Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8-960-785-57-37

8 (383) 202-21-81
(отдел сопровождения)

8 (383) 285-54-77
(методический отдел)

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени.

sispp_nsk@mail.ru

ПРИМЕНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И МХК

Захарова Анна Александровна.

Россия, Одинцовский филиал Московского государственного института Международных отношений, преподаватель, a.a.zaharova@yandex.ru.

 

Важнейшей целью современного образования является «воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей» [7, с. 9]. Это и есть основная функция предметов «История» и «Искусство (МХК)», передающих молодому поколению знания о мировых культурных ценностях и важнейших исторических процессах.

Однако преподаватель в процессе работы сталкивается с определенным набором проблем, таких, например, как сложность восприятия информации учениками. Для успешного изучения предмета необходимо владение довольно большим набором терминов и знаниями художественных техник. Этот набор информации в довольно сжатые сроки запомнить трудно, без них обучающиеся сталкиваются с невозможностью понять смысл и значение художественного произведения и исторических процессов. В конце концов, мы можем столкнуться с недостаточной внимательностью, неосознанным изучением и даже с потерей интереса.

В ходе работы над новыми рабочими программами курсов «МХК» и «История» автором был разработан блок практических работ с использованием  специфических форм учебной работы, а именно: художественное творчество и выставочная деятельность, которые призваны заинтересовать студента общеобразовательным предметом.

Автор очень часто сталкивался с негативной реакцией на творческие задания, неаккуратное их выполнение из-за уверенности в том, что работу никто, кроме преподавателя, не увидит и стараться незачем. Проблема здесь еще и в выставлении оценок: творческие задания всегда рассматривались как дополнительные, оценку ниже пяти баллов за них ставить сложно.

Эта проблема была решена, во-первых, выставлением оценок по критериям, которые заранее обозначаются при объявлении творческого задания; а, во-вторых, введением системы публичного отчета с практикой голосования посетителей, зрителей проекта. Одновременно решается еще и важная образовательная популяризаторская задача для других студентов колледжа. 

Изучение значительного количества тем сопровождается художественно-творческой работой. За основу понимания термина «художественно-творческие технологии» были взяты материалы из статьи Д. А. Ершова и Н. А. Ершовой из журнала «Преподавание истории в школе»: совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе [2, С. 43]. Также в статье указано содержание технологии, которое описывается через виды искусств: «аудиовизуальные технологии (кинокритика, видео-коллаж, создание видео образа), изобразительные технологии (коллаж, фото-коллаж, спонтанное рисование), театрализовано-игровые технологии (импровизация, имитация, инсценировка)» [2, с. 43].

Целью проведения подобных занятий является стимулирование процессов осмысления окружающего мира личностью, формирование путем самостоятельной мысли окружающего мира. А одним из самых эффективных способов познания мира всегда был опыт. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а еще лучше сделать. «Художественно-творческие технологии,  при их корректном использовании, являются одним из наиболее оптимальных средств формирования личностного отношения к окружающему социуму, позволяющих учащемуся осознать собственную мировоззренческую позицию» [2, с. 43].

Особое место в практической и самостоятельной работе занимает метод проектов. В разработанном курсе он используется неоднократно и имеет конечным итогом различные виды работ: стенгазета, презентация, экскурсия, арт-проект. Художественная культура стран Востока, культура многогранная вызывающая неослабевающий интерес у студентов не обходится без стенгазеты или подготовки занятий-конференций. Или, например, подготовка интерактивной выставки  на тему «Санкт-Петербург – зеркало Русской культуры XVIII–XIX в.».

Студентам заранее сообщается задание. В течение месяца проходит подготовка к выставке.

При работе над первым проектом проходит мозговой штурм на тему: «Какой должна быть моя работа?». В ходе обсуждения формулируются основные правила работы над проектом:

  1. Выставка должна быть системной.
  2. Выставка должна быть оригинальной.
  3. Для успешной реализации проекта необходима постановка целей и задач.
  4. Цель должна: «стоить того, чтобы к ней стремиться, успех зависит от способа достижения цели, цель должна соотноситься с направлением деятельности и потенциалом, то есть быть реальной, цель и этапы ее осуществления должны быть выстроены в определенной последовательности, достигаемый, в конечном счете, результат должен быть способен развиваться самостоятельно и порождать новые типы деятельности» [8, с. 89].

