Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Паутова Ирина Владимировна.

Новосибирск, лицей №22 «Надежда Сибири»,  учитель английского языка, miss.pautova@list.ru.

 

Развитие коммуникативной компетенции учащихся является основной и главной задачей, ввиду развития личности. Так, при осуществлении межкультурного общения на английском языке, проявляется способность к интуитивному пониманию другого человека, несмотря на языковой барьер. Успех обучения, прежде всего, зависит от наличия мотивации, потребности учащегося в данном предмете, которая активизирует его и выступает необходимым условием качественного результата обучения.

В современной школе английский язык является средством познания других  стран и  культуры народов. Безусловно, английский язык является одним из главных языков международного общения.

Согласно федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции, понимаемой как «способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений» [4,с.164].

Для того чтобы сформировать положительную мотивацию на уроках английского, следует поставить задачу, чтобы мотивы были связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями и умениями. На уроках английского языка необходимо создать комфортную и  естественную атмосферу  общения  “учитель-ученик”. При этом, важно решить проблему с ситуацией снижения интереса к языку при возникновении трудностей.

В такой ситуации помогает педагог, который применяет активные методы обучения, помогая учащимся освоить большой объем учебного материала при недостатке сформированных общих умений[1, с. 31].

Поэтому эффективность обучения английскому языку определяется не только объемом усвоенных знаний, умений и навыков, но и теми методами обучения, которые помогут учащимся эффективно овладеть информацией. Кроме того, важно учитывать психолого-физиологические и индивидуально-психологические особенности школьников.

Наилучшим вариантом решения данной проблемы, по мнению академика А.А. Миролюбова [2] является применение нетрадиционных форм занятий, при котором используется коммуникативный и личностно-ориентированный метод обучения. К таким занятиям относится проектный урок.

В течение проектного урока достигаются разные цели методического и психологического характера, которые можно обобщить следующим образом:

  • центр процесса обучения переносится с учителя на учеников, что по образовательному стандарту есть одна из главных задач;
  • осуществляется контроль всех знаний и навыков по данной теме;
  • обеспечивается более серьёзное отношение к уроку, происходит осознание себя как члена коллектива;
  • приобретается новая информация;
  • повышается эмоциональный настрой всех учащихся.

Таким образом, проектная деятельность – один из основных приемов повышения мотивации к изучению английского языка. При организации проектной деятельности учащихся педагогом, улучшаются результаты обучения ввиду интерактивности. В процессе данной деятельности учитель с учениками находит трудные моменты в обучении, ставит проблему, актуальную для учащихся, задумывается над связями с другими объектами и явлениями, а также развивает видение практического применения получаемых знаний, в результате чего повышается мотивация к учебной деятельности. Каждое задание, этап урока должен содержать проблему, которую учащиеся самостоятельно замечают, определяют, вырабатывают возможные пути решения проблемы, дают им оценку.

         Работа с проектом подразумевает умение работать с информацией, активно проявлять себя в команде, стараться стать лидером. Возрастает уверенность учащихся в собственных силах (особенно у слабых детей), меняется отношение к учебе в лучшую сторону. Качество обучения повышается тогда, когда учащиеся, работая над проектом, берут на себя ответственность за собственное обучение.

Эффективные формы работы над проектами:

  • организация самостоятельной работы учеников над темой проекта;
  • обеспечение наглядного материала и всех необходимых предметов для разработки дальнейших действий;
  • использование, при необходимости, Интернет-ресурсов.

Будучи наставником, учитель дает определения терминам, чтобы детям было понятно, чем они занимаются. Дифференциация проекта как работы, направленной на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата включает элементы докладов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Именно поэтому проектная деятельность актуальна на данный момент.

Проектная деятельность на уроке дает возможность развить творческие способности ученика. В этой деятельности у учащегося появляется возможность проявить себя, свою самостоятельность в принятии решений, контролировать собственный образовательный процесс. Необходимо сформулировать основные понятия у обучающихся и интерес к данному виду деятельности.  Этому способствует специфика рассматриваемого предмета - английского языка.  Преподаватель может предложить выбрать тему самостоятельно, предоставив возможность учащимся творчески организовать свою деятельность, используя сферу собственных интересов.

Таким образом, в сознании учащегося соединяются два момента: учебное задание и сфера своих интересов. Это важно, так как, когда учащийся будет прорабатывать тему, в которой он лично заинтересован или хочет разобраться (в случае возникновения трудностей), он проявит аккуратность и постарается применить все свои знания и умения для того, чтобы предоставить тему. Высокий уровень мотивации на уроках придаст уверенности ученику, повысит его успеваемость и будет способствовать установлению прочного контакта с учителями. Учитель, повышая уровень мотивации учащихся с помощью  проектной деятельности, организовывает благоприятную атмосферу на уроке, способствуя увеличению положительных результатов во всех сферах (личностно-эмоциональной, учебной и т.п.).

Продвижение проектной деятельности в образовательном учреждении осуществляется при поддержке администрации и команды педагогов-наставников, энтузиастов, организующих работу проектного офиса учреждений.

Дети, утвердившие тему проекта, после её изучения и презентации на уроках, «умных переменах», участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах по проектной деятельности. Внутришкольные  мероприятия (выставки, фестивали, те же умные перемены, викторины и т.д.) также позволяют другим ребятам заинтересоваться и попробовать себя в реализации полученных знаний на практике.

Проекты классифицируются по следующим категориям: научно-исследовательская работа; опытно-конструкторская; социальный проект; волонтерский проект; творческий проект[3, с. 5].

Примером творческого проекта является проект «Английская сказка», суть которого заключается в создании, переводе сказки на английский язык и театральной постановке как результата обучения. Такая форма развивает коммуникативные компетенции учеников, креативность и активность, которая, впоследствии, проявляется и в жизнедеятельности.

Включение различных видов деятельности в учебный процесс содействует повышению эффективности. Проектная деятельность мотивирует и активирует самостоятельность, углубляет интерес к учению в целом. 

 

Библиографический список:

  1. Бирюков С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа. – 1999. – № 3. – C. 30–32.
  2. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. – М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. – 448 с.
  3. Положение о проектном офисе. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 22 «Надежда Сибири» г. Новосибирска, 2016.- 17 с.
  4. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 342 с.