Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ УСТНОГО МОНОЛОГИЧЕСКОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Тишунина Александра Александровна.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Абрамовская средняя общеобразовательная школа», учитель английского языка.

В настоящее время учитель иностранного языка ставит перед собой задачу, в результате которой открываются новые знания и действия, которые должен усвоить обучающийся средней школы.

Как известно, любая речевая деятельность обусловлена ситуацией, т.е. «условиями (обстоятельствами, целью и т.п.), в которых осуществляется данное высказывание» [1, с. 413].

Монологическое высказывание – это особое и сложное умение, которое необходимо специально формировать. Монологическая речь представляет собой относительно развернутый вид речи, представляющий собой продукт индивидуального построения и предлагающий продолжительное высказывание одного лица, обращенное к аудитории [4, с. 252].

Проблемные ситуации, создающиеся на основе двух различных суждений, содержательные опоры в форме заголовков, объявлений, текстов писем и т.д. используются в качестве стимулов устной речи.

Можно выделить несколько особенностей, которые возникают в процессе выполнения данной задачи: задания должны включать те знания и умения, которыми владеет учащийся; при выполнении монологических заданий обучающиеся должны опираться на общий алгоритм действий; выполнении заданий, в которых у обучающихся возникли сложности, должно вызвать потребность в усваиваемом материале. Особое внимание нужно уделить тому, что задание должно соответствовать возрастным и интеллектуальным возможностям обучающегося.

Для создания проблемной ситуации на уроке можно использовать следующие приёмы:

  • Привлечение в ходе урока примеров из жизненных ситуаций, опыта, обыденной жизни.
  • Развертывание (проигрывание) различных ситуаций в речи для создания необходимых смысловых опор и расставления акцентов, ориентированных на восприятие слушателей.
  • Ознакомление слушателей с фактами, которые требуют объяснения, предположения, формулирования гипотезы.
  • Использование эмпатии (сопереживания, сочувствия), идентификации с чувствами и мыслями слушателей.
  • Включение слушателей в процесс генерирования идей, предположений, мнений, путей, способов и средств решения проблемных ситуаций, вопросов, задач (мозговая атака – брейнсторминг).
  • Обозначение тезисов с «белыми пятнами» на доске или экране и последующее толкование и обоснование тезисов и заполнение «белых пятен».
  • Изложение материала в виде наглядной схемы. Раскрытие темы и решение проблемы с опорой на план, проблемно связанных фотографий, таблиц.
  • Использование видеозаписи или фрагмента кинофильма, диапозитивов для создания [2, с. 315–317].

В качестве примеров проблемных заданий можно привести учебные задачи, вопросы, диалоги, практические задания и т.д. Но не следует смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемная ситуация является следствием проблемного задания или циклом разнообразных заданий.

Таким образом, монологическое высказывание является организованным видом речи и представляет собой подготовительную работу учителя, чтобы обучающийся мог иметь определенную тему и смог построить на ее основе свое высказывание.

 

Библиографический список:

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических теминов. – М., «Сов. Энциклопедия», 1966. – 608 с.
  2. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 7-е изд.,стер. – Мн.: Выш. шк., 2001. – 522 с.
  3. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. – М.: Рус. яз., 1989. – 276 с.
  4. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник/ Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. – М.: Высш. школа, 1982, 1982. - 373 с.