За основу методической работы над проектами была взята следующая схема: четыре фазы полного проектного цикла: замысел, планирование и оформление, реализация, завершение [8, с. 90].

Ведущая роль в организации и проведении выставки принадлежит учителю, обладающему знаниями и умениями, как в области декоративно-оформительского искусства, так и в области психолого-педагогических дисциплин и методики преподавания. Но при этом важно привлечь самих учащихся к оформлению выставки [9].

Особо хотелось бы коснуться такой новой методики работы, как интерактивная выставка. Этот вид выставочной деятельности был придуман и впервые опробован автором, доказал свою состоятельность и теперь регулярно используется.

Принцип работы интерактивной выставки в общении автора проекта и зрителя. Каждый студент получает место для представления своего выставочного проекта. В процессе посещения выставки он может комментировать и проводить мини-экскурсию по своей небольшой экспозиции.

Особо хотелось бы коснуться работы с арт-проектами. Разработанный курс МХК содержит несколько подобных заданий. Разработка эскизов одежды и предметов декоративно-прикладного искусства при изучении цивилизаций древней Америки. Теме «Модерн» посвящена подготовка проекта здания в стиле модерн, на занятии проводится презентация проектов и подготовка выставки. Аналогичное задание обучающиеся выполняют по теме «Архитектура второй половины XX в.» в виде проектов современного здания.

Искусству Средних веков посвящена поездка в  ГМИИ им. А. С. Пушкина. В качестве домашнего задания составляется экскурсия по залам музея, посвященным средневековой культуре. Итоги мероприятия подводятся на занятии в форме интерактивной экскурсии.

Следует сказать, что большинство заданий хоть и носят обязательный характер, однако, ограничены лишь общей темой или ключевой проблемой. Все остальное остается на усмотрение студента. Он вправе выбрать любой интересующий его вопрос при подготовке к выставке.

Изучение дисциплин Искусство (МХК) и История в первую очередь имеет своей целью повысить кругозор и интеллектуальный уровень будущих профессионалов, что может быть достигнуто только через вовлеченность в деятельный процесс обучения всех студентов. Немаловажную роль играет возможность видеть и показать результаты своего труда, обсудить это с одногруппниками. 

Итак, применение художественно-творческих технологий и выставочной деятельности, как практического элемента учебной программы, безусловно, приводит к ряду положительных результатов.

В первую очередь, у студентов наблюдается повышение интереса к предмету. В книге С. Соловейчика есть такая фраза: «Часть ребят жалуется, что им не хватает организованности, и нет у них достаточного интереса к учению, к школе. Но две эти причины можно свести в одну, потому что тот, кому интересно учиться, никогда не страдает от лени и неорганизованности. … Долгое время считали, что без скуки учения вообще нет, а нелюбовь к учению - обычное, естественное явление» [6, с. 3].

Проведенные занятия способствуют развитию интереса, формированию благоприятного микроклимата в аудитории. В процессе работы над проектами, проведения занятий – конференций и диспутов постепенно сформировались правила беседы и дискуссии. Студенты проявили способность к анализу и качественному восприятию материала.       

 

Библиографический список:

  1. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. 10 кл. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2013. – 368 с.
  2. Ершов Д. А., Ершова Н. А. Применение художественно-творческих технологий в преподавании курса «Обществознание» в старших классах. // Преподавание истории в школе. – 2014. – №1. – С. 42 - 47
  3. Жукова Т.В. Использование арт-технологий в подготовке студентов-психологов к профессиональной деятельности. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 250 с.
  4. Захарова А. А. Искусство (МХК). Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 030912.51 «Право и организация социального обеспечения» – Одинцово: АНОО ВПО ОГИ, 2013. – 59 с.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5 – 7 классы. Музыка, 5 – 7 классы. Искусство, 8 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 97 с.
  6. Соловейчик С. Учение с увлечением. М.: 1 сентября, 2012. – 176 с.
  7. Ульянова Е. В. Художественно-творческие технологии как средство формирования профессиональной компетентности студентов – будущих специалистов по социальной работе: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Волгоград, 2006. – 32 с.
  8. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011 – 79 с.
  9. Трошина Т. М. Современный интерактивный музей как пространство толерантности. – Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А.М. Горького, 2008. — 75 с.
  10. Чайковская Л. А. Технология подготовки, организации и проведения выставок в школе / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».–М.: Издательский дом «1 сентября». [Электронный ресурс]. – URL: http://festival.1september.ru/articles/611918/ (дата обращения 02.05.2017).