Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

ПРОЕКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ (опыт и идеи реконцептуализации социальной работы в странах Латинской Америки)

Короп Вадим Олегович.

ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», магистрант.

 

Эта статья – результат теоретического анализа работ латино-американских исследователей проблем социальной работы. В 1950–1970-х годах в странах Южной Америки (Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия) развернулось так называемое «Движение реконцептуализации» (исп. El Movimiento de Reconceptualizacion), целью которого было переосмысление парадигмы социальной работы. Апологетами этого движения были Н. Айлвин, Х. Крузе, Э. Андер-Эгг, П. Альвариньо-Мартин, М. Хименес де Баррос и т.д.. Согласно Х. Крузе, крупнейшей школой, которая одной из первых начала изучать проектирование в социальной работе, была Школа социального обслуживания (далее – «чилийская школа»), базировавшаяся в Католическом Университете в г. Сантьяго (Чили). [7] Чилийские ученые (в том числе – Н. Айлвин, М. Хименес де Баррос) подвергли пересмотру традиционный метод социальной работы – администрирование, или управление. Оставив основные этапы этого метода – 1) изучение темы или проблемы, 2) дифференцированную диагностику, 3) планирование, 4) исполнение и 5) оценку результатов – без изменений, они утверждали, что человек, пользующийся им, должен стать «субъектом исторических изменений в обществе». В современном понимании именно данный метод, используемый субъектом для достижения общественных изменений, является проектированием.

Аргентинский историк и социолог Н. Алайон выделяет четыре стадии развития социальной работы в Латинской Америке: 1) «стадия асистенциализма» (от исп. Asistencia – помощь), 2) «стадия сиентифицизма» (от исп. Ciencia – наука), 3) «реконцептуализация» и 4) «постреконцептуализация». [3] Первую стадию можно охарактеризовать наличием патернализма в социальном обслуживании: оно являлось прерогативой исключительно государственных структур или аристократических кругов. Зачастую, именно эти категории населения выбирали адресатов для своей помощи. На второй стадии происходит изучение американской и европейской моделей социального обслуживания. Возникает потребность в создании собственной парадигмы социальной работы, которая бы включала положительные черты, как американской, так и европейской моделей и отвечала бы латиноамериканским реалиям (проблемы нищеты и бедности). Принцип, который должен был лечь в основу новой парадигмы – «работать не для людей, а с людьми» (исп. trabajar no para la gente, sino con la gente). На стадии реконцептуализации, которая характеризовалась активной научной деятельностью в университетах Южной Америки, произошло разграничение понятий «социальный помощник» (исп. Asistente Social) и «социальный работник» (исп. Trabajador Social). Первое понятие носило отпечаток патерналистской модели социального обслуживания, а также имело паллиативный смысл, поскольку социальным помощником считался тот человек, который своими действиями смягчал негативное воздействие трудной жизненной ситуации. Социального работника Н. Айлвин назвала «агентом изменения» (исп. Agente de cambio). Под социальным работником понимался субъект общественных изменений позитивного характера. Научная мысль сделала, по-настоящему, революционный шаг. Если реконцептуализация – это революция в науке, то постреконцептуализация – это реакция на появление в ней прогрессивных мыслей. Практически во всех странах Южной Америки, где брала свои истоки «реконцептуализация» (Аргентина, Уругвай, Чили), к власти пришли диктаторские режимы; социальная работа вернулась к патернализму; попытки позитивных общественных изменений жестоко карались. Тем не менее, идеи реконцептуализации были возрождены в трудах некоторых латиноамериканских ученых (например, Э.Андер-Эгга).

Стадия реконцептуализации, или «Движение реконцептуализации», как уже было отмечено, охарактеризовано переосмыслением парадигмы социальной работы. В латиноамериканских странах возникла потребность в появлении «субъекта исторических изменений в обществе». Паллиативной социальной помощи, которую оказывали социальные помощники, было недостаточно для того, чтобы бороться с тотальной бедностью и прочими социальными проблемами. Этим субъектом должен был стать социальный работник. Такую позицию, прежде всего, отстаивали представители «чилийской школы».

