Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

Жукова
Галина Васильевна.                                                         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35», г. Ангарск,  воспитатель.

Двигательное творчество является составной частью культуры движений ребёнка. Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательного творчества. В младшем  возрасте, в силу физиологических особенностей ребёнка, важно научить детей свободно пользоваться этими движениями в зависимости от условий и ситуаций. 

Поэтому педагогам необходимо создать условия, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и искать новые возможности для развития двигательного творчества.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества предполагает творческое преобразование человеком своей природы. Подвижная игра составляет основу физической культуры дошкольника. Она всегда является творческой деятельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития двигательного творчества детей.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. У дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики.

Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова считают, что все процессы внутреннего мира ребенка (удовольствие, удивление, сосредоточение, творческий поиск и т.д.) можно выразить движением. Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка. Взаимодействие различных движений обеспечивает развитие речи, формирует навыки чтения, письма, вычисления. От развития моторики пальцев рук зависят навыки логического мышления, его скорость и результативность. Неразвитость моторной сферы ребенка может затруднять его общение с другими людьми. В движении заложены огромные возможности творческого, художественного потенциала личности. П.Ф. Лесгафт считал, что использование физических упражнений позволяет формировать у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, творческое отношение к делу. Произвольность и осмысление движений позволяют успешно овладевать учебными навыками.

Идеи П.Ф. Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками (В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным). Е.А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизирующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение.

Е.А. Покровский горячо отстаивал идею о национальном характере детских подвижных игр. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Е.А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки [2, с. 15].»

В связи с этим у нас возникла потребность разработки мероприятий по развитию двигательного  творчества детей через организацию народных подвижных игр.

Велась работа по определению, выбору тематики народных подвижных игр, отражающих.возрастной,.индивидуальный,.тематический,.этнопедагогиче-ский  подходы и  апробации их в педагогический процесс.

Этнопедагогический подход заключался в использовании адаптированных для младшего возраста народных игр Прибайкалья. Традиционные, народные игры исторически лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым играм. Народная игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого этноса есть свои любимые игры. Испокон веков в них отражается образ жизни людей, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, красотой движений. Наряду с двигательными задачами дети закрепляют знания о временах года, растениях, животных, природных явлениях, также развивается телесно-двигательная память, мышление, воображение

Игры коренных народов Сибири являются важной частью национальной культуры. Игра – это «хранилище информации», которое воспринимается у этносов как магическое действие, оказывающее влияние на судьбу человека [3, с. 8]. Русские народные игры, ёрдынские (бурятские) игры, тофаларские игры сохранили самобытные черты.  В бурятском фольклоре очень много этнологических сюжетов, связанных с животным миром – лошади, медведи, белки. Современные игры Бурятии, Прибайкалья сохранили самобытные черты, связанные с особенностями истории и быта народа, с природными условиями региона. В краю потомственных скотоводов много поучительных и разнообразных, участники которых изображают животных, имитируют характерный действия животных или птиц (медвежий танец – «баабгайн нааадан», танец тетеров – «хурын наадан» и др). В этих народных играх нашёл отражение охотничий промысел, распространённый в лесных районах Бурятии [1, с. 5].

Как пишет в своей книге «Сказки народов Сибири» Г.А. Смирнова «наукой жизни называют бурятские сказки и мифы о животных, птицах, насекомых».  В русских народных играх очень много включено потешного фольклора. Тофаларские игры сопровождаются пением, танцевальными движениями. Можно изобразить танцевальные движения животных и птиц (медвежий танец, подражание журавлю, птице). Эмоциональный отклик у ребёнка вызывают звукоподражательные и звукоизобразительные упражнения,  игра со звуками.

За основу мы использовали учебное пособие Л.А.Кананчук, Т.О. Смолевой, Е. А. и др. «Народные игры Прибайкалья», где представлены самобытные игры  «Зайцы в огороде», «Пастушок», «Гуси», «Кот и мышь», «Верблюжонка верблюд ловит» («Ботогон буурашалга»), Ищем палочку («Модо бэдэрхе»), «Игры с рукавицей» («Бээлэй тууха»), «Олени и пастухи», «Куропатки и охотники», «Попади в нерпу», «Валенок». Основным условием успешного внедрения народных игр это свободное владение обширным игровым репертуаром и методикой педагогического руководства. Необходимо творчески использовать игру как эмоционально-образное средство влияния на детей.

Физкультурное оборудование было размещено так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячом и других движений. Также при подборе оборудования учитывали, что оно должно нести в себе игровую нагрузку, дающее возможность ребёнку свободно переходить от «чисто двигательной» деятельности – к игровой, творческой и наоборот.

Таким образом, двигательное творчество представляет широкие возможности для расширения и обогащения двигательного опыта детей и служит эффективным средством воспитания младших дошкольников.

 

Библиографический список:

  1. Народные подвижные игры Прибайкалья: Учебное пособие Л.А. Кананчук, Т.О. Смолева, Е. А. Бояркина, И. А. Топченюк – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013. – 45 с.
  2. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. М., 1979. – 63 с.
  3. Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и физического роста в дошкольном возрасте. // Дошкольное воспитание. 1998, № 11. – 14 с.