Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ СУИЦИДОВ И ИХ СВЯЗЬ С СЕМЕЙНЫМИ КОНФЛИКТАМИ

 

Полякова Виктория Викторовна.

Федеральное государственное кадетское образовательное учреждение «Кызылское президентское кадетское училище», педагог-психолог, pv07@yandex.ru.

Аннотация. Проблема детских суицидов является своего рода барометром социального благополучия и предвестником серьезных изменений в обществе. Семья является основным звеном государства. Сегодня семья нуждается в не только защите государства, но и в контроле за соблюдением прав детей на безопасное детство. Необходимо выстраивать системную работу по решению данных проблем на уровне принятия государственных решений, а на уровне семьи и личности требуется взаимопомощь и повышение культуры взаимоотношений.

Ключевые слова: суицид, эмоциональное благополучие в семье, маргинальные семьи, девиантные родители, жестокое обращение с детьми.

 

Детские суициды сегодня стали национальной угрозой безопасности, потому что дети и молодежь являются своего рода барометром социального благополучия и предвестником серьезных изменений в обществе. Об этом свидетельствует негативная тенденция суицидальной активности среди несовершеннолетних.

Накоплен уникальный опыт работы центров психолого-педагогического сопровождения семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В результате работы с семьями снижено психоэмоциональное напряжение, сформированы социальные связи, сформирована адекватная самооценка, восстановлены адаптационные механизмы. Однако возможности профессионального вмешательства психологов имеют ряд специфических проблем, что создает трудности для такой работы.

Сегодня ученые исследуют данную проблему, чтобы разработать средства и технологии защиты на уровне не только личности, но национальной безопасности в целом. Современные суицидологи, такие как А.Г. Амбрумова, В.А. Тихоненко и другие заявляют о том, что суициды являются результатом социально-психологической дезадаптации личности в условиях «микросоциального конфликта». Наша работа подтверждает полученные выводы, что чаще всего несовершеннолетние совершали суициды по причине семейных конфликтов, в основном из-за ссоры с матерью или обиды на нее, на отца, на родственников и опекунов.

Анализ причин, способствующих совершению детьми суицида, выявил характерные факторы суицидального риска. Прежде всего, это комплекс социальных проблем: социально-экономических, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических. 

В обществе наметилась благоприятная тенденция передавать детей-сирот из государственных учреждений в семьи, однако следует пресекать порочную практику отдавать детей под опеку людям, доход которых составляют опекунские выплаты на ребенка, или где оба приемных родителя - инвалиды без достаточного для воспитания ребенка материального дохода. Кроме того, нередко детей отдают опекунам, которые уже брали ребенка и были лишены опекунства из-за проявления жестокости. Отдают в семьи без глубокого изучения индивидуальных особенностей, не задаваясь вопросами, а смогут ли они проявить заботу и любовь к детям, будет ли ребенок по-человечески счастлив в этой семье. А это очень важная составляющая для эмоционального благополучия ребенка. 

Очевидно, что необходимо обучать родительской мудрости желающих стать приемными родителями, в первую очередь, навыкам взаимодействия с ребенком, уже много пережившим, развивать его жизнестойкость, учить, не опускать руки, а находить решения из трудных ситуаций. Считаем, что специалисты, которые принимают решения о передаче ребенка под опеку, должны нести ответственность за свое решение, в случаях жестокого обращения с опекаемым ребенком, особенно, когда имелись сигналы неблагополучия. 

Психоневрологические заболевания детей, девиантность родителей, которая проявляется на уровне органического расстройства личности; психопатические расстройства личности родителей – это еще одна большая проблема. Дети заканчивают специализированные школы-интернаты, оказываются в кругу близких с неадекватным, маргинальным поведением.

Глобальная проблема, которая имеет наиболее серьезное влияние на возникновение конфликтов в семье, это алкоголизм, аморальное поведение членов семьи, высокий уровень безработицы, миграция, отсутствие своего жилья, наличие маргинальных и полумаргинальных семей. 

Конфликты в семье имеют ряд негативных последствий для общества, для семьи, для личности. Они передаются из поколения в поколение от самих членов семьи, что, естественно, ухудшает воспитательный процесс. Действительно, пока вопросы детского неблагополучия не станут приоритетными в деятельности главы поселения, трудно что-либо изменить. 

