Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ У ВОСПИТАННИКОВ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Чигридова Надежда Викторовна.

Норильск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Почемучка», учитель-логопед, weresttrade@yandex.ru.

Барановская Анжелика Владимировна.

Норильск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 62 «Почемучка», учитель-логопед, angel131013@mail.ru.

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме раннего выявления и профилактике негативных тенденций в речевом развитии у воспитанников раннего и младшего возраста. Предлагается модель коррекционно-профилактической работы, которая позволяет выявлять детей, имеющих нарушения или отклонения в развитии речевой функции, базирующихся на факторах патофизиологического прядка, целенаправленно вовлекать родителей и воспитателей в коррекционно-профилактический процесс.

Ключевые слова: модель, организация ранней помощи, этапы, диагностический, коррекционно-профилактический, прогностический.

 

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. Доказано, что овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение и т.д. Дети, начиная уже с раннего возраста, даже без специального обучения проявляют большой интерес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, постепенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких исследователей как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей.

Как считают эти исследователи, нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Ранее выявление и профилактика различных отклонений в развитии речи малыша позволяет не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя профилактика способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.

Проведя анализ данных речевого развития детей I и II младших групп за два года, мы отметили увеличение процента детей, имеющих недостатки развития речи, которые базируется на факторах патофизиологического порядка (т.е. специфические задержки и нарушения речи, которые традиционно можно рассматривать с позиций логопедической теории и практики). В 2014–2015 уч. году по итогам учебного года – 14% (6), 2015–2016 – 23% (10).

В связи с этим возникла необходимость разработать проект коррекционно-профилактической работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, т.к. проблема раннего опознавания и доступной коррекции отклонений в речевом развитии у детей приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения. То есть организации ранней помощи детям раннего возраста, у которых выявлены нарушения или отклонения в развитии речевой функции, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и семьям, воспитывающим таких детей, как этого требует ФГОС ДО.

Теоретико-методологическую основу нашего проекта составили научные положения о развитии речи детей раннего возраста таких исследователей, как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.М. Шахнарович, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, О.С. Ушакова.

Ведущей идеей проекта является разработка модели организации ранней помощи, которая позволит:

  • максимально рано выявлять детей, имеющих негативные тенденции в развитии речи, которые базируется на факторах патофизиологического порядка;
  • обеспечивать сопровождение выявленных воспитанников педагогическими и медицинскими специалистами до определения адаптированной образовательной программы обучения и начала коррекционного воздействия;
  • целенаправленно вовлекать родителей в процесс реализации образовательной области «Речевое развитие»;
  • оказывать помощь воспитателям выстраивать осознанную, эффективную работу по развитию речи дошкольников, т.е. в индивидуализации образования воспитанников.

Мы предполагаем, что модель может включать в себя три этапа: диагностический, коррекционно-профилактический, прогностический. Все этапы взаимосвязаны, каждый имеет свои цели, задачи и пути их реализации. Для нашего проекта немаловажны идеи педагогики сотрудничества, сотворчества и взаимодействия, как с педагогами дошкольного учреждения, так и с семьями воспитанников.

Модель включает в себя коррекционно-профилактическую и просветительскую работу в трех направлениях: с детьми, их семьями и воспитателями.

Цель проекта – создание условий для раннего распознавания, профилактики и сопровождения младших дошкольников, имеющих негативные тенденции в речевом развитии, в условиях ДОУ.

        Задачи проекта:

  1. Создать в ДОУ систему выявления и профилактики негативных тенденций развития речи, которые базируются на факторах патофизиологического порядка у младших дошкольников.
  2. Разработать систему взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в вопросах профилактики негативных тенденций развития речи младших дошкольников.
  3. Определить алгоритм и формы взаимодействия воспитателей, специалистов и родителей с целью пропаганды специальных логопедических знаний.
  4. Обогатить предметно-развивающую среду групповых помещений и сенсорно-игрового центра дидактическим материалом для максимально полного раскрытия речевых возможностей и профилактики негативных тенденций развития речи воспитанников.

Методы:

  • теоретический: анализ литературы по теме;
  • организационные: а) сравнительный, б) комплексный;
  • эмпирические: обсервационные (наблюдение), психолого-педагогический, биографический (сбор и анализ данных);
  • методы количественно – качественного анализа данных: а) математический, б) описательный.

