Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Гуменюк Галина Владимировна. г. Тамбов, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Ягодка», педагог-психолог, gumeniuk.galina@yandex.ru. Аннотация. Статья дает представление об использовании арттерапевтических технологий, в частности песочной терапии в коррекции различного рода нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающий в достижении максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. Представленные приемы и техники позволяют по-новому взглянуть на формирование и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рассмотрено внедрение различных видов терапевтических песочниц в игровой и обучающей практике в ДОУ. Ключевые слова: арттерапия, песок, коррекция, речевые нарушения, педагогика. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Тяжелые нарушения речи у детей могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших психических функций, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов. Практика показывает, что дети, имеющие в анамнезе тяжелые нарушения речи, испытывают затруднения в овладении навыками чтения и письма. Причина тому – недостаточная сформированность как устноречевой, так и функциональной базы, а именно мыслительных, сенсорных, мнестических процессов и внимания. Проводя психологическую диагностику детей с тяжелыми речевыми нарушениями разных возрастных групп, была замечена быстрая истощаемость и утрата желания выполнять задание при столкновении с трудностями с одной стороны и импульсивность, хаотичность действий, забывание цели работы с другой. Отмечено, что подавляющее большинство из них отличает недостаточный уровень сформированности познавательных интересов, трудности усвоения ряда практических и умственных действий и низкий уровень развития регулятивных механизмов. В ходе коррекционной работы, проводимой с данной категорией детей, становится очевидным, что ребенок наилучшим образом усваивает то, к чему сам прикладывает определённые усилия, где он проявляет себя активным участником образовательного процесса. Такие возможности дает терапевтическая песочница. Ребенок, в процессе игры, переживает позитивные эмоции, связанные с познанием нового, интересного, или с успешным преодолением трудностей, а также получает удовлетворение, когда его интеллектуальные и волевые усилия превращаются в конкретные результаты умственной и практической деятельности. В работе с детьми дошкольного возраста нередко наблюдается негативное влияние факторов окружающей среды и возникающие вследствие этого такие негативные эмоциональные переживания у детей, как тревожность, конфликтность, агрессия, неуверенность, замкнутость. Негативные способы поведения дети переносят и в игру. А ведь она самоценна, вызывает положительные эмоции, дарит радость, общение, создает «зону защиты» для ребенка. Для дошкольника игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения. На сегодняшний день в арсенале педагога-психолога и учителя-логопеда имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Нами определено, что песочная терапия, наиболее целесообразное, эффективное и перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В работе допустимо использование как сухих, так и влажных песочниц. Работая в тандеме, педагог-психолог и учитель-логопед могут использовать песочную терапию для формирования у детей пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, речи. Использование различных природных материалов, камешек Марблс, специальных тематических игрушек в песочнице позволяет развивать у детей память, внимание, восприятие, мышление. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. Формированию представлений о цвете, форме помогают песочные столы с регулируемой подсветкой и кинетический (космический) песок. Любая работа в песочнице начитается с этапа знакомства: педагог лишь направляет ребенка и проговаривает основные правила работы в детской песочнице. Учитывая, что дети с ОВЗ нуждаются в положительном эмоциональном подкреплении, рекомендованы упражнения, предваряющие основную коррекционную работу и помогающие позитивно настроить детей: 1. «Встреча с песком»: (легкие прикосновения, медленное растирание в ладошках, пересыпание из руки в руку, т.н. «песочные часы»); 2. «Игры с сухим песком»: (ребенок погружает руки в песок, затем его ладошки «выныривают» на поверхность и легкими движениями песчинки стряхиваются; оставляет свои отпечатки на песке: сначала каждым пальчиком поочередно, затем ладошками); 3. «Игры с кинетическим и влажным песком»: (скатывание шарика, расплющивание его в лепешку, формирование «колбаски», «горки», использование пластиковых форм для получения различных объемных построек и изображений на песке). Упражнения выполняются с открытыми и закрытыми глазами с целью усиления кинетических ощущений. Использовать различные техники работы с песком можно и в групповом процессе: исходя из этого, разрабатываются не только индивидуальные, но и фронтальные, а также подгрупповые занятия. Практика показывает, что целесообразно регулировать количество детей для наиболее продуктивной работы в группе: таким образом, для детей в возрасте 7–8 лет максимальное количество – 6 человек, до 7 лет – 4–5 человек. Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального фона, поскольку:  затрагивает чувства ребенка, вызывает положительные эмоции (радость, удивление), снижает негативные проявления (страх, агрессия, тревожность) и уменьшает отрицательные эмоции (злость, гнев, обида), позволяет наладить эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;  оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов и творческих способностей детей;  совершенствует гуманные чувства детей, делает их добрее, учит выражать свои эмоции в безобидной форме, помогает освободиться от внутренних конфликтов и сильных переживаний. Таким образом, использование новых возможностей в системе коррекционно-развивающего процесса позволяет создавать психофизиологический комфорт детям во время занятия, создать «ситуацию успеха и уверенности» в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. Терапевтические возможности песочной терапии, как метода обучения и воспитания, содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице, педагоги могут сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной и продуктивной. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающий в достижении максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной психолого-педагогической помощи песочная терапия, не требуя особых усилий, оптимизирует процесс коррекции речи дошкольников, способствуют оздоровлению организма в целом. Библиографический список: 1. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: 2009. – 80 с. 2. Использование природного материала на логопедических занятиях с дошкольниками с ТНР//Дошкольная педагогика. - 2015. – № 9. – 53 с. 3. КиселеваМ.В. Арт-терапия в работе с детьми.- СПб.: Речь, 2006. – 160 с. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2005. – 340 с.