Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ УТОМЛЕНИЯ У ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Максименко Евгения Борисовна.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Волшебница» г. Лабытнанги, воспитатель, mak-ko81@mail.ru.

 

Одной из оборотных сторон работы воспитателя является психологическое и физиологическое утомление.

Длительное напряжение может вызвать утомление, то есть такое физиологическое состояние, которое наступает вследствие напряженной и длительной деятельности организма и проявляется во временном снижении его работоспособности [2, с. 122].

Уставший человек допускает неточности в восприятии информации и проявляет нервозность  в работе. Утомление ведет к неэкономичному расходованию энергии и уменьшению резервных сил организма.

В основе этого состояния лежит истощение нервных структур. Утомление является важным фактором для организма, так как препятствует крайнему его истощению, переходу в патологическое состояние, являясь сигналом необходимости прекратить работу и перейти к отдыху [2, с. 122].

Чтобы предупредить отрицательные психологические и физиологические изменения в организме человека, необходимо знать причины усталости и нейтрализовать их отрицательное влияние.

Можно выделить следующие признаки переутомления: ощущение усталости перед началом работы, повышенная раздражительность, исчезновение интереса к работе и окружающим событиям, снижение аппетита и падение массы тела, нарушение сна, понижение общей неспецифической реактивности организма.

Обычная логика рассуждений: полностью избежать нервных нагрузок нельзя и трудно исключить влияние стрессов, то снимать напряжение можно с помощью медикаментов. Во-первых, для этого необходимо консультироваться с врачом; во-вторых - привыкание не влечёт положительной динамики.

Гораздо эффективнее использовать здоровьесберегающие технологии: рациональный режим труда и отдыха, физическая культура, закаливание, психогигиена. Главное придерживаться принципов систематичности и постепенности [6, с. 62].

Недостаток физической активности в профессиональной деятельности работников детских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьшении двигательной активности снижается общая работоспособность, сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.

Занятие физической культурой препятствует вышеизложенным изменениям, способствуют переключению внимания от негативной ситуации на другие объекты, что позволяет значительно разгрузить физическое и психологическое напряжение.

Для работников дошкольных организаций рекомендуются комплексы упражнений, которые способствуют предупреждению застойных явлений крови в нижних конечностях и туловище, усилению притока кислорода к головному мозгу.

При появлении чувства усталости рекомендуется в качестве восстанавливающего средства проведение физкультурных микропауз.

Следующим средством восстановления и поддержания работоспособности являются физиотерапевтические средства.

Задачи физиопрофилактики: повысить работоспособность, выносливость и сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям; предупредить Д-авитаминоз, бороться со световым голоданием, закалить организм в отношении влияния резких колебаний условий внешней среды; улучшить деятельность сердечно-сосудистой системы [6, с. 65].

При проведении ультрафиолетовых облучений необходимо учитывать, что чувствительность кожи к этим лучам изменяется при некоторых заболеваниях, физиологических состояниях и условиях.

В районах Крайнего Севера в период полярной ночи следует уделить особое значение ультрафиолетовому облучению, но также использовать источники света, обогащенные ультрафиолетовым компонентом.

Из водных процедур следует использовать наружное применение воды, при котором она оказывает равномерное раздражающее действие на всю поверхность тела (душ, бассейн). Более эффективным раздражителем, повышающим тонус организма, является душ, который оказывает термическое и механическое воздействие.

Довольно эффективным средством повышения работоспособности является купание, плавание в бассейне. При этом термическое раздражение выражено довольно сильно, поскольку большая часть тела приходит в соприкосновение со значительным количеством воды. Положительным сопровождением такой процедуры является механическое раздражение от движения воды и термическое действие воздуха [8, с. 132].

Воздушные ванны эффективны благодаря тому, что воздух, обмывая открытые участки тела и находясь в движении, создаёт постоянную смену температур, тем самым тонизирует рецепторы кожи. Начинать воздушные ванны рекомендуется с 200С, доходя постепенно до более низких температур. При ощущении прохлады их следует сочетать с движением: ходьбой, лёгкой гимнастикой. Такие воздушные ванны обладают более сильным раздражающим действием. После них рекомендуется принимать душ, обливание или обтирание. Воздушные ванны необходимо по возможности продолжать и в холодный период года, особенно зимой и весной. Снижение температур воздуха необходимо компенсировать ускорением упражнений или такими упражнениями, которые охватывают своим воздействием большие группы мышц.

Целесообразность применения сауны и бани для восстановления работоспособности основана на ряде положений, например, лицам с различными заболеваниями следует предупредить об осторожном применении данных процедур. При её применении происходит определённая нагрузка в отношении функций миокарда, поэтому она рекомендована здоровым людям.