Ожидаемые результаты проекта:

  • Создание условий для раннего распознавания, профилактики и сопровождения младших дошкольников, имеющих негативные тенденции в речевом развитии, в условиях ДОУ;
  • своевременное полное или частичное устранение (сглаживание) имеющихся негативных тенденций развития речи у младших дошкольников;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах речевого развития воспитанников;
  • повышение интереса к речевому развитию семей воспитанников ДОУ и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.

Оценка эффективности проекта: эффективность проекта возможно оценить в количественном отношении – данные педагогической диагностики и качественном – на основе отзывов родителей, накопления и представления опыта работы педагогов в области речевого развития, методических мероприятиях разного уровня.

Авторы, участники и исполнители проекта: административно-управленческий персонал, специалисты, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 62 «Почемучка», воспитанники групп раннего и младшего возраста и их семьи.

Таблица – 1. Этапы работы над образовательным проектом.

Этапы работы

Задачи

Содержание и форма

I.Информационное обеспечение проекта

Сбор и анализ информации

1. Подобрать и изучить педагогическую литературу по вопросу выявления и профилактики недостатков развития речи, которые базируется на факторах патофизиологического прядка у детей раннего и младшего возраста.

Изучить опыт работы по проблеме, опубликованный в специальных изданиях.

II. Материально-техническое обеспечение

Улучшение, расширение материально-технической базы

1. Преобразование среды с учётом коррекционно-профилактических задач:

- организовать в группах раннего и младшего дошкольного возраста речевые центры «Учимся говорить».

2. Пополнить иллюстративный, наглядно-дидактический и игровой материал на группах:

а наглядные пособия из серии «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»;

б) дидактический материал «Окружающий мир»;

в) обогатить игровой материал для развития дыхания, мелкой моторики, развития слухового восприятия.

III. Методическое обеспечение

Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса

1. Разработать модель ранней помощи детям раннего и младшего возраста, имеющим негативные тенденции в речевом развитии.

2.     Разработать модель взаимодействия воспитателей и специалистов в коррекционно-профилактической работе.

3.     Отобрать формы взаимодействия педагогов согласно модели ранней помощи.

4.     Пополнить, создать картотеки игр и упражнений коррекционно-профилактического содержания.

5.     Разработать систему сотрудничества педагогов с семьями воспитанников:

а) отобрать содержание и формы организации постоянно действующей школы для родителей «Учимся говорить правильно»;

б) подобрать содержание папки-передвижки для родителей «Логопед советует»;

в) отобрать содержание уголков для родителей «Речевая мозаика».

IV. Работа с детьми

Профилактика предположительно-темповых задержек речевого развития у детей 1,6 – 4 лет

1.    Изучить динамику речевого развития воспитанников.

2.    Сконструировать индивидуальные (подгрупповые) маршруты коррекционно-развивающей или профилактической направленности с детьми.

3.    Помощь в реализации маршрутов коррекционно-развивающей или профилактической направленности.

Провести мониторинг динамики речевого развития воспитанников.

V. Работа с семьями

 

Поиск путей развития и сотрудничества

Апробировать и внедрить систему сотрудничества педагогов с семьями воспитанников:

- организовать взаимодействие с родителями поэтапно, согласно модели коррекционно-профилактической работы ДОУ;

- организовать постоянно действующую Школу заботливых родителей «Учусь говорить правильно»;

- организовать в каждой возрастной группе папки-передвижки для родителей «Логопед советует»;

- создать в каждой возрастной группе уголки для родителей «Речевая мозаика».

VI. Взаимодействие специалистов

Формирование готовности воспитателей к проведению эффективной коррекционно-профилактической работы с детьми

1. Апробировать и реализовать модель взаимодействия воспитателей и специалистов в организации ранней помощи воспитанникам.

Повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросах речевого развития воспитанников.

VII. Подготовка к презентации и презентация проекта

Демонстрация опыта работы

1. Представить опыт проектной деятельности на педагогическом совете.

2. Представить результаты реализации проекта в виде практического пособия.

3. Опубликовать материалы из опыта работы над проектом.

