Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ С ОПОРОЙ НА ИМПУЛЬСНУЮ СТРУКТУРУ МЕТРОНОМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (Автор: Молчанова Наталья Борисовна)

РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ КООРДИНАЦИЙ С ОПОРОЙ НА ИМПУЛЬСНУЮ СТРУКТУРУ МЕТРОНОМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Молчанова Наталья Борисовна.

Бердск, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 9 «Теремок», учитель-логопед, bsk_du09@mail.ru.

 

Аннотация. В статье рассматривается вопрос преодоления речевых нарушений у детей с ограничениями здоровья с использованием инновационного подхода. Автором предложены направления работы по развитию слухо-зрительно-моторных координаций с опорой на импульсную структуру метронома. Использование игр и упражнений с метрономом обогащает развивающую среду, позволяет повысить мотивацию детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-образовательной деятельности.

Ключевые слова: метроном, инновация, речевые нарушения, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

THE DEVELOPMENT OF AUDITORY-VISUAL-MOTOR COORDINATION BASED ON THE PULSED STRUCTURE OF THE METRONOME IN CHILDREN WITH DISABILITIES

 

Molchanova Natalia Borisovna.

Berdsk, MKChEE kindergarten combined type № 9 «Teremok», teacher-speech therapist, bsk_du09@mail.ru.

 

Abstract. The article deals with the problem of overcoming speech disorders using an innovative approach of children with disabilities. The author offers the work directions on the development of hearing-visual-motor coordination based on the metronome pulse structure. The use of games and exercises with a metronome enriches the developing environment, allows increasing the motivation of children with disabilities in correctional and educational activities.

Key words: metronome, innovation, speech disorders, children with disabilities.

 

Известно, что развитие ритмической способности является важной составляющей коррекционно-развивающих логопедических программ. Многочисленные исследования ученых, а также опыт практиков подтверждают интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствующие развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности, которые в значительной мере нарушены у детей, имеющих речевую патологию, а также различные ограничения здоровья. Среди детей с ОВЗ одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

Для достижения положительных результатов в коррекционно-логопедической работе учителя-логопеды внедряют в практику современные инновационные технологии, как традиционные, так и нетрадиционные.

Звук метронома, вошедший в историю блокады Ленинграда, как культурный памятник сопротивления населения (звук транслировался во время налетов: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм – отбой). Для людей звук работающего метронома, был символичен, как неутихающие биение сердца страны. Этот равномерный и очень простой звук успокаивал людей, позволял им ощущать уверенность и надежду. Возможно, метроном ритмизировал темп жизни блокадного Ленинграда, сберегая «энергию жизни».

В человеческом организме есть «внутренний метроном» – ритмично сокращается сердце, вдох-выдох передача импульсов от клетки к клетке – все подчиняется ритму. Способность прослушать и повторить ритмические узоры разной степени сложности свидетельствует о созревании функционировании височно-лобно-префронтальных отделов коры головного мозга. Дети, которым трудно усвоить последовательность действий, чтение, письмо, всегда испытывают трудности в воспроизведении ритма.

Занятия с метрономом назначаются детям с нарушениями аутистического спектра, задержкой психического развития, детским церебральным параличом, синдромом двигательной гиперактивности, нарушениями темпа речи, детям после черепно-мозговых травм, повреждений спинного мозга.

Метроном – прибор, способный производить произвольное количество тактовых долей времени на слух и служит для установления точного темпа. Движение маятника автоматически отслеживается даже боковым зрением. Чистый натуральный щелчок настоящего механизма не напрягает, собирает внимание, организует начало действия, определяет границы протяженности. Четкие щелчки и движения стрелки маятника метронома воздействуют на слуховой и зрительный анализаторы.

Исследование темпо-ритмической организации речи и практическое использование метронома в коррекционно-логопедической работе позволяет раскрыть возможности данного вида полифункционального оборудования и разработать ряд упражнений и игр, способствующих совершенствованию ритмической способности.

Основная цель игровых упражнений с метрономом – коррекция и возможное преодоление речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Частными задачами могут выступать: развитие общих речевых навыков; развитие крупной и мелкой моторики; развитие и совершенствование артикуляционной моторики; формирование основ выразительной речи; развитие связной речи; развитие фонематических процессов; формирование лексико-грамматических категорий; совершенствование графо-моторных навыков; развитие творческого воображения; развитие памяти, внимания, произвольности; подготовка к обучению грамоте.

Благодаря компактности внешнего вида метронома (воспринимаемого как идеальное дидактическое полифункциональное пособие), метроном вызывает у детей интерес и желание с ним работать. Игровые упражнения с метроном можно использовать как самостоятельный этап работы в комплексном коррекционном занятии, организационный момент или динамическую паузу. Активное взаимодействие со специалистами ДОУ в использовании метронома позволяет включить его в разные образовательные области.

