Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛИЦ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ, ПОЛУЧАЮЩИХ КВАЛИФИКАЦИЮ «ТОВАРОВЕД»

Барабанова Анастасия Викторовна.

Пермь, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», преподаватель техникума, barabanov01@yandex.ru.

Черемных Марина Михайловна.

Пермь, Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», преподаватель техникума, marichery@yandex.ru.

 

Аннотация. Статья отражает проблемы трудоустройства лиц с особыми потребностями, в том числе в рамках обучения по специальности «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров». Уделено внимание разработке предложений по решению возникающих внутренних и внешних проблем.

Ключевые слова: лицо с особыми потребностями, образование, трудоустройство, профориентация, товаровед.

 

Недостаток здоровья – это потеря или отклонения анатомической, физиологической или психической структуры или функции человека, которая совместно с другими затруднениями в отношениях и среде препятствует участию в общественной жизни на равных с другими лицами условиях.

Гарантии трудовой занятости инвалидов регулируются статьей 20 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [2]:

  • установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
  • резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
  • организация обучения инвалидов новым профессиям.

Для определения трудоспособности  лица с особыми потребностями можно выделить следующие важные критерии, относящиеся к общим и профессиональным компетенциям [1]:

  • способность воспроизводить специальные профессиональные знания, навыки и умения с целью выполнения порученной работы;
  • способность выполнять свои обязанности на рабочем месте без изменения условий труда или введения дополнительных условий, оборудования или оснащения, а также без внесения корректив в сменность, объемы и темпы работы;
  • способность мотивировать себя к труду;
  • способность придерживаться рабочего графика;
  • способность организовывать свой рабочий день.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» и согласно регионального законодательства Пермского края разработан официальный перечень рабочих профессий, должностей служащих, востребованных на рабочих местах для инвалидов разных групп [3].

В рамках учебного заведения Пермский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова из специальностей СПО осваиваются профессии, которые соответствуют указанным выше документам. Так, по ППССЗ 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» выделены три профессии – контроллер-кассир, продавец, товаровед [4].

В таблице 1 представлено описание особенностей этих профессии с точки зрения возможных нарушений здоровья и степени ограничения способности к труду (а именно, способности к выполнению трудовой деятельности в обычных условиях труда при снижении квалификации, тяжести, напряженности и/или уменьшении объема работы), указаны в таблице 1.

Таблица – 1. Примеры профессий по ППССЗ 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

Профессия или специальность

Описание профессий

Перечень нарушений функций организма, при которых инвалиды могут работать по предлагаемой профессии/специальности

Контролер – кассир

Осуществляет расчет с покупателями за товары, изделия и услуги, подсчет стоимости покупки, получение денег, пробивку чека, выдачу сдачи.

Работу могут выполнять инвалиды с умеренными нарушениями функций нижних конечностей.

Продавец

Продавец выступает в качестве посредника между производителями товаров и населением. Умеет вежливо общаться с покупателями, рекламировать свой товар, быть внимательным при расчетах и при получении товара от поставщика. Следит за своевременным пополнением запасов товаров, сроками их реализации. Оформляет прилавочные витрины.

 

Работу могут выполнять инвалиды с умеренными нарушениями функций кровообращения, пищеварения, дыхания, обмена веществ и энергии.

Профессия или специальность

Описание профессий

Перечень нарушений функций организма, при которых инвалиды могут работать по предлагаемой профессии/специальности

Товаровед

Определяет соответствие материальных ресурсов стандартам, осуществляет связь с поставщиками и потребителями, обеспечивает оперативный учет поступления и реализации, контроль, выполнения договорных обязательств, розыск не поступивших товаров.

Работу могут выполнять инвалиды с умеренными нарушениями функций кровообращения, пищеварения, дыхания, обмена веществ и энергии.

 

Таким образом, можно сделать вывод, что существуют ограничения в выборе профессий в зависимости от группы нарушения здоровья, а именно люди с нарушениями зрения, слуха и тяжелыми нарушениями опорно-двигательной системы не смогут в полной мере применять и использовать полученные в рамках обучения профессиональные навыки.

Однако при условии подбора подходящего для лица с особыми потребностями рабочего места и должностных обязанностей, при получении квалификации по ППССЗ 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» выпускники могут быть трудоустроены по полученной специальности на следующие должности:

  • эксперт товаров в лаборатории (при проведении невыездных испытаний);
  • товаровед по закупу, основная работа которого связана с обработкой электронной информации на ПК;
  • сотрудник интернет-магазина;
  • специалист предпродажной подготовки (формирование ценников, фасовка, упаковка товаров, обработка заказов) и другие.

В связи с быстрым развитием торговли и внедрением научно-технического прогресса в современную материально-техническую базу предприятий перечень возможных профессий и должностей расширяется, с точки зрения разделения функциональных обязанностей с возможным выделением из него необходимой трудовой функции для лица с особыми потребностями.

В настоящее время данной категории лиц не было в числе абитуриентов и обучающихся по указанной специальности.

Однако преподаватели, понимая важность и приоритетность инклюзивного образования, уже сейчас задумываются над возможным изменением подходов, методов и методик обучения лиц с особыми потребностями (включая переработку рабочих программ в  части материально-технического обеспечения, программ практических занятий, программ практик).

При анализе данных о трудоустройстве лиц с особыми потребностями в Пермском крае можно выделить следующие проблемы [5]:

  • недостаточность альтернатив трудоустройства;
  • незаинтересованность работодателей в трудоустройстве инвалидов и создании специализированных рабочих мест;
  • недостаточная профориентация;
  • молодой возраст, отсутствие опыта работы;
  • внутренние проблемы лица (низкая информированность, низкая мотивация к труду, иждивенческая позиция, гиперопека, психологические проблемы с отношением общества).

В связи с этим решение этих проблем можно частично осуществить в рамках учебного заведения:

  • организовать сотрудничество по социализации, профессиональной ориентации, построению карьеры лиц с особыми потребностями между учебным заведением и Агентством по занятости Пермского края на постоянной основе;
  • привлечение работодателей к проведению совместных мероприятий по вопросам трудоустройства лиц с особыми потребностями;
  • сформировать перечень профессий, доступных для освоения и последующего трудоустройства в рамках каждой специальности института и техникума;
  • разработать методические рекомендации по профориентации и доведению необходимой информации по данным вопросам для лиц с особыми потребностями.

 

Библиографический список:

  1. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. N 181-ФЗ.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
  3. ФГОС 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
  4. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда».
  5. Официальный сайт Агентства по занятости населения Пермского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.szn.permkrai.ru/.