Доцент Католического Университета г. Сантьяго Н. Айлвин говорит о том, что социальная работа, прошедшая стадию реконцептуализации, должна быть ориентирована на «трансформацию социальной действительности». [2] Это и не удивительно, ибо большое влияние на Н. Айлвин и прочих представителей «чилийской школы» произвела идея Эрнеста Гринвуда, американского профессора Университета г. Сантьяго, который предложил в 1953 году «инженерную модель» социальной работы. В ее основе лежали те отношения, которые имели место между инженерной практикой и точными, или естественными науками. Э. Гринвуд полагал, что подобно естественным наукам, которые разрабатывают инструментарий для инженерной практики, социальные науки (социология, антропология, педагогика, социальная психология) разрабатывают такой же инструментарий (знания, методы, методики и т.д.) для социальной работы. С помощью этого инструментария осуществляется познание социальной действительности (диагностика) и планируются определенные действия, которые призваны ее трансформировать. Другой представитель «чилийской школы» М. Хименес де Баррос видела «инженерную модель» социальной работы в трех этапах: 1) ver (увидеть), 2) juzgar (оценить), 3) actuar (действовать). [6] С точки зрения М. Хименес де Баррос, на первом этапе происходит изучение социальной действительности на предмет обнаружения проблем, на втором – теоретическо-поисковая работа с целью нахождения конкретного решения проблем, и, наконец, на третьем – рациональное действие, направленное на достижение результата. Это действие имеет форму проекта, т.е. сначала планируется, затем реализуется. Социальный работник как «инженер» – это субъект положительных общественных изменений, который для их достижения использует проект.

Чтобы разобраться с тем, что такое социальная действительность, следует выяснить, что является объектом социальной работы как «инженерии». Н. Айлвин подразумевает под объектом социальной работы те секторы населения, которые имеют ограничения в удовлетворении собственных потребностей и которым необходимо вмешательство «внешних агентов» (исп. Agente externo, или Agente de cambio) для преодоления этой ситуации. Цель социальной работы как «инженерии» – создание условий для удовлетворения потребностей данного сектора населения. К таким условиям Н. Айлвин относит услуги.

Что следует понимать под социальной действительностью? Действительность – это философская категория, которую нередко путают с другой категорией – реальностью. Проанализировав определения действительности, стоит отметить, что под этим понятием подразумевают осуществленную реальность. Доктор философских наук В.И. Жуковский отмечает, что реальность – это мир объективно существующих вещей, а действительность – это мир вещей, с которым действуют [8]. Чуть выше было сказано об ограничениях в удовлетворении потребностей определенного сектора населения. Эту ситуацию Н. Айлвин называет социальной проблемой. Ее основанием является разрыв или ослабление отношений между конкретным сектором и обществом в целом. Как правило, под сектором населения подразумевается социальная группа. Общество – это совокупность социальных институтов, которые владеют ресурсами, необходимыми для удовлетворения потребностей группы. Опираясь на мнение В.И. Жуковского, следует сделать вывод, что совокупность ресурсов, объективно существующих в обществе, которые потенциально могут удовлетворить потребность группы, – это социальная реальность. В таком случае, под социальной действительностью понимается ситуация (положение) конкретной социальной группы, характеризуемая ограниченностью располагаемых этой группой ресурсов, или отсутствием таковых, необходимых для удовлетворения ее потребностей.

Пример.

«В одном из районов города А. функционирует социальный центр. В результате исследования, проведенного сотрудниками этого центра, было установлено, что группа пенсионеров, проживающая на территории этого района, имеет потребность в освоении компьютерной грамотности. На территории района нет организаций, которые бы обучали пенсионеров работе на компьютере. Тем не менее, в городе А. насчитывается несколько таких организаций, например ООО «Народный Институт».