 

Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений является одним из основных направлений деятельности ДОУ. В ДОУ создана и эффективно действует система коррекционно-профилактической работы с детьми 5–7 лет, что подтверждается данными диагностики выпускников в период с 2014 по 2016 годы –от 96% до 100% детей имели показатели высокого и среднего уровней речевого развития. Одновременно в группах пятого года жизни впервые обследуемых логопедами отмечался стабильно высокий процент детей с нарушениями речи – от 20% до 34%.

Анализ данных речевого развития детей I и II младших групп позволил сделать вывод о необходимости организации в ДОУ ранней помощи воспитанникам 1,6–4 лет, у которых выявлены нарушения или отклонения в развитии речевой функции, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и семьям, воспитывающим таких детей, как этого требует ФГОС ДО.

Для этого был разработан и реализован образовательный проект «Раннее выявление и профилактика негативных тенденций в речевом развитии у воспитанников раннего и младшего возраста в условиях ДОУ» для обеспечения естественного, своевременного и полноценного развития речи детей раннего и дошкольного возраста.

Основные задачи проекта: разработать и реализовать модель коррекционно-профилактической работы с воспитанниками 1,6–4 лет, систему взаимодействия с родителями, модель взаимодействия воспитателей, специалистов, отобрать формы и содержание повышения профессиональной компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребёнка.

В рамках реализации проекта для создания и внедрения системы коррекционно-профилактической работы с детьми 1,6–4 лет была разработана модель, которая позволила максимально рано выявлять детей с предположительно-темповыми задержками речевого развития и тем самым сокращать разрыв между моментом выявления нарушения и началом коррекционного воздействия; целенаправленно вовлекать родителей в процесс развития речи детей; помочь воспитателям осознанно выстроить, эффективную работу по индивидуализации образования своих воспитанников.

Модель предполагает коррекционно-профилактическую и просветительскую работу в трех взаимосвязанных направлениях: с детьми, их семьями и воспитателями. В каждом из этих направлений работа организовывается поэтапно [3, с. 31].

На диагностическом этапе для организации мониторинга речевого развития детей подобраны и используются методики, рекомендованные Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, М.Ф. Фомичёвой, О.С. Ушаковой.

Воспитатели общеобразовательных групп на данном этапе действуют по разработанному алгоритму: изучают уровень и динамику речевого развития воспитанника своей группы; выделяют детей с опережающим и нормативным речевым развитием, негативными тенденциями, задержками и недостатками в этом развитии; с помощью учителя-логопеда квалифицируют вид речевых недостатков, устанавливают их возможные причины; совместно с учителем-логопедом конструируют групповые и индивидуальные маршруты речевой работы с детьми профилактической или коррекционно-развивающей направленности  [2, с. 136–139], [4, с. 183–187].

На коррекционно-профилактическом этапе воспитатели и специалисты ДОУ реализуют разработанные маршруты в процессе всех видов деятельности дошкольников.

В соответствии с тем, что в основе развития и воспитания речи ребёнка лежит развитие и воспитание всей его личности, одной из главных задач профилактической деятельности педагогов ДОУ является создание у ребёнка потребностей в речи и условий их удовлетворения.

Рассматривая данные условия как основополагающие и руководствуясь рекомендациями М.Ф. Фомичёвой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струнинной, Е.И. Тихеевой, А.Г. Арушановой, Н.В. Нищевой, А.Н. Давидчук, Т.Б. Филичивой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, А.Н. Стрельниковой, в ходе проектной деятельности отобраны формы организации, методы и содержание ранней помощи воспитанникам и их семьям.

В рамках проекта в группах раннего и младшего дошкольного возраста созданы центры «Учимся говорить», оснащённые крупными предметными картинками; настольно-печатными дидактическими играми «Один и много», «Кого не стало?», «Большой – маленький», «Чего не хватает?»; дыхательными тренажёрами и игрушками для развития дыхания (свистки, дудочки, пёрышки и т.п.). В группах размещены центры моторного и конструктивного развития «Маленькие строители», способствующие развитию мелкой моторики. Для формирования у малышей полноценного представления о богатстве и многообразии предметного мира в группах организованы центры «Мы познаём мир».