Баня способствует укреплению всех защитных систем организма, расслабляет мускулатуру и успокаивает нервную систему; помогает расширению коронарных сосудов, функционированию «новых» капилляров при замедленной скорости кровотока и в результате – улучшению снабжения кислородом всего организма. Даёт разрядку и отдых, снижение чувства страха и агрессивности, очистку кожи, щадящую тренировку сердца и системы кровообращения. Прием бани (сауны) обычно назначают для снятия психоэмоционального напряжения людям, которые её хорошо переносят.

Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с микроэлементами.

Успокаивающая (восстанавливающая) музыка способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание.

Также целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения. Хороший эффект дают звуки природы: пение птиц, шум ручья или дождя, водопада [7, с. 120].

Примерный перечень мероприятий, направленный на профилактику и снятие утомления у воспитателей ДОУ в течение рабочего дня приведён в таблице 1.

Таблица – 1. Примерный перечень мероприятий, направленный на профилактику и снятие утомления у воспитателей ДОУ в течение рабочего дня.

Профилактические эффекты

Здоровьесберегающая технология

Алгоритм выполнения

Снятие эмоционального напряжения

Умывание рук и лица холодной водой

 

Мойте руки обычным способом вначале с мылом, затем держите руки под проточной холодной водой, умойте лицо холодной водой

Профилактика утомления глаз

Гимнастика для глаз (совместно с детьми)

Разотрите ладони до  ощущения тепла. Наложите одну ладонь на другую, образуя прямой угол между второй фалангой мизинцев, приложите к глазам – прогревая веки своим теплом. Опустите руки, откройте глаза.

Закройте спокойно глаза, затем сильно зажмурьтесь на 3-5 секунд, откройте глаза – повторите 5 раз;

Выполните круговые движения глаз – 2 раза влево, 2 раза вправо

Активизация мыслительного процесса

Самомассаж рук (совместно с детьми) по активным точкам, в том числе

Разотрите ладони до ощущения «горячо». Сцепите пальцы в замок и разотрите нижнюю часть ладоней друг о друга. Разотрите руки, будто моете их тщательно мылом. Указательным и большим пальцем «наденьте перчатку» на каждый палец слегка надавливая на него, начиная сверху по бокам. Слегка потяните каждый палец. Опустите руки вниз и потрясите ими.

Снятие эмоционального напряжения.

Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

 

Дыхательная гимнастика

Погладить нос от крыльев к переносице – вдох, обратно – выдох, 5 раз

Сделать вдох левой ноздрей; правая – закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта, 5 раз

Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа, 5 раз

Расслабление мышечное и эмоциональное

Прослушивание спокойной, медитативной мелодии, звуков природы

Прослушивание мелодии в среднем звуковом диапазоне, постепенно снижая громкость (перед дневным сном, совместно с детьми)

Активизация работоспособности на вторую половину дня

Выполнение элементов комплекса закаливающих мероприятий

Выполнение любых упражнений из Вашего комплекса закаливающих мероприятий (совместно с детьми)

Снятие эмоционального напряжения перед ответственным мероприятием, выступлением (возможно, вместе с детьми)

Дыхательная гимнастика

Медленный вдох через нос, медленный выдох через рот – 3 раза

Резкий вдох через нос – резкий выдох через рот на «У», с поворотом головы в сторону – 3 раза

«Переключение» рабочей усталости после трудового дня

Медитативный счет шагов (по дороге домой)

 

Сделайте три глубоких вдоха, как только начнете движение. Когда почувствуете, что идти удобно, сосредоточьтесь на этом, и начинайте считать шаги 1,2,3,4,5,6,7,8 пауза 1,2,3,4,5, пауза…затем начните сначала. Постарайтесь не сбиваться – именно в этот момент все тревоги уйдут на задний план - домой вернетесь в спокойном состоянии

 

Библиографический список:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. – Т. 7. – № 2. – С. 21–28.
  2. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов / авт. – сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009. – 122 с.
  3. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе / авт.-сост. Е. А. Шкуринская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 158 с.
  4. Развитие профессиональной компетентности педагогов / авт.-сост. М. И. Чумакова, З. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 135 с.
  5. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум. – г. Дубна, «Феникс+», 2000. – 128 с.
  6. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. – 2005. – №4.– С. 61–65
  7. Харисон Эрик. Целительные медитации за 5 минут. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006. – 144 с. – С. 129-131
  8. Яковлева Т.С. Здоровьеобеспечивающие технологии воспитания в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2007. – 136 с.