Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Байбулатова Анфиса Нурисламовна.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «ДС «Непоседы»» г. Муравленко ЯНАО, учитель-дефектолог, anfisa0303@yandex.ru.

 

Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей.  Проблема функциональных возможностей кистей рук детей и связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития рассмотрена в работах В.М.Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса.

Сегодня, в арсенале педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеется обширный спектр методик, расширяющих возможности детей в познании окружающей действительности, речевого, психического, их интеллектуального развития. На наш взгляд, эффективными, в этом отношении, являются здоровьесберегающие технологии – Су-Джок терапия и кинезиологические упражнения.

Су-Джок терапия, основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, по праву считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия в ней используется активные точки стоп и кистей рук [1; 2; 3].

Кинезиология, определяя единство двух полушарий мозга, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи), направлена на развитие межполушарного взаимодействия. Поэтому можно предположить, что посредством использования кинезиологических упражнений и приемов Су-Джок терапии, возможно, осуществлять коррекционно-развивающую работу по развитию речевой сферы ребенка.

Результаты диагностики познавательной сферы воспитанников подготовительной и старшей логопедической группы, позволили выявить основные проблемы испытуемых экспериментальных групп:

  • низкий уровень развития мышления (обобщение, классификация предметов по группам, исключение лишнего предмета);
  • низкий уровень ориентировки во времени и пространственных отношениях;
  • комплексное отставание речевых компонентов;
  • нарушение звукопроизношения, которое сопровождается несформированностью фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи, понимания логико-грамматических конструкций;
  • дизартрия, (вялость, малоподвижность артикуляционного аппарата, повышение или понижение мышечного тонуса языка);
  • несформированность фонематического слуха, что приводит к трудностям формирования процессов письменной речи;
  • несформированность лексико-грамматического строя речи (неадекватное использование суффиксов, трудности в выборе производящей основы слова, трудности в употреблении предлогов, нарушение в согласовании в роде, числе, падеже; ошибки в употреблении прилагательных);
  • фразовая речь состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний;
  • словарный запас находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов;
  • частичное отсутствие связной речи (пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия);
  • несформированность высших психических функций (нарушение пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти);
  • слабый тонус мышц кистей рук, не развитая мелкая моторика.

Для коррекции выявленных речевых нарушений, нами разработана методика коллегиального применения приемов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные, растяжки, пальчиковые игры и т.д.); выявлены и апробированы педагогические условия, позволяющие варьировать направления, содержание, формы и методические приемы по развитию речи, интеллектуальных способностей посредством её использования.

В процессе проведённой коррекционно-развивающей работы широко применялись упражнения по коррекции речи с использованием Су-Джок массажёров (в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами), с целью создания функциональной базы для формирования высокого уровня двигательной активности мышц, как условия для оптимальной речевой работы.

В результате проведенной комплексной коррекционно-развивающей работы с применением коллегиального использования приемов Су-Джок терапии и кинезиологических упражнений, с детьми старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста, была выявлена значительная стойкая положительная динамика развития высших психических процессов, речи и мелкой моторики (рис. 1).

Рис. 1. Уровень развития высших психических процессов, речи и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

По окончании эксперимента получены значительные качественные и количественные изменения показателей познавательного и речевого развития воспитанников логопедических групп. Под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения, активизация словарного запаса, развитие лексико-грамматических категорий, коррекция звукопроизношения.

 

Библиографический список:

  1. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед. 2004 . – № 6. – С. 78–82.
  2. Бот О.С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. 1983. – № 1. – С. 56–60
  3. Богуш Д.А. Корейский метод Су-Джок. – М.: Ника – Центр, 2008. – 64 с.