Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
sispp_nsk@mail.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ: ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД. ОПЫТ РАБОТЫ

Зарецкая Елена Геннадьевна.

Новосибирск, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №374 комбинированного вида», учитель-логопед.

 

Аннотация. Статья посвящена проблеме голосоречевого развития дошкольников, формирования мелодико-интонационных качеств звучащей речи.

Ключевые слова: фонопедическая коррекция, невербальная составляющая речи, гармоничная социализация дошкольников.

 

Статистические данные о состоянии голосоречевого здоровья дошкольников говорят о его ухудшении. Педиатры, психиатры, психологи, логопеды обращают внимание общественности на высокий процент детей, у которых затруднен процесс овладения речью.

К сожалению, данному аспекту  формирования устной речи в традиционной логопедии уделяется недостаточно внимания, одной из причин является ограниченное количество специалистов, владеющих приёмами фонопедической коррекции и приёмами формирования способностей невербальной составляющей речи.

При ежегодном наблюдении  учителя-логопеды, психологи, воспитатели  отмечают у дошкольников  слабую артикуляцию звуков, усреднённое произношение гласных звуков; множественные нарушения звукопроизношения, нарушения произношения звуков раннего онтогенеза, то есть звуков, которые являются базовыми для постановки  свистящих, шипящих и сонорных звуков; нарушения дифференциации звуков по твердости–мягкости, глухости–звонкости; нарушения фонетико-фонематического восприятия, грубые нарушения слоговой структуры слова.   Часто имеют место следующие дефекты голосоречевого развития: голос либо очень тихий, слабый, либо громкий, надрывный, маломодулированный; воспитанники не выделяют восклицательную и вопросительную интонации, отсутствуют орфоэпическое и акцентологическое ударения и в результате – речь слаборитмизованная, беспаузная, монотонная.

Речевая недостаточность отражается и на развитии памяти. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Дошкольники отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, мелкой моторики рук.

Нарушения голоса и речи приводят к нарушениям психосоматического и интеллектуального здоровья: снижению уровня развития когнитивных способностей, повышению уровня тревожности, увеличению гиперактивности воспитанников, то есть нарушается механизм гармоничной социализации дошкольника в целом.

Актуальность вышеизложенной проблемы побудила нас к созданию системы коррекционно-развивающей работы, включающей комплекс мероприятий всех специалистов ДОУ, направленных на формирование компонентов языковой системы, освоение детьми коммуникативной и регулирующей функций речи.

Практическая ценность предлагаемой системы работы междисциплинарной команды специалистов ДОУ обусловлена тем, что нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, мышления, памяти, развитием аффективно-волевой сферы позволяет, по мнению авторитетных ученых-лингвистов, педагогов: А.Р. Луриа,  Л.В. Щербы,  Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Е.С. Алмазовой, Е.Ф. Архиповой, Е.Е. Шевцовой, О.Г. Фетисовой, обеспечить полноценную готовность воспитанников к обучению в школе.

В настоящее время в нашем ДОУ ведется коррекционно-развивающая работа по всем направлениям, налажено взаимодействие следующих специалистов: учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому развитию, воспитатели группы компенсирующей направленности.

Цель: создание условий для успешного освоения дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи  устной речи в её коммуникативной функции как важнейшего фактора позитивной социализации.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

  1. Формирование коммуникативных компетенций у воспитанников с нарушениями речи.
  2. Осуществление коррекции речевых нарушений на основе фонопедического подхода.
  3. Создание психолого-педагогических условий для эмоционально-личностного развития каждого воспитанника.

Ежегодные логопедические наблюдения показывают, что нарушение звукопроизношения, как правило, сопровождается нарушением темпа, ритма, мелодики, акцентуации речи воспитанников. Страдает, в первую очередь, восприятие интонационных структур, а также способность владеть своим голосом: не удаются модуляции голоса по силе и высоте, темп речи обычно ускорен, нарушается тембр, речь монотонна, голос угасает, искажается интонационная структура высказывания. Большую трудность представляет воспроизведение ритма и логического ударения.

В основе дефекта лежит нарушение восприятия и дифференциации интонационных компонентов. У воспитанников снижается уровень познавательной активности, затруднён процесс усвоения и передачи информации, ухудшается психосоматическое здоровье. Это затрудняет процесс формирования коммуникативных компетенций – в частности, и процесс социализации дошкольников – в целом.