Для комплексного воздействия на развитие речи ребёнка в группах и театрально-игровом центре создана специальная среда, которая стимулирует индивидуальное и подгрупповое общение детей и позволяет, избегая перегрузок на высоком эмоциональном уровне, развивать детское коммуникативное, художественно-речевое творчество, формировать навыки речевого общения и положительного взаимодействия со сверстниками. Результат речевого творчества фиксируется в альбомах, книжках-самоделках, демонстрируется детьми в театрализованных представлениях.

В ходе реализации проекта подобраны игры и упражнения на формирование дыхания, развитие слухового, зрительного внимания и восприятия, координации движений, ловкости, общей моторики, чувства ритма, подражательности, пополнение словаря, а также игры для развития ручной и артикуляционной моторики. Практический материал систематизирован в виде картотек с учётом возраста воспитанников, их речевых и познавательных возможностей.

В ДОУ широко используется аудиотека «Десять мышек» для детей от 2-х до 5-ти лет и «Мишка с куклой» – от 1,6 до 2-х лет (автор Е. Железнова), которая включает в себя песенки-упражнения, пальчиковые игры, игры-пляски, игры с водой, сюжетные игры с куклами, что способствует развитию внимания, памяти, мышления, чувства ритма, интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Для развития речевых и художественно-творческих способностей детей в ДОУ проводится традиционное ежегодное мероприятие Театральная неделя «Фестиваль сказок», что способствует активизации художественно-речевой деятельности ребёнка, обогащению форм и содержания досуговой деятельности воспитанников. В целях расширения содержания речевого общения создан цикл сценариев литературно-музыкальных вечеров с использованием интегрированных форм работы. Это явилось дополнительным условием для самостоятельного использования детьми речевых умений и активизации словесного творчества.

Система сотрудничества педагогов с семьями воспитанников направлена на объединение усилий для речевого развития и воспитания детей. Взаимодействие с родителями организуется поэтапно согласно модели коррекционно-профилактической работы в ДОУ. На диагностическом этапе родители заполняют анкету, разработанную специалистами ДОУ на основе анамнестических данных, которая включает в себя вопросы раннего развития речи ребёнка, развития речи после года, вопросы, возникающие у родителей в ходе речевого развития их малыша, выявляются условия семейного речевого воспитания и отбираются формы взаимодействия и содержания работы. Проведя анализ анкет, учителя-логопеды выявляют воспитанников группы риска в развитии речи и проводят более детальную диагностику развития речи посредством опросника «Первые слова» (The MacArthur Communicative Development inventory, 1993) (адаптирован кафедрой детской речи РГПУ им. А.И Герцен, а 2002 г. (с разрешения авторов)) [1]. Это позволяет выявить особенности развития звукоподражания, словаря существительных, глаголов, признаков, степень участия ребёнка в играх и потешках, участие в выполнении действий с предметами, имитации действий взрослых. После анализа опросника родители приглашаются на индивидуальные консультации к учителям-логопедам, на которых они получают практические рекомендации и/или индивидуальный маршрут, разработанный на основе выявленных возможностей и потребностей ребёнка и направленный на устранение негативных тенденций его речевого развития.

Основными задачами коррекционно-профилактического этапа является пропаганда логопедических знаний среди родителей, формирование готовности родителей к осознанному участию в развитии своего ребёнка и проведению эффективной коррекционно-профилактической работы с детьми. Организована постоянно действующая школа для родителей «Учимся говорить правильно», работа которой строится в дух направлениях: информационно-познавательном и практико-ориентированном. Это позволяет объединить усилия семьи и ДОУ, выработать единый подход к речевому воспитанию ребёнка.

Для пропаганды логопедических знаний в каждой возрастной группе организованы папки «Логопед советует», где систематизируется информационный материал согласно возрасту воспитанников, индивидуальных особенностей речевого развития в соответствии с принятыми речевыми нормами речевого развития, индивидуальными и подгрупповыми программами коррекционно-профилактической работы.

Созданы информационные уголки «Речевая мозаика», которые имеют информационно-практическую направленность и позволяют демонстрировать игровой дидактический материал и способы действия с ним во время семейного досуга.

Для родителей и воспитателей детей от 1,5–4 лет выпущено практическое пособие «Речевая игротека для малышей», в которой систематизирован игровой материал для работы с неговорящими детьми.