Согласно результатам проведенного анкетирования, многие родители физически наказывают своих детей и считают наказание необходимым атрибутом «хорошего» родительства. Иногда способы физического наказания бывают очень жестокими и вызывают тяжелые соматические последствия. О недопустимости таких наказаний в цивилизованном обществе говорят уже давно, эту проблему пытаются решать и полиция, и школа, и органы здравоохранения. Но скрытыми остаются случаи психического насилия, насилия путем пренебрежения основными нуждами ребенка (зачастую такое воздействие даже не считается насилием). Согласно опросу, имеют место разнообразные формы психологического давления друг на друга, эмоциональное отчуждение, вплоть до бойкотирования, изгнания из дома, оставление без заботы и помощи.

Исследования в области детско-родительских отношений свидетельствуют о том, что 44 % детей испытывают острую потребность в родительской любви. Отвечая на вопрос анкеты, эти подростки пишут, что «никогда не чувствовали родительской заботы и ласки», 54% родителей проявляют агрессию (крики, подзатыльники), только 42 % показывают свои детям, что любят их и поддерживают.

Родители не выполняют такие важные функции, как эмоциональная поддержка членов своей семьи, формирование чувства психологического комфорта и защищенности. А взаимодействие детей с родителями не носит направленного характера на конкретную деятельность, детей и родителей не связывает общее любимое дело, родители редко обсуждают проблемы своих детей, редко радуются их успехам, и даже друг с другом родители редко делятся своими переживаниями.

Нарушение эмоционального контакта с родителями, отсутствие эмоционального принятия и эмпатического понимания тяжело травмирует психику ребенка, оказывает сильное влияние на его последующее развитие, формирование нравственности. Это создает общественную угрозу в формировании у молодежи безнравственности и бездушности как целевых ориентиров в жизни для достижения своей цели. 

Серьезную проблему представляет и непоследовательность воспитания в результате безграмотности родителей или по причине отсутствия жизненного воспитательского опыта. Родители в возрасте или совсем молодые люди, ставшие родителями, входят в группу риска для суицидального поведения детей. Сегодня необходимо повышать образовательный уровень родителей всех возрастов, и особенно, духовно-нравственного воспитания, поскольку по-прежнему остается актуальной практика насильственного воспитания. Но родителям зачастую просто негде учиться ненасильственным методам воспитания. К решению данной проблемы необходимо подключиться работникам культуры, и в клубах выходного дня проводить просветительскую работу, в трудовых коллективах возродить рассмотрение профсоюзами вопросов семейного воспитания, создать условия для формирования негативного отношения к насильственным методам воздействия в семье. А родителям необходимо формировать навыки ответственности за эмоционально-нравственное состояние ребенка.

В обществе чаще и больше реагируют, чем профилактируют. Для создания эффективной системы защитных барьеров в настоящее время надо организовать систему кризисной помощи. Российские ученые выявили характерные индивидуальные особенности людей, склонных к суицидам, и типы семьей, которые воспитывают суицидальные тенденции у детей. Треть детских попыток самоубийства происходит в семьях, уже имеющих историю суицида близких родственников, либо в семьях, где произошла смерть, расставание, это кризисные семьи, переживающие горе. Но при этом в республике отсутствует антикризисный центр, где есть суицидологи. На селе нет психологических служб, в городе для детей созданы только два психологических центра, а в центрах для семей психологическая помощь не занимает приоритетных позиций. Обеспечение психологической деятельности − еще одна проблема.

Важнейшей задачей для семьи и общества является урегулирование и профилактика социально недозволенных форм проявления семейных конфликтов, приводящих к негативным последствиям для личности, семьи и общества. На наш взгляд, необходимы как правительственные меры, так и усилия самой личности. Например, государство должно помогать молодым семьям в решении жилищных проблем, развивать сеть социальных институтов в помощь семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, разработать меры по привлечению квалифицированных кадров, повысить жизненный уровень населения.

Положительный опыт психолого-педагогического сопровождения в образовательных учреждениях маленьких поселений следует усилить введением дополнительной ставки педагога-психолога для индивидуальной работы с опекаемыми детьми и детьми группы риска. Это требует нормативного закрепления в законодательстве, а от семьи и личности требуется взаимопомощь и повышение культуры взаимоотношений.

Библиографический список:

  1. Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Семейная диагностика в суицидологической практике // Методические рекомендации. – М., 1983. – 51 с.

2. Полякова В.В. Психологические технологии работы с детьми с отклоняющимся поведением: практическое пособие. – Новосибирск, 2008. – 104 с.

3. Семенова Н.Б. Профилактика суицидального поведения у подростков Республики Тыва: методические рекомендации. − Кызыл, 2008. – 35 с.

4. Смертность российских подростков от самоубийств / Иванова А.Е., Сабгайда Т.П., Семенова Т.П. и др. − М., 2011. – 133 с.