Актуальность вышеизложенной проблемы привела нас к необходимости поиска и разработки системы комплексного воздействия.

Цель работы учителя-логопеда – создать благоприятные условия для восстановления и развития у детей правильной фонации как средства овладения устной речью в ее коммуникативной функции.

Данная цель была конкретизирована через следующие  задачи:

  1. Развитие правильной фонации на основе явления резонанса у воспитанников с нарушениями речи.
  2. Развитие качественных характеристик голоса воспитанников с нарушениями речи (громкость, высота, тембр).
  3. Развитие темпо-ритмо-интонационной организации речи воспитанников с нарушениями речи.
  4. Развитие эмоционального слуха и эмоциональной содержательности устной речи воспитанников.

Решение поставленной цели и задач осуществляется с учётом результатов научных исследований А.Р. Луриа, Л.В. Щербы, Е.М. Мастюковой, Е.С  Алмазовой, Е.Ф. Архиповой, Е.Е. Шевцовой, О.Г. Фетисовой, а также с опорой на собственный профессиональный опыт автора данного проекта.

Система коррекционно-развивающей работы  построена с учетом возрастных и индивидуально-психологических  особенностей воспитанников и включает в себя три этапа.

  1. Подготовительный этап:
  • Педагогические и психологические наблюдения за воспитанниками коррекционной группы. Заполнение основной речевой карты, проведение экспресс-диагностики по темпо-ритмо-интонационной организации речи (по О.Г. Фетисовой).
  • В случаях грубых нарушений голосоречевого развития, мелодико-интонационных качеств звучания проведение логопедического наблюдения по диагностическому материалу Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной.
  • Анкетирование родителей.
  • Планирование совместной деятельности с детьми, родителями, специалистами ДОО по обеспечению благоприятных условий для восстановления и развития правильной фонации с точки зрения ритма и темпо-ритма на основе явления резонанса у  воспитанников с нарушениями речи. Разработка перспективного планирования.
  • Разработка рекомендаций для специалистов ДОУ по проведению дыхательной гимнастики, дыхательных упражнений, сочетающихся с голосом и движениями, упражнений для удлинения продолжительности речевого выдоха; артикуляционно-мимической гимнастики; голосовой и интонационной гимнастики; ритмизации речи (методика Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной).
  • Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития.
  • Подбор дидактических упражнений по развитию темпо-ритмо-интонационной организации речи.
  • Создание информативно-методической базы. Анализ методической, педагогической литературы.
  1. Основной этап.
  • Анализ результатов проведенного мониторинга развития воспитанников компенсирующей группы на психолого-педагогическом консилиуме ДОУ. Коллегиальная разработка специалистами консилиума индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
  • Использование авторской методики фонопеда областного фониатрического центра г. Новосибирска О.Г. Фетисовой, технологий формирования интонационной стороны речи Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной.

Основа устной речи – это её фонетическая система, набор звуковых средств, из которых складываются более сложные элементы языка – слова. Из слов, в свою очередь, складываются высказывания, а из высказываний – тексты. Интонация связывает слова в высказывание, осуществляя важнейшую функцию речи – коммуникативную.

Учителем-логопедом были учтены эти аспекты, коррекционно-развивающая работа была построена с учетом всех этапов, формирующих устную речь.

  1. Заключительный этап.
  • Проведение мониторинга развития воспитанников, направленного на выявление эффективности коррекционно-развивающей работы, внесение необходимых коррективов.
  • Анкетирование родителей.

      К задачам работы педагога психолога относят следующие:

  • Помощь в преодолении психологических проблем, которые снижают эффективность работы по речевому развитию.
  • Актуализация потребности ребенка в использовании речи как средства общения. Развитие коммуникативной компетентности.
  • Помощь в выявлении и преодолении тревожности и неуверенности у детей с тяжелыми нарушениями речи. Работа на снятие напряжения.
  • Повышение психологической грамотности родителей, помощь в осознании основных особенностей и потребностей ребенка.
  • Диагностика внутрисемейного взаимодействия, консультативная помощь в гармонизации взаимоотношений в семье.

 Задача актуализации потребности ребенка в использовании речи как средства общения решается через использование развивающей программы «Формирование образа сверстника у детей старшего дошкольного возраста» Г. Хузеевой. В этой программе используются игры на формирование положительного эмоционального отношения к сверстнику, снятие эмоциональных барьеров общения, а также игры, направленные на понимание внешних особенностей сверстника (внешность, одежда, эмоции) и на познание качеств личности, интересов, потребностей сверстников.

Для выявления тревожности у детей используется метод наблюдения, рисуночные тесты и проективный тест Р. Тэммла, В. Амена, М. Дорки. Работа на снятие тревожности и напряжения ведется с использованием  программы «Песочной анимации» Ю.К. Фаттаховой и элементов психогимнастики М.И. Чистяковой.

Работа музыкального руководителя с детьми с тяжелым нарушением речи и детьми группы риска сводиться к следующему:

  • На индивидуальных и подгрупповых занятиях с учителем-логопедом проходит формирование способностей в соответствии с поставленными задачами, а на музыкальных и логоритмических занятиях – развитие и закрепление.
  • Развитие способностей фиксированного выдоха со звуком и слогом в сочетании с голосом и движениями и музыкой.
  • Развитие способностей удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизации речи с движениями и музыкой при произнесении каждого слога, слова, фразы – «встречное дирижирование»);
  • Развитие силы, высоты, тембра голоса, голосовых манипуляций, интонационно-мелодической речи (упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса, интонационные упражнения).
  • Развитие темпа и ритма речевого дыхания.
  • Развитие артикуляторной моторики при выполнении артикуляционных упражнений под музыку, произнесении гласных звуков, укрепление мимической мускулатуры.
  • Формирование фонематической системы при произнесении и пропевании гласных звуков, слогов, отдельных слов.
  • Развитие темпо-ритмических и мелодико-интонационных характеристик речи, развитие способностей сочетать музыку, речь и движения, координировать их.

Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции. Способствует регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, главным образом его ускорение, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание.

В процессе тренировки темпа и ритма речи отрабатываются следующие  способности: двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, согласовывать движения с ритмической организацией высказываний и проговариванием в нужном темпе.

Логопедическая ритмика проходит совместно с учителем-логопедом и воспитателем в соответствии с методическими рекомендациями О.Г. Фетисовой, Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной, Е.С. Алмазовой. Воспитатель помогает контролировать качественное выполнение движений под музыку, организационные моменты.

Кружковая деятельность «Школа мяча». Воспитателем и учителем-логопедом разработан перспективный план совместной деятельности (игровая, двигательная), которая проводится два раза в неделю в спортивном зале ДОУ. Цель: обеспечение разностороннего физического развития и укрепление здоровья воспитанников посредством игр с мячом.

Задачи: выявление индивидуальных физических способностей детей; снижение уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста; развитие темпо-ритмической организации речи при выполнении упражнений с мячом; развитие культуры движений, разнообразия движений, двигательного творчества и качества движения для коррекции речи.

Обязательным условием осуществления процесса фонации является сохранность физиологического дыхания. Дыхательные движения (вдох и выдох) происходят в строгой последовательности и регулируются дыхательным центром продолговатого мозга.

Неправильное речевое дыхание может способствовать возникновению различных нарушений речи.

Учащённый дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что, в свою очередь, ведёт к искажению.

Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра и недоразвития нервной регуляции всякое физическое напряжение и небольшое повышение температуры учащают дыхание ребёнка, нарушают его ритм, а, следовательно, усиливают несовершенство речи.

Наконец, неумение детей дышать ртом также вносит известную дезорганизацию в произношение – пропуски звуков, задержки в их произношении, произношение на вдохе.

Включение в коррекционно-развивающую работу упражнений позволяет решить ряд важнейших задач: развитие способностей нижнереберного дыхания; развитие способностей правильного вдоха и выдоха; развитие способностей фиксированного выдоха со звуком и слогом; закрепление произношения поставленных звуков в подвижных, спортивных играх с речевым сопровождением. Инструктором используются упражнения дыхательной гимнастики по методике Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной.

Взаимодействие специалистов друг с другом, с воспитателями и родителями по созданию условий для успешного освоения дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи устной речи в её коммуникативной функции как важнейшего фактора позитивной социализации.

Таблица – 1. Участники проекта и формы организации  работы.

Участники проекта

Формы работы

 

Психолого-педагогический консилиум: заведующий, заместитель по УВР, старший воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, педагоги компенсирующей группы; родители детей с ОВЗ и детей группы риска; социальные партнеры.