Развитие слухо-зрительно-моторных координаций с опорой на уникальную импульсную структуру метронома в логопедической практике, предлагается осуществлять по направлениям:

  1. Формирование общих речевых навыков:
  • Физиологическое дыхание. Дыхательно-артикуляционный тренинг проводится под счет метронома с опорой на дирижерский жест и образец педагога. Работа ведется над отдельными компонентами дыхательного цикла: выдох – вдох – пауза – выдох: «Подстрой дыхание» – дети выполняют двухфазное дыхание без пауз на каждый клик; «Дыши и не спеши» – дети выполняют трехфазное дыхание (выдох – вдох – пауза – выдох).
  • Речевое дыхание. Обучение направлено на формирование навыка осознанного восприятия фаз дыхания и умения произвольно регулировать длительность и частоту каждой фазы. Применяют следующие упражнения: «Подстрой дыхание» – по типу «Ловишки»; «Ловишки» – усложнение с акцентом на каждый второй и третий щелчок метронома; «Мышкино дыхание» – двухфазное; «Правильное дыхание» – трехфазное; «Ныряльщики» – дыхание с акцентом на задержке; «Длинные песенки» – пение гласных звуков; «Сильные – слабые» – выделение ударного слога; «Горки» – пение гласных звуков и слогов-слияний с повышением и понижением голоса (glissando).
  • Голосоподача. Формирование придыхательной, мягкой и твердой атаки голоса. Работу необходимо начинать с изолированного произнесения гласных звуков. Точное, четкое, ясное и полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. За счет изменения звучания гласных возможно в дальнейшем применение других техник: замедление темпа речи; выравнивание послогового ритма; использование «полного стиля» произношения. В основном за счет гласных звуков возможно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения. В данном направлении работы используют упражнения: «Шепот змейки», «Мама Мышка», «Напугай злого волшебника», «Громкая птичка», «Злой филин».
  1. Формирование навыка звукопроизношения:
  • Мимический праксис направлен на отработку качественных характеристик движений мимической мускулатуры – силу, точность, амплитуду. Для реализации задач данного направления используют упражнения: «Солнышко–Тучки» – чередование двух эмоциональных состояний, выраженных средствами пантомимики (солнышко – выражение радости на лице, пальцы рук разведены с напряжением, изображают лучики; тучки – сердитое выражение лица, руки сжаты в кулачки); «Воздушный шарик» – на слово шарик надуть щёки; шарик лопнул – лёгкий хлопок ладонями по щекам; «Крылышки мотылька» – поднимать и опускать брови, имитируя взмахи крыльев.
  • Артикуляционный праксис направлен на отработку традиционных логопедических упражнений не под индивидуальные биологические ритмы педагога и (или) воспитанника, а под произвольно заданный ритм метронома, в процессе которых у детей формируются некоторые определенные специфические способности. В данном направлении используют упражнения: «Чашечка», «Лопата», «Иголочка» – удержание артикуляционной позы; «Улыбка – Трубочка» (губы), «Толстячки –Худышки» (щёки), «Лопата – Иголочка» (язык) – переключение; «Качели», «Часики», «Мячики» – выполнение упражнений в полном объёме и достаточной силе: «Барабанщики», «Пулемет», «Балалаечка» – выполнение упражнений с заданной скоростью.
  • Автоматизация звуков. Детям предлагается произносить звуки сначала изолированно под определенный счет метронома (учитывая стадию автоматизации), затем интервально под заданный темп, далее на сильную долю под разный темп. В дальнейшем звуки закрепляются в слогах, словах и фразовой речи, используя метроном аналогично изолированному произношению. Отработка произносительных навыков осуществляется на материале чистоговорок, потешек, малых поэтических форм, считалок, физминуток под различный темп метронома. Используют следующие упражнения: «Школа дятла»; «Сонный мишка»; «Два барабана»; «Тигр-охранник».
  • Дифференциация звуков. Слухо-произносительная дифференциация звуков проводится с опорой на заданный темп метронома: сначала оппозиционные звуки произносятся изолированно (с-ш-с-ш); затем в слогах (са-ша-са-ша); далее в словах; в завершение во фразе, тексте. Для реализации задач данного направления используют упражнения: «Зашифрованная телеграмма»; «Жук и Комар»; «Отгадай по губам»; «Два тигра»; «Робот-диктор».
  1. Развитие фонематических процессов.

– Формирование фонематического восприятия, формирование навыков языкового анализа и синтеза. Работа по данному направлению включает игры с метрономом на узнавание темпа, ритмического рисунка, его точного воспроизведения, на запоминание количества ударов метронома. