Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ФОНОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИБИРИ

Елинская Янина Алексеевна.
ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, sispp_nsk@mail.ru.

Чухрова Марина Геннадьевна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доктор медицинских наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирск, Россия, mba3@sibmail.ru.

Макуха Владимир Карпович.
НГТУ, заведующий кафедрой ЭП, доктор технических наук, профессор, makukha@epu.ref.nstu.ru.

Фетисова Ольга Геннадьевна.
ГАУЗ НСО «Городская клиническая поликлиника №1», реабилитационная и коррекционная работа по оказанию помощи пациентам с нарушением голоса, главный фонопед г.Новосибирска.

Аннотация. В статье представлен проект, направленный на совершенствование психолого-педагогического обеспечения учебной деятельности школьников и студентов в Сибири, а также сохранения и преумножения богатства русского языка посредством целенаправленного развития фонопедической службы.
Ключевые слова: фонопедическая служба, диагностика и коррекция нарушений голосоречеобразования у детей, объективизация диагностики голосоречевой функции у детей.
Краткая аннотация проекта. С целью реализации комплекса мер, направленных на совершенствование психолого-педагогического обеспечения учебной деятельности школьников и студентов в Сибири, а также сохранения и преумножения богатства русского языка, целесообразно:
1. Разработать общесибирскую межрегиональную целевую программу по развитию фонопедических практик в Сибири, основанную на принципиально новом концептуальном подходе, ориентированном не только и не столько на лечение больных детей и подростков, сколько на формирование, сохранение и восстановление здоровья здоровых людей через правильное голосоведение и голосоречеобразование.
2. Создать и усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу, обеспечивающую заинтересованность всех субъектов РФ в Сибири, негосударственных структур, общества в целом и каждого отдельного человека в сохранении голосового здоровья детей в соответствии с изложенной концепцией.
3. Усилить контроль за развитием фонопедических практик, начиная от детских садов, школ, средних и высших специальных учебных заведений.
4. Усовершенствовать систему обеспечения специалистами-фонопедами детских садов, школ, средних и высших учебных заведений, предусмотрев их квалифицированную подготовку.
5. Установить единые нормы по обеспечению фонопедами перечисленных учреждений на основе нормативной и методологической базах по формированию расходных статей, предусматривающих обоснованную потребность конкретного учреждения в этих специалистах, а также единую политику по привлечению фонопедов в учебные учреждения.
6. Предусмотреть увеличение финансирования Фондом социального страхования фонопедического обеспечения лиц, нуждающихся в коррекции.
7. Для более эффективной работы, на основании предлагаемой Концепции поддержки и развития фонопедических практик в Сибири, обосновывающей необходимость фонопедического обеспечения было бы целесообразно создать постоянно действующий Фонопедический центр г. Новосибирска, как головную организацию.
Постановка проблемы. Современные реалии требуют формирования в Сибири системы активного сохранения и развития здоровья населения, особенно детей и подростков, на новейших научных, организационных и экономических принципах. Как показали наши многолетние исследования, отраженные в представленных публикациях, нарушения соматического здоровья и психоэмоциональный дисбаланс всегда сочетаются с определенными изменениями/нарушениями голосоречеобразования. При анализе спектра голоса может быть получена дополнительная информация в отношении психосоматического здоровья. Следствием дезорганизации нормальной функции голосоречеобразования является нарушение фонационного дыхания, затрудненность дикции, искажение индивидуального тембра и т.д., что облигатно сопровождается психосоматическими нарушениями. Правильно, с физиологической точки зрения, организованная речь сопутствует благоприятному психоэмоциональному состоянию, гармоничной и уравновешенной психике, конструктивным мотивациям и хорошей адаптации в социуме. По данным Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации (руководитель – докт. психол. наук академик РАО проф. В.М. Шкловский) сегодня, в среднем по России, 50-60 % детей составляют «группу риска» по состоянию психосоматического здоровья, в том числе и голосовой патологии.