Наиболее эффективными и востребованными в ДОУ являются практико-ориентированные формы работы с семьями воспитанников. Постоянно действующие практикумы «Наши пальчики играют», «Мой весёлый язычок» для родителей детей раннего возраста позволяют формировать осознанное отношение к собственным взглядам в речевом воспитании ребёнка, активизировать и обогащать их воспитательные умения, установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.

Интерактивные формы досуговой деятельности являются частью системы взаимодействия с родителями и позволяют максимально включить их в коррекционно-профилактическое речевое пространство ДОУ. Педагогическим коллективом разработаны, апробированы и внедрены интерактивные формы досуговой деятельности: «Ассамблея больших и маленьких Почемучек», «Сенсорный праздник», «Город мастеров», «Вечера совместных дел», «Играем в сказку вместе» и др., которые способствуют развитию художественно-речевого творчества детей, формируют навыки речевого общения и положительного взаимодействия со сверстниками и их родителями.

Существенным фактором повышения результативности работы в рамках коррекционно-развивающего пространства ДОУ является взаимодействие воспитателей и специалистов, которое организуется согласно модели коррекционно-профилактической работы. Сотрудничество учителей-логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей и инструкторов по физической культуре обеспечивают психическую защищённость ребёнка, его комфорт, качество речевого развития.

Взаимодействие воспитателей и специалистов направлено на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах речевого развития ребёнка и строится на основе выработанной системы задач: составление наиболее полной картины о речевом развитии ребенка, формирование готовности воспитателей к проведению эффективной коррекционно-профилактической работы с детьми, проектирование профилактической и коррекционно-развивающей работы, пропаганда логопедических знаний среди родителей.

В детском саду организована работа Психолого-педагогического консилиума, являющегося формой взаимодействия специалистов для педагогического сопровождения воспитанников с недостатками развития. Психолого-педагогический консилиум оказывает информационно-практическую помощь воспитателям в коррекционно-профилактической работе по преодолению и предупреждению вторичных, следующих за собственно речевыми недостатками и тесно с ним связанных трудностей в поведении, общении и разных видах деятельности ребёнка.

В рамках проекта используются разнообразные формы повышения профессиональной компетентности в вопросах речевого развития ребёнка раннего и дошкольного возраста: семинары-практикумы, консультации, тренинги, открытые мероприятия, педагогический всеобуч по проблемам взрослых в работе с «трудными» детьми. Содержательный аспект отбирается согласно программным требованиям, индивидуальной и групповой коррекционно-профилактической работе и в соответствии с запросами воспитателей.

В помощь воспитателям подобран цикл логопедических пятиминуток, которые способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций у детей, оформлены картотеки материалов для снятия психоэмоционального напряжения, релаксацию, комплекс артикуляционной гимнастики для самых маленьких «Весёлый зоопарк». Так же подобраны, систематизированы и рекомендованы к использованию материалы для построения непосредственной образовательной деятельности, направленные на развитие слухового снимания, речевого дыхания, голоса, звукопроизношения. [5, с. 147].

Завершающий этап модели коррекционно-профилактической работы ДОУ – информационно-прогностический – направлен на оценку качества, устойчивости результатов коррекционно-развивающей и профилактической работы и определение дальнейших перспектив.

В результате реализации проекта «Раннее выявление и профилактика негативных тенденций в речевом развитии у воспитанников раннего и младшего возраста в условиях ДОУ» создана система коррекционно-развивающей профилактической работы с детьми 1,6–7 лет, педагогами и родителями.

Интеграция детей раннего и младшего дошкольного возраста в коррекционно-профилактическую деятельность обеспечила стабильный рост числа детей, имеющих возрастную норму речевого развития.

По результатам диагностики в апреле 2017 года количество детей 5-ти лет имеющих возрастную норму речевого развития увеличилось на 16 % относительно данных за 2011 г. и составило 84%.

По данным мониторинга речевого развития воспитанников общеобразовательных групп за последние два года наблюдается снижение числа детей с нарушениями речи на 15,7%.

 

Библиографический список:

  1. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 – с. 136–139.
  2. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 31.
  3. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – с. 183–187.
  4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – с. 147
  5. http://www.ontolingva.ru/opros.htm The MacArthur Communicative Development inventory 1993. Адаптирован кафедрой детской речи РГПУ им. А.И Герцена 2002г. (с разрешения авторов).