгу, но нельзя забывать, что буквальный перевод слова Долг– рана, наказание, кара.

Мы уверены,  что необходимо активизировать внутреннее «Я» студента, постепенно приближаясь к намеченной цели. «Я» наблюдаю – понимаю – верю.

На каждом этапе используются различные педагогические технологии и методики:

  1. Репродуктивная – что это?
  2. Поисковая – как и почему?
  3. Исследовательская – а что будет, если….? Как сделать лучше?

При этом обязательно должны быть  соблюдены принципы: научности, наглядности, доступности, системности и последовательности, прочности, мотивации, связи с жизнью.

Необходимо научить студента реально различать информацию и знания. Информация – это набор условных знаний, навыков и мнений. Информацию можно сравнить с дорожными знаками, указывающими путь к Знанию. Но это не сама дорога. Знание – это непосредственное постижение какой-либо науки. «Кто постиг – тот и достиг», – гласит русская пословица. Знание – это «Могу».

Студент должен научиться выбирать в большом потоке информации ту, которую необходимо трансформировать в Знания. И здесь очень важна межпредметная связь, так как студент изначально должен быть ориентирован на конечную цель – профессию.

Конфуций говорил: Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму. Жизнеспособность знаний – это умение их применить на практике.

Этот вопрос очень актуален в наше время. Мы сталкиваемся с фактами, когда студент, получивший по результатам государственной аттестации диплом с отличием, не может адаптироваться на производстве, т. к. не владеет знаниями и, соответственно, по сути своей не является специалистом.

В процессе последовательного трансформирования информации в знания при изучении бухгалтерских дисциплин необходимо постоянно апеллировать к понятиям и ситуациям, встречающимся непосредственно в жизни каждого человека: бюджет семьи, расходы и доходы, конечный финансовый результат. Формируются необходимые будущему бухгалтеру и экономисту знания.

Дисциплина  аудит предполагает  применение ассоциативно-рефлекторной концепции, позволяющей студентам воспользоваться знаниями, определить уровень владения знаниями экономических дисциплин, адаптировать их на практике. Особенно успешно применение данной методики во время семинарских занятий, которые готовят и проводят сами студенты.

Участие преподавателя осуществляется только на первом этапе, да и то в качестве направляющего: в определении темы занятия и цели. Все остальное: содержание, форма, структура, источники – определяют ведущие семинара. Очень важным является то, что темы выбираются значимые, т.е. те, что являются ключевыми в профессиональной деятельности. Например, при разработке темы «Аудит операций с основными средствами» предполагается наличие знаний по следующим дисциплинам: экономика, бухгалтерский учет, финансовый менеджмент, налоги и налогообложение, анализ финансовой деятельности.

Ведущий семинара выделяет самые значимые моменты учета, определяет уровень их влияния на финансовое состояние экономического субъекта. На конкретных примерах и ситуациях рассматривается вопрос и варианты получения максимальных экономических выгод. Студенты получают возможность самостоятельно исследовать ситуацию и ее последствия. Формируют аналитические выводы с обязательным использованием полученной информации и знаний. В данном случае только знания позволяют студентам понять сложившееся положение дел и найти правильное решение.

При выборе ведущих семинара целесообразно проектировать еще и воспитательную цель обучения. Очень часто студент, владеющий знаниями, не может преодолеть барьер психологического отчуждения, и мы наблюдаем ситуацию: практическая работа выполнена на отлично, а устный ответ – на удовлетворительно. Использование данной концепции позволит студенту адаптироваться в коллективе, понять, что каждый из нас – часть общества, при этом значимая часть. Как правило, ведущими определяются студенты среднего уровня или «слабые». Конечно, с последними участие преподавателя в подготовке семинара более объемно, особенно на этапе формирования выводов, которые не всегда легко даются студентам не столько из-за недостаточности знаний, сколько из-за слабой речевой подготовки и скупости лексикона. Мартин Хайдеггер сказал: «Язык есть дом бытия», что можно понимать и так: умение изложить знания – есть критерий уровня усвоения.

На дисциплине «Бухгалтерский учет» можно на примере предложенной ситуации понять, насколько студент владеет знаниями, и определить уровень его готовности к реальной профессиональной деятельности. Аудитория относится к ведущим семинара одновременно и как к коллегам, и как к оппонентам, воспринимая информацию с обязательной ее оценкой через призму собственных знаний. Когда говорит преподаватель – это одно, а когда такой же, как ты студент – это совсем другой уровень восприятия ситуации. При этом чтобы управлять  ситуацией, ведущему необходимо самому владеть достаточным уровнем знания предмета. Данная методика позволяет студентам поверить в себя, познать бремя ответственности, углубиться в предмет за пределами учебной программы.

Как показывает опыт, данная методика является очень эффективным  стимулирующим фактором. Студенты стремятся сделать свой семинар максимально интересным, не похожим на все остальные. Находят примеры и моделируют ситуации со знанием дела, с профессиональной эрудицией. После проведения подобных семинаров наблюдается значительное повышение уровня знаний у студентов, особенно ведущих. Много примеров, когда  студент, поверивший в себя и свои возможности, уже не удовлетворяется оценкой «три», а стремится получить «хорошо» и «отлично». В этом случае можно считать роль педагога выполненной.

 

Библиографический список:

  1. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы [Tекст] / Берн Э. – М. : Эксмо, 2007. – 576 с. : ил.
  2. Литвак М.Е. «Психологические этюды» // Классическая и профессиональная психология : ФЕНИКС, – 387 с.
  3. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. с нем. В.В. Бибихина. – М.: Академический Проект, 2013. – 460 с.