Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ В РАМКАХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Потейко Анна Валериевна.

Заведующий МАДОУ ДС № 1 «Северок», г. Норильск.

 

Сегодня становится понятным что, не каждый ребенок и его родители имеют возможность своевременно получить квалифицированную помощь специалистов по вопросам коррекционного воздействия. Дети младшего и среднего дошкольного возраста, имеющие диагнозы и направленные в группы компенсирующей направленности, посещают общеразвивающие группы, по причине того что в специализированных группах принимаются дети с 5 лет. И по достижению ребенком пятилетнего возраста нет гарантии, что он будет зачислен в специализированную группу из-за ограниченного количества мест.

Родителям детей, которые не посещают ДОУ действительно негде получить квалифицированную информацию о развитии их ребёнка. При этом, современная педагогика и дефектология указывают на то, что коррекционные воздействия необходимы с первых месяцев жизни – это связано с наиболее интенсивным темпом развития детского мозга. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы психической деятельности ребенка, которая и является фундаментом дальнейшего психологического развития.  В связи с обозначенной актуальностью были поставлены следующие цели проекта:

  1. Повышение педагогической компетенции в вопросах воспитания, образования, коррекции и оздоровления детей в условиях семейного воспитания родителей детей, не посещающих ДОУ, или специализированные группы, в которой нуждаются (дети с ОВЗ).
  2. Социализация, раскрытие творческого потенциала, улучшение детско-родительских отношений, организация досуга.

        Задачи проекта:

  1. Создать полноценную развивающую среду в учреждении для оказания  квалифицированной консультационной помощи семьям  на базе консультационного центра МАДОУ.
  2. Организовать процесс информирования населения района о деятельности консультационного цента с привлечением волонтеров и социума.
  3. Разработать методические материалы для реализации проекта с использованием инновационных форм работы с родителями.
  4. Привлекать жителей микрорайона к участию в совместных мероприятиях на базе МАДОУ, с целью повышения их интереса к дошкольному образованию, как к ресурсу эффективного воспитания и развития подрастающего поколения.

        Целевая аудитория проекта:

  • Дети, воспитывающиеся в семье и не посещающие ДОУ;
  • Дети с ОВЗ (заключение ТМПК), ЗПР, ОНР, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, не посещающие специализированную группу и не получающие помощь специалистов;
  • Родители детей воспитывающихся в условиях семьи.

    Участниками проекта являются – педагоги ДОУ, специалисты: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медсестра оздоровления, воспитатели, инструктор по физической культуре владеющий методикой коррегирующей гимнастики, для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.

    Функции участников проекта:

  • Руководитель проекта (заведующий) – отвечает за ведение документации, заключение договоров, организацию мероприятий, координирование отношений с организациями-партнерами.
  • Старший воспитатель – отвечает за методический аспект, за разработку занятий, за согласованность в работе специалистов, за организацию мероприятий, за своевременное выполнение анализа мероприятий, за привлечение участников мероприятий, осуществляет консультационную юридическую помощь родителям
  • Педагог-психолог осуществляет диагностику познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, составляет индивидуальный маршрут развития для ребенка, осуществляет диагностику детско-родительских отношений, проводит тренинги, развивающие занятия в сенсорной комнате «Развиваемся играя», осуществляет развитие интеллекта путем стимуляции органов чувств, реализует практикум для родителей «Иры, в которые играют. Семейная игротека» «Воспитание детей с особенностями в поведении (дети склонные к агрессии, конфликтности), совместные занятия «родители + дети» – «Вместе веселее!» с целью гармонизации детско-родительских отношении.
  • Учитель-дефектолог осуществляет диагностику детей по запросам родителей, делает подборку методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия, проводит индивидуальные консультации: «Особый ребенок», «Что такое ЗПР?», «Познавательное развитие дошкольников». Семинар-практикум для родителей «Применение кинезеологических упражнений, в развитии памяти и внимания дошкольников»
  • Учитель-логопед проводит диагностику детей по запросам родителей, делает подборку методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия, проводит индивидуальные консультации, практикумы по логоритмике, направленный на освоение родителями приемов и методов стимуляции речевой активности «Играй, слушай, познавай!», «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников», «Как помочь ребенку с ОНР», «Развитие речи в дошкольном возрасте: типичные проблемы, упражнения», «Роль правильного дыхания в речи ребенка».
  • Медсестра проводит цикл консультаций для родителей и практические занятия (дети + родители): «Профилактика и коррекция нарушений зрения», «Формирование навыков зрительной гигиены», «Овладей приемами охраны зрения», «Формирование навыков психофизического перемещения взгляда», «Комплекс зрительной гимнастки «Метка на стекле», «Как правильно ухаживать за глазами», «Помоги своим глазкам», а также, практикум для родителей «Неболейка!», с элементами дыхательной гимнастики и приемами закаливания.
  • Инструктор по физической культуре реализует методику коррегирующей гимнастики для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, проводит практикумы для родителей  и детей: «Как сберечь здоровье малыша», «Профилактика и коррекция начальных форм  плоскостопия», «Профилактика нарушения осанки», «Мышцы укреплять – здоровью помогать!», «Укрепление дыхательной мускулатуры», готовит (буклеты и комплексы для занятий с детьми дома по данным темам).
  • Воспитатели проводят совместные занятия (родители и дети) по развитию мелкой моторики с применением нетрационных приемов (пластилинографика, бумагография, «Волшебная ниточка», кляксография, рисование с использованием круп, техники «Эстамп», пуговички, метод тычка с использование трафаретов).

Организациями-партнерами в деятельности по реализации проекта являются:

  • Норильский колледж искусств (студенты-волонтеры) – интерактивные концерты при участии детей и их родителей «Веселые нотки».
  • Норильский педагогический колледж (студенты-волонтеры) – совместные занятия (родители и дети) по развитию мелкой моторики, с применением нетрационных приемов пластилинография, бумагография, «Волшебная ниточка», кляксография, рисование с использованием круп, техники «Эстамп», пуговички, метод тычка с использование трафаретов.
  • Ленинградский государственный областной университет (студенты-волонтеры) организует совместное проведение логоритмики, релаксационных упражнений, развивающих занятий в сенсорной комнате; принимает участие в спортивно-театрализованном празднике  «Остров сокровищ» (с использованием технологий: степ-аэробики, пальчиковый игротренинг и игропластика).

Проект направлен на:

  • организацию помощи родителям детей воспитывающихся в условиях семьи, не посещающих дошкольное образовательное учреждение и детей с ОВЗ (с ЗПР и ОНР с заключением ТМПК) на базе консультативного центра в ДОУ;
  • проведение диагностики и разработку индивидуального маршрута развития, совместные обучающие мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, образования, коррекции  и оздоровления детей в условиях семейного воспитания;
  • социализацию, раскрытие творческого потенциала, улучшение детско-родительских отношений, организация досуга неорганизованных и временно неорганизованных детей.

 

Таблица – 1. План реализации проекта

Мероприятие

Ответственный

Согласование всех договоренностей и соглашений по проекту с партнерами,  учреждениями и Управлением

Заведующий

Приобретение расходных материалов и оборудования необходимых для реализации проекта

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе

Разработка рекламной продукции, для привлечения нуждающихся в данном виде услуг

Старший воспитатель

Распространение рекламной продукции (плакаты, буклеты, листовки), объявление в СМИ.

Старший воспитатель

Презентацию проекта для СМИ (пресс-конференцию и репортаж)

Заведующий

Диагностика детей по запросам родителей, подборка методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия, индивидуальные консультации

Учитель-логопед Педагог-психолог

Учитель-дефектолог

Промежуточный финансовый отчет, предоставление отчетной документации

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе

Совместное занятие родители + дети «Развиваемся, играя» – развитие интеллекта путем стимуляции органов чувств

Педагог-психолог

Проведение обучающего мероприятия родители +дети с элементами ЛФК (плоскостопие, профилактика сколиоза, повышение двигательной активности) различной направленности и обучением самомассажу

Инструктор по физической культуре

Практикум по  логоритмики

направленный на освоение родителями приемов и методов стимуляции речевой активности

«Играй, слушай, познавай!»

Учитель-логопед, музыкальный руководитель,

волонтеры колледжа искусств

Цикл консультаций для родителей

«Как помочь гиперактивному ребенку?»

Педагог-психолог

«В царстве упрямства и капризов»

Педагог-психолог

«Секреты психологического здоровья»

Педагог-психолог

Практикум  «Особый ребенок»

Учитель-дефектолог

 Консультация  «Что такое ЗПР?»