В основных направлениях модернизации Российского образования говорится о том, что «от уровня коммуникативной культуры человека зависит процесс развития личности». Коммуникативная культура напрямую связана с голосоречеобразованием. У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпоритмической, ритмоинтонационной составляющей речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. Коммуникативные расстройства речи, голоса, языкового общения создают серьёзные трудности при обучении в школе, создают проблемы социальной адаптации и ограничения в выборе профессии. В настоящее время преподаватели вузов на своей практике замечают, что с каждым годом качество абитуриентов оказывается всё ниже. В НГТУ, например, приходится проводить дополнительные занятия с первокурсниками, чтобы они могли воспринять программы курса по физике, математике, русскому языку, которые в предыдущие годы их сверстники усваивали без проблем.
В этой системе фонопедическое обеспечение требует неотложных мер по создания системы мероприятий, позволяющих проводить массовое обследование детей школьного возраста с целью диагностики и своевременной коррекции нарушений интонационной (невербальной) стороны речи. Диагностика голосоречевой функции, которая в настоящее время не имеет широкого распространения в силу объективных причин (отсутствие специалистов, приборов, знаний в этой области), может приобрести важное прикладное значение в разных разделах психологии, педагогики, медицины. Однако отсутствие акустических программ для объективной экспертной оценки качественных показателей голоса затрудняет правильную интерпретацию функционирования невербальной стороны речи.
Проблема заключается в том, что диагностику на ранней стадии нарушения голосоречеобразования проводят психиатры и логопеды, как правило, без присутсвия фонопеда (число которых в России ограниченно). В Новосибирске существуют организации, которые занимаются диагностикой и коррекцией речевых нарушений у детей. Это Центр «Магистр», Областной Центр диагностики и консультирования, Медико-психолого-педагогические комиссии и др., однако в сферу деятельности этих структур не входят вопросы, связанные с анализом нарушений интонационной стороны речи. Узкие специалисты могут выявить только те нарушения, с которыми знакомы. К сожалению, в Новосибирске до настоящего времени не было постоянно действующих обучающих программ фонопедической направленности.
Целевая группа: учителя начальной школы, школьные психологи, родители.
Цель: фонопедическое обеспечение подрастающего поколения.
Задачи:
1. Диагностика, включающая психодиагностику и объективизацию речи и голосоречеобразования. Проведение дальнейших исследований по созданию компьютерных средств объективизации параметров голосоречевых сигналов.
2. Формирование у целевой группы знаний, умений, навыков, связанных с приемами фонопедической диагностики, профилактики и коррекции, для практического применения в работе с детьми.
3. Обучение учителей, психологов и родителей методикам оздоровления детей, создание профилактических программ.
4. Проведение дальнейших исследований по изучению взаимосвязи внешнего интонирования речи с состоянием соматической и психоэмоциональной сферы.
5. Разработка методических пособий для студентов университетов, педагогов, фонопедов и логопедов, воспитателей дошкольных учреждений.
Обоснование актуальности проекта. В основных направлениях модернизации Российского образования говорится о том, что «от уровня коммуникативной культуры человека зависит процесс развития личности». Авторитетные отечественные специалисты в области фониатрии и фоно-логопедии (Василенко Ю.С., Орлова О.С., Рудин Л.Б., Иванченко Г.Ф. и др.), говоря о недостаточном внедрении в клиническую практику методов объективной оценки клинико-функционального состояния голосоречевого аппарата (в то же время, осознавая актуальность проблемы, начали в 2010 года издание междисциплинарного научно–практического журнала «Голос и речь» под редакцией Л. Б. Рудина), подчёркивают, что в настоящее время в России нет современных акустических программ для оценки качества голоса. Вместе с тем, создание адекватных акустических программ необходимо для экспертной оценки голосоречеобразования. Отсутствие подобных программных средств затрудняет диагностику и правильную интерпретацию голосоречевой информации [Шевцова Е.Е., Забродина Л.В., 2009; Аникеева З.И., Рудин Л.Б., 2010; Аникеева З.И., Авдеева С.Н., Василиненко В.А., 2003; Плешков И.В., 2003; Василенко Ю.С., 2002; Ермолаев В.Г., Лебедева Н.Ф., Морозов В.П., 2007 и др.].
В течение последних 10 лет в Новосибирске сложилось направление научно-практической деятельности, проводящее успешное оздоровление детей с точки зрения фонопедии, ключевой фигурой в котором является Фетисова Ольга Геннадьевна. На базе оригинальной авторской методики О.Г. Фетисовой удалось провести оздоровление более 600 детей и подготовить более 30 педагогов и логопедов. Работа с детьми проводилась в 47 школе г. Новосибирска, во 2 лицее, на базе Областного фониатрического центра, на базе НОУ (ВУЗ) «Сибирский независимый институт». О.Г. Фетисова работает совместно с коллективами исследователей из ФГБОУ ВПО НГТУ, ФГБОУ ВПО НГПУ (факультет психологии), НОУ (ВУЗ) СНИ, разработки которых направлены на создание компьютеризированных методов объективизации результатов коррекции голоса и речи, психологическую диагностику и коррекционно-педагогическую работу. Результаты этой работы отражены в публикациях и патенте, докладывались на конференциях в г. Москве, Омске, Новосибирске, Горно-Алтайске, Анталье (Турция), отмечены дипломом на Инновационном салоне в г. Женеве.
До 2013 года источником финансирования данной работы была Городская целевая программа «Дети и город». Однако работа по грантам имеет ряд недостатков: невозможность вести регулярные исследования, необходимость ежегодно готовить пакеты документов, отсутствие постоянного места для проведения обучающих и коррекционных занятий. В частности, в 2014 в связи с изменением условий получения гранта, документы не были оформлены должным образом, и финансирование получено не было. Тем не менее, эта программа оказалась очень важным шагом, именно в рамках этой программ была показана результативность фонопедических методов и подходов в деле оздоровления молодого поколения Новосибирска.
В настоящее время имеется возможность путём скринингового обследования детей выявлять дефекты голосоречеобразования на ранней стадии и контролировать динамику процесса при коррекционных мероприятиях, проводимых фонопедами и педагогами. Это позволит существенно сократить трудозатраты при обследовании и коррекции выявленных нарушений, повысить эффективность коррекционных мероприятий и, в конечном итоге, повысить уровень психосоматического и интеллектуального здоровья подрастающего поколения.
Этапы, содержание и план реализации проекта.
Средства и методы:
1. Использование информационных технологий диагностики голоса, разработанных в ФГБОУ ВПО НГТУ под руководством проф. В.К. Макухи.
2. Использование методов психодиагностики из реестра методик кафедры психологии личности и специальной психологии Факультета психологии ФГБОУ ВПО НГПУ, под руководством проф. М.Г. Чухровой.
3. Использование и дальнейшее развитие оригинальных методик О.Г. Фетисовой.
Претворение в жизнь основных положений Концепции позволит не только в определенной степени восстановить утраченные в период перестроек всемирно признанные научно-практические достижения в педагогической науке, но и значительно расширить сферу влияния педагогического процесса на здоровье подрастающего поколения. При этом предполагается максимально использовать новые экономические возможности, основанные на инвестиционной политике.
Решение данной проблемы целесообразно осуществить посредством внедрения данного проекта в рамках «Фонопедического центра», отражающего основные концептуальные направления государственной деятельности в области педагогики.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Создание базы данных, которая будет содержать репрезентативные выборки образцов голосоречеведения в норме и с наличием дефектов, для которых проводится диагностика. Записи голосоречевых образцов будут классифицированы с помощью метода экспертных оценок и сопоставлены с данными объективного лабораторного и функционального обследования испытуемых, как здоровых, так и с наличием верифицированного диагноза. 1-2 кв. 2018.
2. С помощью математических методов анализа физических параметров звуковых колебаний будет получена объективная информация о характеристиках речи. На основе спектрального анализа будет объективизирована патология голоса. Будут разработаны алгоритмы анализа информационных характеристик, записанных образцов речи и на основании их формирование заключения по обследуемому ребенку. 3 кв. 2018.
3. Анализ полученных результатов. Формирование базы данных. По результатам исследований предполагается выявлять патологии, в частности, иммунного статуса и респираторной системы, с помощью введённого авторами алгоритма расчета коэффициентов голосовой гармонизации. Этот коэффициент позволяет учитывать индивидуальные особенности голоса человека и, по сути, представляет отношения спектральной плотности голоса в ряде высокочастотных формант к спектральной плотности в ряде низкочастотных формант. 1-3 кв. 2019.
4. Результаты исследования будут опубликованы в виде серии статей, монографии, учебного пособия и методических рекомендаций, будут доложены на всероссийских, региональных и международных конференциях. 2-4 кв. 2019
5. Полученные результаты позволят углубить существующую систему знаний о взаимосвязи функции голосообразования и психоэмоционального и психосоматического состояния ребенка. Будет показано, что характеристики голоса объективно отражают психоэмоционального состояние испытуемых. Впервые будет аргументированно обосновано с точки зрения психофизиологии и с помощью математического аппарата, что нарушения соматического здоровья и психоэмоционального дисбаланса всегда сочетаются с определенными изменениями/нарушениями голосоречеобразования. Доказанная взаимосвязь психоэмоционального статуса и голосоречеобразования позволит целенаправленно применять коррекционные мероприятия.
Практическая значимость результатов. Экспертная оценка голосоречеобразования может помочь и быть определяющей в диагностике индивидуального развития ребенка. По нашим данным, оценка голосоречеобразования позволяет предвидеть и диагностировать такие состояния и заболевания, которые пока еще не манифестировали клинически. А это значит, можно вовремя подключить превентивные мероприятия.
Впервые в мире проведено массовое обследование младших школьников для создания базы данных голосоречевых образцов, которые могут быть проанализированы с другими целями и задачами. База данных содержит репрезентативные выборки образцов голосоречеведения в норме и с наличием дефектов, для которых проводится диагностика. Алгоритмы анализа информационных характеристик записанных образцов речи и получение возможности формирования заключения по обследуемому ребёнку позволяет делать прогноз его психосоматического и интеллектуального развития.
Критерии и показатели эффективности Проекта:
1. Психолого-педагогическая модель фонопедической диагностики детей и подростков на основе объективизации речи позволит целенаправленно проводить превентивные мероприятия.
2. Концепция создания фонопедической службы в Сибирском регионе позволяет существенно повысить фонопедическую грамотность среди логопедов, педагогов и психологов, усилить их настороженность в отношении голосоречевого развития детей и своевременно назначить превентивные мероприятия.
3. Апробация диагностических методик и модели раннего выявления голосоречевых нарушений на экспериментальной образовательной площадке позволит повысить эффективность профилактической и коррекционной работы.
4. Проведение международных семинаров "Роль фонопедии в современном образовательном процессе" позволит повысить престиж сибирской науки.
5. Организация и проведение тренингов "Фонопедический практикум", «Теория и практика фонопедии» с обучением логопедов, педагогов, психологов методам диагностики голосоречевых нарушений и разработки на их основе коррекционных и превентивных программ – повысит качество психолого-педагогической работы в регионе.
6. Образовательные программы повышения квалификации по фонопедии являются инновационными в Сибирском регионе.
7. Разработка и распространение методических рекомендаций для образовательных учреждений по ранней диагностике и профилактике голосоречевых нарушений у детей.
