Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА БИОЭТИКИ

Ратников Кирилл Владимирович.

ФБГОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет», доцент, kratn2@gmail.com.

 

Сохранение национального культурного своеобразия и национальной идентичности в процессе глобализации зависит, прежде всего, от сохранения национальных традиций и традиционных ценностей. В то же время, нарциссическое самодовольство нации собственным культурным идеалом может приводить к фанатичному национализму, ксенофобии и аутгрупповой враждебности [4; 6]. Противоречия глобализационного процесса в комплексе с социально-экономическим кризисом оказывают наиболее выраженное влияние на формирование патриотического сознания студенческой молодежи, поскольку ей присуща высокая восприимчивость и реактивность в отношении происходящих в обществе перемен. Результаты социологических исследований свидетельствуют о размытости представлений современной молодежи о патриотизме [1; 5; 7; 8]. Исследователи отмечают такие черты патриотизма современной российской молодежи, как ксенофобия, национализм и прагматизм [2; 3; 9]. Это свидетельствуют об актуальности исследования социальных представлений современной молодежи о патриотизме.

Цель исследования – изучить социальные представления студенческой молодежи о патриотизме.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 140 студентов третьего курса медицинского университета (40 мужчин и 100 женщин в возрасте 19-28 лет). Исследование проводилось путем анонимного анкетирования.

Результаты исследования. Как показали результаты опроса, 70% опрошенных студентов считают себя патриотами, 20,72% респондентов к патриотам себя не относят, 8,57% респондентов не смогли однозначно ответить на этот вопрос.

По мнению студентов, истинного патриота отличает честность (41,43%), бескорыстие (25,71%) и любовь к Родине (17,86%). Готовность делать всё ради развития и процветания своей страны как отличающее истинного патриота качество указали 14,29% студентов. Верность своей стране и преданность своей Родине как отличительные особенности патриота назвали по 10,71% респондентов.

Значительно реже к отличительным особенностям истинного патриота респонденты относят: веру в свою страну (2,86%), готовность отстаивать интересы своего государства (2,14%), заботу о соотечественниках (2,14%) и о природе своей страны (2,14%), готовность к самопожертвованию во благо Родины (2,14%), готовность защищать свою Родину (2,14%), желание жить в своей стране (2,14%), знание истории своей страны (1,43%), принятие принципов государственного устройства своей страны (1,43%), стремление сохранить национальные традиции (0,71%), законопослушность (0,71%) и пр.

Согласно результатам опроса, большинство опрошенных студентов имеют расплывчатые представления о национализме. При этом 92,14% респондентов (85% мужчин и 95% женщин) оценивают национализм негативно, характеризуя преимущественно в терминах отношений и эмоциональных состояний: «неуважение к другим национальностям», «приоритет одной нации перед другими и нетерпимость к представителям других наций», «любовь только к своему народу и нелюбовь к другим», «любовь исключительно к своей нации и неуважение других народов, их истории и культуры», «стремление к национальной независимости путем принижения других наций», «экстремизм» и т. п. 7,86% респондентов отождествляют национализм и патриотизм. По мнению 12,14% респондентов, проявления национализма в профессиональной сфере допустимы, в том числе и во врачебной практике.

Согласно результатам опроса, 75,71% опрошенных студентов имеют расплывчатые представления о космополитизме. 69,29% респондентов относятся к нему в целом положительно. 42,14% респондентов (50% мужчин и 39% женщин) считают, что космополитизм и патриотизм не являются взаимоисключающими феноменами и могут сосуществовать в индивидуальном сознании. По мнению 57,86% респондентов, космополитизм несовместим с патриотизмом. Доля лиц с подобными представлениями среди женщин (61%) выше, чем среди мужчин (50%), но эти различия не являются статистически значимыми (φ*=1,187; p>0,05).

Обсуждение. Результаты проведенного исследования показали, что большинство опрошенных студентов имеют сформированные социальные представления о патриотизме, в которых преобладают эмоционально-оценочные и когнитивные компоненты, тогда как поведенческие компоненты выражены в значительно меньшей степени. То есть большинством опрошенных студентов патриотизм воспринимается как пассивное переживание, без дел, без готовности жертвовать личными интересами ради общественного блага. В сознании большинства респондентов сложился положительный образ патриота. Среди качеств, отличающих истинного патриота, наиболее часто упоминались честность, бескорыстие и любовь к Родине.

Социальные представления опрошенных студентов о национализме и космополитизме расплывчатые, и эмоционально-оценочные компоненты преобладают в них над когнитивными и поведенческими. При этом часть респондентов отождествляют национализм и патриотизм и допускают проявления национализма в профессиональной сфере, в том числе и во врачебной практике.

Таким образом, анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать заключение о недостаточно развитом патриотическом сознании представителей современного российского студенчества. Хотя социальные представления опрошенных молодых людей о патриотизме и его проявлениях отличаются стабильностью и высокой степенью внутренней согласованности, патриотизм воспринимается большинством респондентов как пассивное переживание, без выраженной готовности к деятельности во благо Родины. В сознании опрошенных студентов сосуществуют патриотические, националистические и космополитические взгляды, при этом представления о космополитизме и национализме весьма расплывчаты и отличаются выраженным преобладанием эмоционально-оценочных компонентов при недостаточной сформированности когнитивных и поведенческих компонентов.

 

         Библиографический список:

  1. Левашов В. К. Патриотизм в условиях глобализации: о чем свидетельствуют данные социологических опросов // Вестник РАН. 2005. № 2. С. 99-102.
  2. Курганская М. Я. Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М., 2012. 23 с.
  3. Патриотизм в представлениях россиян: [Эл.ресурс]. URL: http://www.levada.ru/2013/11/19/patriotizm-v-predstavleniyah-rossiyan/ (дата обращения: 05.09.2015).
  4. Рагозинская В. Г. Имя Отца: два вида патриотизма с точки зрения психоанализа // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 3. С. 90-98.
  5. Рагозинская В. Г. Социальные представления российских студентов о патриотизме // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 4. С. 46-54.
  6. Ратников К. В.Ксенофобные комплексы русской интеллигенции (Антигерманский алармизм времен Первой мировой войны) // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2013. № 5. С. 100-110.
  7. Ружа В. А.  Становление и развитие культуры патриотизма современного студенчества: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013.
  8. Сафонова А. С. Современное понимание патриотизма в молодежной среде // Вопросы социологии, политологии, философии и истории: материалы международной заочной научно-практической конференции: [Эл. ресурс]. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/4920-2012-11-23-09-20-54 (дата обращения: 05.09.2015).
  9. С чего начинается Родина: молодежь в лабиринтах патриотизма: Сборник статей / Под ред. Е. Омельченко, Х. Пилкингтон. Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2012. 320 с.