Педагог-психолог

Консультация «Познавательное развитие дошкольников»

Педагог-психолог

Семинар-практикум для  родителей

«Применение кинезеологических упражнений  в развитии памяти и внимания дошкольников»

Учитель-дефектолог

 

Практикум  для родителей и детей

«Развитие мимической и интонационной выразительности речи у заикающихся дошкольников»

Учитель-логопед,

волонтеры-студенты

 Практикум «Как помочь ребенку с ОНР»

Учитель-логопед

Практикум «Развитие речи в дошкольном возрасте: типичные проблемы, упражнения»

Учитель-логопед,

волонтеры-студенты ЛГОУ

Практикум  «Роль правильного дыхания в речи ребенка (игры, упражнения)»

Учитель-логопед,

Волонтеры-студенты ЛГОУ

Тренинг. «Иры, в которые играют. Семейная игротека»

Педагог-психолог, волонтеры-студенты ЛГОУ

Тренинг  «Воспитание детей с особенностями в поведении (дети склонные к агрессии, конфликтности)»

Педагог-психолог, волонтеры студенты ЛГОУ

 Практическое занятие  (дети + родители)

«Приключение Маши  или профилактика и коррекция нарушений зрения»

Медицинская сестра оздоровления

Практическое занятие «Формирование навыков зрительной гигиены»

Практическое занятие «Приключение Маши или овладение  приемами охраны зрения»

Медицинская сестра оздоровления

Практическое занятие «Приключение Маши или формирование навыков психофизического перемещения взгляда»

Медицинская сестра оздоровления

Практическое занятие  «Приключение Маши или комплекс зрительной гимнастки «Метка на стекле»

Медицинская сестра оздоровления

Практическое занятие  «Как правильно ухаживать за глазами»

Практическое занятие «Помоги своим глазкам»

Медицинская сестра оздоровления

Совместное занятие родители + дети

«Вместе веселее!»

гармонизация детско-родительских отношении

Инструктор по физической культуре, педагог-психолог

Игровое занятие «Мишка Топтыжка или как сберечь здоровье малыша» (точечная, дыхательная гимнастика) для с частыми ОРВИ, бронхиты, ангины

Инструктор по физической культуре, медицинская сестра оздоровления

Игровое занятие «Мишка косолапый или профилактика и коррекция начальных форм  плоскостопия» (нетрадиционные тренажеры)

Инструктор по физической культуре, медицинская сестра оздоровления

Игровое занятие  «Профилактика нарушения осанки» (упражнения на фитболах)

Инструктор по физической культуре, медицинская сестра оздоровления

Игровое занятие  «Мышцы укреплять – здоровью помогать!» (нетрадиционные тренажеры)

Инструктор по физической культуре, медицинская сестра оздоровления

Игровое занятие  «Укрепление дыхательной мускулатуры»  (буклеты и комплексы для занятий с детьми дома по данным темам)

Инструктор по физической культуре, медицинская сестра оздоровления

Консультация физиомедсестры с родителями часто болеющих детей «Здоровье ребенка в Ваших руках» (ОРВИ)

Инструктор по физической культуре

Практикум для родителей «Неболейка!» с элементами дыхательной гимнастики и приемами закаливания

медицинская сестра оздоровления

Совместные занятия родители+дети по  развитию мелкой моторики с применением нетрационных приемов (пластилинографика, бумагография, «Волшебная ниточка», кляксография, рисование с использованием круп, техники «Эстамп», пуговички, метод тычка с использование трафаретов)

Воспитатели, волонтеры-студенты педагогического колледжа

Интерактивный музыкальный концерт (нетрадиционные музыкальные инструменты) «Веселые нотки»

Старший воспитатель, студенты колледжа искусств

Промежуточный финансовый отчет, предоставление отчетной документации

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе

Итоговое мероприятие спортивно – театрализованный праздник «Остров сокровищ» (с использованием технологий: степ-аэробики, пальчиковый игротренинг и игропластика)

Выступление детей, волонтеров с номерами.

Старший воспитатель, педагог-психолог, волонтеры-студенты ЛГОУ, педагогического колледжа, колледжа искусств, учитель-дефектолог, учитель-логопед,

инструктор по физической культуре

Анализ анкетирования родителей на удовлетворение качеством оказанных услуг

Педагог-психолог

Анализ количественного показателя обратившихся за помощью родителей, с целью выявления спроса на данную услугу;

Педагог-психолог

Статья в газете «Заполярный вестник»

В ежемесячной газете «Северок» «Все вместе»!» освещающая работу консультационного центра и приглашающая желающих к сотрудничеству.

Старший воспитатель

Итоговый содержательный финансовый отчет

Заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе, заведующий

Ключевыми мероприятиями проекта являются:

  • Совместное занятие (родители и дети) «Вместе веселее!» для гармонизации детско-родительских отношений (инструменты измерения результатов: лист регистрации участников, отзывы в журнале отзывов, анкетирование, фото, статья в газете «Заполярный вестник»).
  • Итоговое мероприятие спортивно-театрализованный праздник «Остров сокровищ» с использованием технологий: степ-аэробики, пальчиковый игротренинг и игропластика, выступление детей, волонтеров с показательными номерами (инструменты измерения результатов: фото, анкеты, репортаж в программе «Вести – Норильск»).

Для продвижения проекта и распространения информации в социальной среде предполагается ряд выпусков статей в газетах, репортажей на местном телевидение, о работе консультационного центра, и проведении мероприятий, распространение рекламных буклетов, листовок, плакатов, бегущая строка по ТНТ, социальные сети.

В Территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию МО города Норильска будет направлен план занятий и мероприятий проведение которых запланировано в рамках реализации проекта. Будет взят список детей, их координаты, учреждения которые они посещают, специалисты, участковые педиатры находятся с нами в тесном сотрудничестве и предлагают услуги центра. Каждый ребенок, которому определяется специализированное обучение и статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья заносится в список с разрешения родителей, к заключению прикрепляется информационный буклет.

Для распространения информации о консультационном центре «Мы – вместе!» предполагаются:

  • создание сайта «Мы – вместе!» с освещением проблемы и спектром оказываемой помощи организацией «Мы – вместе!»;
  • разработка информационных стендов «Мы – вместе!» с планом работы в детских поликлиниках, в детском реабилитационном центре, в ТМПК;
  • печать рекламных материалов: буклеты, календари, открытки, наклейки, плакаты с символикой организации;
  • Публикация статей в газетах «Забавная полянка»: «Приходите – мы поможем!», с фотоматериалами и спектром услуг, «Развиваемся играя» с освещением проблемы развития детей с ОВЗ, приглашением и описанием возможности оборудования сенсорной комнаты, а также, статья с информацией о проведении спортивно-театрализованного праздника «Остров сокровищ» проведенного консультационным центром «Мы – вместе!» в газете «Заполярный вестник»;
  • проведение спортивно-театрализованного праздника «Остров сокровищ» «Мы – вместе!» с выступлением детей, волонтеров демонстрация изготовления простых сувениров руками детей, конкурсы, призы;
  • создание объектов (сувениры сделанные руками детей для каждого посетителя);
  • подготовка фотоматериалов со спортивно-театрализованного праздника «Остров сокровищ» проведенного «Мы – вместе!»;
  • подготовка сувенирной продукции (кружка, ручка, календари с символикой организации);
  • запись интервью для прессы представителя организации;
  • бэкграундер для представителей власти администрации города Норильска.
  • конкурсы и выставки поделок «Мы – вместе!».

Риски проекта. При открытии специализированного учреждения с осуществлением коррекции и обучения родителей, количество желающих посетить консультационный центр будет снижено, но в этом случае мы составили план, который будет ориентирован на детей-инвалидов и расширение партнеров-волонтеров, подключение совета ветеранов, одиноких пожилых людей. В этом случае запланированы обучающие занятия со слабовидящими и слабослышащими  детьми в сенсорной комнате «Развитие интеллекта путем стимуляции органов чувств». Цикл мероприятий с  одинокими пожилыми людьми и детьми инвалидами (на прикрепленном к нам участке 12 детей) «Бабушкины сказки». Развлечения для детей инвалидов и одиноких пожилых людей «От сердца к сердцу». Кукольный театр 2 раза в месяц. Занятия с детьми инвалидами на дому.

За два учебных года работы консультационного центра (13 месяцев) количество обратившихся составляет 234  человека. Обращение имеют точечный характер, и это решает на данный момент задачи консультационного центра. Мы расширяем диапазон услуг и считаем, что изменения в развитии детей будет результатом. Прогнозируем, что  участники будут постоянными. Детям, прошедшим ТМПК поставлен диагноз и рекомендовано обучение в специализированных группах, также, они станут участниками проекта. Родители будут активно заниматься с ними в сопровождении  специалистов центра, получать  от них рекомендации и корректировать дефекты, при повторном прохождении ТМПК. Надеемся, что при поступлении в школу  им будет рекомендовано обучение без специализированного обучения.

Предполагаем, что за 12 месяцев количество обратившихся будет составлять 300 семей. Планируется проведение 122 мероприятий в форме тренингов и практикумов.

Измерение результатов будет проходить по листам регистрации, количеству заключаемых договоров и обмену информации со специалистами ТМПК. Опыт МАДОУ будет транслироваться на Городских педагогических чтениях в 2017 году.  Другим МАДОУ, на базе которых есть консультационные центры, будет предложено применять в работе предоставленный материал. ТМПК будет направлять, и рекомендовать посещение консультационных центров города, предполагается осуществление учета детей, у которых дефект устранен или значительно уменьшился.