Ресурсы и необходимое оборудование:
 Программное обеспечение «Psychometric Expert – 8» на 10 рабочих мест – психодиагностическая, тестологическая база данных, результаты которой могут быть использованы для проведения исследований, создания, апробации и проведения психометрической проверки внедрения предлагаемого проекта.
 Универсальный пакет программ STATISTICA 10. Advanced +QC производится обработка и статистический анализ данных научного исследования.
 Оргтехника: компьютерные классы, лекционные аудитории, оборудованные мультимедийным оборудованием, ресурсный центр оборудованный: ноутбуками, интерактивной панелью, оборудованием для проведения видеоконференции, видеокамерами, фотоаппаратами, цифровыми диктофонами, документ камерой, системой для голосования, наушниками.
Функционал участников проекта:
 Елинская Янина Алексеевна – общее руководство работой по проекту.
 Фетисова Ольга Геннадьевна: Уточнение основных теоретических постулатов исследования: разработка подходов к диагностике. Исследование темпоритмических и ритмоинтонационных характеристик голосоречевых образцов, корректировка в связи с полученными результатами экспериментального плана исследования. Подбор методик коррекции и обучение целевой аудитории методам коррекции голосоречевых нарушений у детей. Формирование базы данных. Анализ и обработка результатов.
 Чухрова Марина Геннадьевна: Уточнение основных теоретических постулатов исследования. Проведение семинаров и образовательных циклов. Формирование образовательных программ. Анализ и обработка результатов. Разработка методических рекомендаций для образовательных учреждений.
Имеется обширная база данных по голосовым характеристикам детей в Новосибирске и НСО. Имеются тесные научно-практические контакты с образовательными и воспитательными учреждениями Новосибирска и НСО.

Библиографический список:
1. Воронин Е.М., Дериглазов С.С., Ламтюгин Д.В., Макуха В.К., Марков А.В., Фетисова О.Г. Способ выявления патологии голосоведения в речи. Патент на изобретение № 2433488, зарегистрирован 10 ноября 2011 года.
2. Калинин А.В., Макуха В.К., Фетисова О.Г. Анализ и классификация временных характеристик голосоречевых образцов у детей. Мир науки, культуры, образования, 2013. – № 3 – С. 190–195
3. Макуха В.К., Фетисова О.Г., Дериглазов С.С., Чухрова М.Г. Объективизация голосоречеобразования у детей: постановка проблемы. Мир науки, культуры, образования, № 6 (25), часть 2, 2010. – С. 210–212.
4. Макуха В.К., Фетисова О.Г., Чухрова М.Г. Объективизация голосоречеобразования у детей // ж. Мир науки, культуры, образования. - № 6 (31), дек. 2011. с. 322–324.
5. Фетисова О.Г., Ламтюгин Д.В. Оъективизация и анализ темпоритмоинтонирования речи // Первый международный междисциплинарный конгресс «Голос», 29-30 ноября, 2007 г., Москва. – Москва, 2007.
6. Фетисова О.Г., Макуха В.К., Пузиков А.О. К вопросу о коммуникативно-речевой компетенции школьников. Идеи и идеалы, 2013, т. 2, № 3 (17), С. 103–108.
7. Чухрова М.Г., Фетисова О.Г., Макуха В.К. Психофизиологические механизмы голоса и речи и их связь с состоянием психосоматической сферы // Сибирский медицинский журнал, том 26, № 1, 2011. – с. 278–279.
8. Fetisova O.G., Makukha V.K., Puzikov A.O. Development of phoniatrist’s workplace. 2013 14th International Conference of Young Specialists on Micro/Nanotechnologies and Electron Devices Proceedings, Erlagol, Altai - 1 - 5 July, 2013, P. 328–329.
9. Spectrum analysis of vocalization application for voice pathology detection / Fetisova O.G., Lamtygin D.V., Makukha V.K., Voronin E.M. // Eurocon 2007.- Conference «Computer as tool» 9-12 September 2007, Warszawa, Poland.