Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМ СИНТАКСИСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Соплова Татьяна Леонидовна.

Бежецкий промышленно-экономический колледж, Россия, г. Бежецк,  преподаватель.

Современное образование сопровождается важными изменениями как в педагогической теории, так и в практике учебно-воспитательного процесса. 

Среди наиболее значимых - обновление содержания образования, развитие способов информации, личностно-ориентированная направленность процесса обучения.

Давно в педагогический лексикон вошло понятие педагогической технологии, поскольку именно технология объединяет важнейшие составляющие учебного процесса.

В своей практике  наряду с классической моделью урока мы используем  такие технологии, как интерактивные технологии; опорные конспекты Ю.С. Меженко; групповое обучение; элементы технологии критического мышления; технология педагогических мастерских. В систему  работы сложилась  технология проектирования технологий В.М. Монахова, ставшая основной на уроках русского языка, которая используется нами в течение последних шестнадцати лет как в общеобразовательной школе, так и в работе с обучающимися, получающими среднее специальное образование.

В рамках данной статьи нам хотелось бы поделиться опытом использования технологии проектирования при изучении тем синтаксиса на уроках русского языка.

Обратиться к ресурсам проектирования заставили следующие противоречия в педагогической деятельности: 1. Желание придать учебной работе характер исследования. 2. Вывести изучение учебного материала на углубленный уровень.

Концептуальные положения проектной технологии изложены в книге Т.П. Лакоцениной, Е.Е. Алимова и Л.М. Оганезова «Современный урок. Часть 5 Инновационные уроки». Издательство «Учитель»2007 г. Авторы  рассказывают об истории проектной технологии, дают классификацию проектов, а также приводят модели уроков на основе проектной технологии [2;12-69 ].

Целью настоящих материалов является описание и анализ опыта работы, а не изложение теории, тем не менее, нам хотелось бы выделить наиболее важные моменты, которые стоит учитывать.

Итак, первое: проектирование не должно быть, как, впрочем, и любая другая технология, целью: к выбору программного материала подходим крайне избирательно: он должен быть проблемным. Стоит учитывать особенности  коллектива, где вы собираетесь проводить такой урок. Мы убедились, что данная технология «работает» в тех коллективах обучающихся, где благоприятный микроклимат, иначе работа проектных групп не будет эффективной, и где максимально доверие преподавателю, так как работа по подготовке и реализации проекта проходит совместно. Проектные уроки    планируются заранее, что должно быть отражено в рабочей программе [3; 29]. Таких уроков не следует проводить много, поскольку они требуют временных затрат на подготовку. Важно учитывать место проектного урока в системе уроков по данной учебной теме.

Далее мы попробуем проиллюстрировать эти и некоторые другие особенность проектных уроков на примере подготовки и реализации учебного проекта «Бессоюзное сложное предложение».

Преподаватель обращается к этой теме дважды: в девятом классе и на этапе обобщающего повторения  в курсе  средней школы. В первом случае как проект разрабатывается  урок обобщения по теме, а вся тема планируется как этапы подготовки проекта. Во втором случае подготовка проектных групповых заданий выносится на работу обучающихся дома.

Цели и задачи проекта: 1. Исследование бессоюзного сложного предложения как синтаксической единицы.2. Исследование сферы употребления бессоюзного  сложного предложения.

Структура проекта:

  1. Понятие бессоюзного сложного предложения.
  2. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
  3. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
  4. Тире в бессоюзном сложном предложении.
  5. Употребление бессоюзных сложных предложений в разных стилях.

Сформированные проектные группы обучающихся по 4-5 человек получают следующие  задания:

  1. Подготовить теоретический материал о постановке запятой и точки с запятой в БСП. Подобрать примеры из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Сделать вывод об употреблении БСП в художественном стиле.
  2. Подготовить теоретический материал  о постановке двоеточия в  БСП.  Подобрать примеры из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Сделать вывод об употреблении  БСП в художественном стиле.
  3. Подготовить теоретический материал о постановке тире в БСП. Подобрать примеры из повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
  4. Сделать вывод об употреблении БСП в художественном стиле.
  5. Сравнить частотность употребления БСП в равных по объёму текстах разных стилей.
  6. Сделать вывод о сфере употребления БСП.

Результатом проектного урока стал вывод, что сфера употребления БСП зависит не от стилевой принадлежности текста , а исключительно от стиля автора.

Кроме этого урока , технология проектирования была использована нами  при изучении тем « Односоставное предложение» [1; с. 250], «Сложноподчинённое предложение» [1; с. 311],»Обособленные члены предложения» [1; с. 272] и некоторые другие.

Технология проектирования хорошо «комбинируется» с другими технологиями, например, технологией критического мышления. Так, теоретический материал по темам «Сложноподчиненное предложение» и «Частица» одна из  проектных групп должна была представить структурированно, в виде кластеров. Теоретический материал можно представить и в виде презентации.

Особо следует сказать о результативности проектной технологии. Конечно, результат виден при наличии системы в работе. Однако очевидна результативность психологического плана: обучение превращается  в совместную деятельность преподавателя и обучающихся, улучшается микроклимат в учебном коллективе, повышается самооценка обучающихся, что не менее важно, чем качество обучения.

Библиографический список:

  1. Греков В.Ф. Русский язык 10-11 кл.-М.: Просвещение,2011.-250с.,311 с.,272 с.
  2. Лакоценина Т.П., Алимов Е.Е., Оганезов Л.М. Современный урок. Часть 5. Инновационные уроки.-Учитель, 2007.- С.12-69.
  3. Рабочая программа по дисциплине «Русский язык и литература. Часть1 Русский  язык». Составитель-преподаватель Бежецкого промышленно- экономического колледжа Т.Л. Соплова.-Бежецк,2017.- 29 с.