 

-        обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме материалов обследования особенностей семей воспитывающие детей с ОВЗ и детей группы риска;

-       совместное проектирование основных задач и направлений сопровождения семьи с детьми ОВЗ и детьми группы риска;

-       совместная разработка индивидуальных образовательных маршрутов для сопровождения семей с детьми ОВЗ и детьми группой риска, обсуждение эффективности их реализации, внесение необходимых изменений;

-       совместная подготовка и проведение педагогических мероприятий со всеми участниками проекта (анкетирование, консультации, беседы, конкурс чтецов и т.д.);

-       планирование мероприятий с социальными партнерами («Фонопедическим центром» при ЧУДПО Сибирским институтом практической психологии, педагогики и социальной работы; КСЦОН Советского района);

-       закрепление произношения поставленных звуков в подвижных, спортивных играх с речевым сопровождением;

-       использование нструктором по физическому развитию упражнений дыхательной гимнастики по методике Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной;

-       сравнительный анализ достижений воспитанников в середине учебного года, в конце учебного года; обсуждение на психолого-педагогическом консилиуме; внесение необходимых коррективов;

-       работа с семьей, выявление особенностей внутрисемейного взаимодействия, преодоление возможных трудностей, консультирование родителей;

-       проведение комплекса упражнений для удлинения продолжительности речевого выдоха (синхронизация речи с движениями при произнесении каждого слога — встречное дирижирование) комплекс Е.Е. Шевцовой, Л.В. Забродиной;

-       проведение кружковой работы «Школа мяча» с использование игровой технологии по развитию темпо-ритмо-интонационной организации речи;

-       мастер-классы для сотрудников ДОУ и семей с детьми ОВЗ и детей группы риска;

-       лекции-выступления на родительских собраниях;

-       открытые показы образовательной деятельности;

-       подбор и распространение специальной педагогической литературы;

-       проведение лекций и бесед на педагогических советах;

-       проведение занятий по физическому развитию включение в коррекционную работу упражнений по развитию дыхания;

-       распространение информации о работе консультативного центра через СМИ, медицинские организации и КСЦОН Советского района, с целью привлечения к сотрудничеству семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

-       подготовка и использование информации на сайте и на персональной странице учителя-логопеда; «обратная связь» в форме «вопрос-ответ».

 

В целях повышения образовательного уровня специалистов ДОУ, получения новых знаний в области фонопедической коррекции, развития  невербальных средств организации речи, консультационной поддержки специалистов, уже получивших повышение квалификации по курсу «Фонопедический практикум» в МКДОУ планируется организовать профессиональное взаимодействие с «Фонопедическим центром» при ЧУДПО Сибирском институте практической психологии, педагогики и социальной работы.

При серьезных нарушениях голосоречевого развития воспитанников родителям рекомендуется обращаться за консультацией к фонопеду, консультирующему в «Фонопедическом центре» (авторская программа О.Г. Фетисовой, С.С. Дериглазова, Е.М. Воронина, В.К. Макуха, А.В. Маркова «Способ выявления патологии голосоведения в речи»).

Выводы:

  • Коррекция голоса и речи, направленная на качественное звучание гласных звуков в режиме работы головного и грудного резонаторов, согласных – с чётким выделением голосом дифференциальных признаков этих звуков, позволила быстро устранить усредненное произношение гласных звуков, поставить и автоматизаровать согласные звуки раннего онтогенеза, подготовить базу для постановки свистящих,шипящих, сонорных звуков.
  • Коррекция ритмического контура слова, формирования способностей использовать паузы и соблюдение законов физиологической обеспеченности речи позволили восстановить деформированную темпо-ритмо-интонационную организацию речи.
  • Родители и педагоги отметили позитивное взаимодействие детей в коллективе, снижение тревожности; повышение компетентности в вопросах формирования речевых и творческих способностей воспитанников.

 

Библиографический список:

  1. Алмазова Е.С. О возрастных особенностяхголоса у дошкольников, школьников и молодежи / Е.С. Алмазова. – М.: Просвещение, 1973. – 149 с.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. – М.: Астрель, 2008. – 254 с.
  3. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2007. – 474 с.
  4. Фетисова О.Г. Коррекция темпо-ритмо-интонационной организации речи // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – №4 (16).– С. 282–284.