Пенсионеры, проживающие на территории района города А. и имеющие потребность в освоении компьютерной техники – это социальная группа. Отсутствие организаций в районе проживания этой групп, которые бы могли обучить пенсионеров компьютерной грамотности – это социальная действительность этой группы. Наличие организаций в городе А., которые обучают пенсионеров (ООО «Народный Институт») – это социальная реальность, сама организация (ООО «Народный Институт») – это ресурс, необходимый для удовлетворения потребности пенсионеров. Поскольку цель социальной работы – это создание условий для удовлетворения потребностей определенной группы населения, а условиями, которые позволят удовлетворить потребность, являются услуги, сотрудникам данного социального центра необходимо создать такую услугу, которая бы подразумевала обучение пенсионеров работе на компьютере. Ресурс (ООО «Народный Институт»), который объективно существует, т.е. является частью социальной реальности, социальный работник привлекает для создания этой услуги, результатом которой будет освоение пенсионерами компьютерной грамотностью. Социальный работник организует собственную услугу по обучению пенсионеров компьютерной грамотности в социальном центре, оценивает доступность тех или иных ресурсов и привлекает ресурсы организации, которая подобную услугу оказывает в том случае, если центр ими не располагает. Также социальный работник может договориться о проведении занятий на территории этой организации и формирует учебные группы из пенсионеров. Социальный работник, в данной ситуации, является субъектом позитивного общественного изменения, т.е. создания услуги, отвечающей интересам и потребностям определенной группы людей. Достижение такого изменения за счет привлечения необходимых ресурсов, которые реально существуют в обществе, является трансформацией социальной действительности определенной группы людей.

Как уже было отмечено в данной статье, М. Хименес де Баррос выделяет три этапа социальной работы как «инженерии»: 1) изучение действительности, 2) поиск возможных решений для ее изменения и 3) рациональное действие, направленное  на достижение результата, т.е. изменения. Объектом социальной работы является социальная группа, имеющая ограничения в удовлетворении собственных потребностей. Социальный работник, как «внешний агент», изучает потребности группы и те ресурсы, которыми она располагает для их удовлетворения. Как видно из примера с обучением пенсионеров компьютерной грамотности, социальный центр провел исследование потребностей пенсионеров, проживающих на конкретной территории. Ресурсов для удовлетворения потребности нет – в районе отсутствуют организации, которые обучают пенсионеров работе на компьютере в конкретном районе. Затем социальный работник осуществляет поиск решений для удовлетворения этой потребности. Существуют следующие варианты решений:

  • организация собственной услуги по обучению компьютерной грамотности пенсионеров с использованием собственных ресурсов и без привлечения специалистов из других организаций (при наличии компьютеров, техники, зала для занятий);
  • организация собственной услуги по обучению компьютерной грамотности пенсионеров с привлечением специалистов из других организаций и их ресурсов;
  • сотрудничество с организацией, проводящей обучение пенсионеров, и формирование учебных групп для проведения занятий на территории этой организации (ООО «Народный Институт»). В первых двух вариантах услуга планируется в соответствии с потребностью группы, происходит анализ доступных и требуемых ресурсов для ее оказания, т.е. разрабатывается проект услуги. Согласно определению М. Хименес де Баррос, проектирование, или администрирование (управление), – это процесс организации ресурсов для достижения конкретной цели.

П. Альвариньо-Мартин рассматривает проект как организованное воздействие (исп. Impacto), оказываемое на ситуацию с целью ее изменения. [4].

 В процессе проектирования она выделяет 3 стадии: 1) стадия начальной ситуации, 2) собственно проект и 3) стадия финальной, или окончательной, ситуации. На первой стадии происходит изучение ситуации, диагностика, выявление проблем и потребностей определенной группы населения. Второй этап – это этап воздействия на ситуацию. Это воздействие имеет цель, как правило, связанную с достижением конкретного изменения. Цель – это желаемый образ этого изменения. Целью может быть решение проблемы, удовлетворение потребностей группы и т.д. Каждая цель разбита на задачи,  т.е. важнейшие шаги (или микроцели), которые приведут к изменению ситуации. Для достижения цели составляется план, т.е. порядок и последовательность реализации основных шагов или задач. После этого осуществляются конкретные действия в рамках выполнения этих шагов (или задач), т.е. воздействие на ситуацию. На последнем, третьем этапе проводится оценка и измерение результатов, которые принесло воздействие. Оценивается эффективность проекта. Главным критерием эффективности является соответствие результатов поставленным целям и удовлетворение группы населения проделанной работой специалистов (социальных работников) в рамках проекта. По завершению проектирования, как отмечает П. Альвариньо-Мартин, происходит систематизация опыта реализации конкретного проекта и оформление этого опыта в качестве теоретического материала (например, в качестве статьи).

Основные отличия идеи П. Альвариньо-Мартин от идеи М. Хименес де Баррос связаны с 1) употреблением первой понятия «ситуация» и 2) использованием первой понятия «проект» в смысле «организованное воздействие». Само слово «ситуация» означает положение какого-либо субъекта или объекта. Объектом социальной работы является социальная группа; ее положением (ограниченность ресурсов при существующей потребности), которое понимается как социальная действительность этой группы.

