Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Маврина Ирина Николаевна.

Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцинa, старший преподаватель кафедры управления персоналом и психологии, I.n.mavrina@urfu.ru.

Вузовское предпринимательство  является закономерным процессом, обусловленным кардинальными переменами в социально-экономическом развитии общества, переходом к постиндустриальной экономике, процессами её интеллектуализации, что ориентирует вузы на инновационный  вектор развития, составляющий смысловое содержание предпринимательства.

Предпринимательский вектор развития вуза – синтез его творческой, инновационной и коммерческой деятельности, на рынке научно-образовательных услуг, инноваций  в  производстве, а также на  рынке труда. В профессиональном образовании предпринимательская деятельность проявляет себя в форме институциональных структур – «квазирынков», существующих на принципах конкурентного взаимодействия его субъектов, при этом одним из субъектов выступает государство, как регулятор рыночных отношений.

Анализ предпринимательского потенциала вуза предполагает исследование его предпринимательских компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке научно-образовательных услуг и рынке труда за счёт повышения внешней гибкости вуза, позволяющей ему адекватно отвечать на вызовы внешней среды, а также  на основе внутренней гибкости, расширяющей предельные возможности ресурсов внутренней среды; его оценка должна осуществляться на основе системы показателей: активности – отражающего предпринимательскую активность,  творческий, созидательный аспекты  деятельности;  эффективности – отражающего характер общественного признания вузовского новаторства и инициативы;  результативности – позволяющего связать воедино стратегические аспекты управления с текущей деятельностью вуза и его структурных подразделений.  

Оценку потенциала вузовского предпринимательства целесообразно проводить в разрезе основных видов деятельности: научно-исследовательской, образовательной, инновационной, а также иной приносящей доход деятельности, что позволяет исследовать предпринимательство вуза в соответствии с фазами  жизненного цикла знания (генерация, трансферт в образование, внедрение в производство) с учетом различных видов эффектов его проявления [1].

Предпринимательскую стратегию вуза необходимо базировать на  методологии существующих научных  подходов (поведенческий, структурный, функциональный, ценностно-сетевой) к исследованию социально-экономической сущности конкуренции, адаптируя их к «квазирыночным»  особенностям научно-образовательных услуг.

На примере Российского профессионально-педагогического университета (РГППУ) исследованы возможности предпринимательской модели развития профессионально-педагогического образования.  В качестве ведущих методов исследования проблем развития университетского предпринимательства и наращивания его потенциала использовались: теоретическое моделирование и эмпирическое обобщение практики российских и зарубежных университетов, позволившие комплексно рассмотреть становление этого феномена.  Выявлено, что решение существующей проблемы  недостаточной обеспеченности потребности российской экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена осложняется вследствие сохранения неудовлетворительной структуры кадрового состава педагогов профессионального обучения [2].

Процесс широкого распространения и ускорения технологических  инноваций на предприятиях предъявляет качественно новые требования к предпринимательским компетенциям как обязательным элементам квалификации  профессионально-педагогических кадров. РГППУ, миссия которого состоит в опережающем обеспечении педагогами профессионального обучения запросов  российской экономики и рынка труда – один из первых вузов страны, перешедший на автономный статус, приобрел необходимый опыт предпринимательской адаптации к новым вызовам внешней среды. Предпринимательский вектор развития вуза  находит наиболее яркое  отражение по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)».  Данное обстоятельство обусловлено уникальностью его научно-образовательного потенциала, которая заключается в синтезе и равноценности двух составляющих в подготовке педагогов: психолого-педагогической и отраслевой. Осуществляемая в образовательном процессе технология «бинарности»  обеспечивает выпускникам весомые конкурентные преимущества на рынке труда и расши­ряет возможности для повышения их социально-профессиональной мобильности и трудоустройства.

Новые вызовы внешней среды РГППУ обусловливают необходимость корректировки стратегии его конкурентоспособного развития на основемодели предпринимательского университета, имеющей ярко выраженную социальную направленность. В рамках данной модели конкурентное преимущество образовательных технологий вуза, все больше  дополняется предпринимательским компонентом. Предпринимательские компетенции в деятельности РГППУ должны обеспечить развитие  интрапренерства,  повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности  выпускников на рынке труда, конкурентоспособное позиционирование научно-образовательной деятельности с учетом закономерностей, отраслевых и территориальных тенденций развития рынка рабочих мест, рынка рабочей силы и рынка образовательных услуг. Ориентируясь на  социально-предпринимательский вектор развития, университет  выступает в роли инициатора и активного участника процессов кластеризации в регионе,  сетевого посредника  между субъектами  региональных и локальных рынков рабочих мест и  рабочей силы, профессиональным образованием  и производством.

 

Библиографический список:

  1. Мокроносов А.Г., Маврина И.Н. Развитие предпринимательства в стратегическом управлении автономным вузом. // Дискуссия, – 2012. – №1. – С. 58–64
  2. Мокроносов А. Г., Вершинин А.А., Маврина И.Н. Состояние развития сферы отечественного профессионального образования // Россия в ВТО: год после вступления (монография). Изд-во ЗАО Экономика, 2014, – 2 том, часть 1, параграф 8.2., С.281–297.