Понятия «ситуация» и «социальная действительность» в идеях П. Альвариньо-Мартин и М. Хименес де Баррос являются синонимичными. Для удовлетворения потребностей конкретной группы населения разрабатывается и реализуется специальный проект, т.е. для каждой группы разрабатывается отдельная услуга. Работа происходит с социальной действительностью, или ситуацией, конкретной группы. Поэтому социальный работник, организуя услугу для группы, воздействует на ее социальную действительность, т.е. изменяет или трансформирует эту действительность.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно в проекте представители «Движения Реконцептуализации» видели инструмент трансформации социальной действительности. Под социальной действительностью они понимали положение социальной группы, которое было охарактеризовано ограниченностью ресурсов для удовлетворения ее потребностей. «Инженерная модель» социальной работы позволяла изучать действительность, выявлять проблемы и потребности, которые были у группы и с помощью проектов создавать в обществе те условия и ресурсы, которые могли бы удовлетворить эти потребности. Этими условиями были, прежде всего, услуги. Применение «инженерной модели» и проекта в своей деятельности было, по мнению представителей Реконцептуализации, задачей социального работника, который приобретал значение субъекта позитивных общественных изменений.

«Движение Реконцептуализации» в странах Латинской Америки – это, безусловно, интересная страница в истории мировой социальной работы. С приходом диктаторов к власти в странах-основоположницах этого движения (Аргентина, Чили, Уругвай) о многих идеях реконцептуализации было забыто. Однако сегодня они снова приобретают актуальность. XXI век – это время развития сферы услуг. Идея ориентации на потребности людей в социальном обслуживании не была, конечно же, детищем латиноамериканской научной мысли, но именно реконцептуализация является примером пути, по которому социальное обслуживание в России может развиваться, отказавшись от полного патернализма, который имеет место. Социальное обслуживание в России пока зависит от институтов, которые зачастую сами определяют целевые группы для работы, не ориентируясь на их потребности. Тем не менее, существенные сдвиги в этом направлении уже есть – социальные центры в России разрабатывают собственные социальные проекты и участвуют в грантовых конкурсах.

 

Библиографический список:

  1. Aylwin N., El trabajo social como tecnologia social [Электронный ресурс] // Revista de Trabajo social//Archivo historico (1970–2006) URL: https://repositorio.uc.cl/handle/11534/6415 (Дата обращения: 1.07.2016 г.)
  2. Aylwin N., Evolucion historica del trabajo social [Электронный ресурс] / /Revista de Trabajo social // Archivo historico (1970-2006) URL: https://repositorio.uc.cl/handle/11534/6206 (Дата обращения: 5.07.2016 г)
  3. Alayon N., Del asistencialismo a la post-reconceptualizacion: las corrientes del trabajo social [Электронный ресурс] // Revista de Trabajo social // Archivo historico (1970-2006) URL: https://repositorio.uc.cl/handle/11534/6148 (Дата обращения: 6.07.2016 г.)
  4. Alvarino-Martin P., La practica actual del servicio social y el trabajo por el proyecto. [Электронный ресурс]//Revista de Trabajo social//Archivo historico (1970-2006) URL: https://repositorio.uc.cl/handle/11534/6150 (Дата обращения: 10.07.2016 г.)
  5. Alvarino-Martin P., El proyecto como modelo de accion social [Электронный ресурс] // Revista de Trabajo social l// Archivo historico (1970-2006) URL: https://repositorio.uc.cl/handle/11534/6371 (Дата обращения: 11.07.2016 г.)
  6. Jimenez de Barros M., El trabajador social y la ejecucion de proyectos sociales. [Электронный ресурс] // Revista de Trabajo social//Archivo historico (1970-2006) URL: https://repositorio.uc.cl/handle/11534/6118 (Дата обращения: 15.07.2016 г)
  7. Kruse H., La reconceptualizacion del servicio social en America Latina [Электронный ресурс] // Universidad de Costa Rica. URL: http://www.ts.ucr.ac.cr/binarios/pela/pl-000239.pdf  (Дата обращения: 15.07.2016 г.)
  8. Действительность. [Электронный ресурс] // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/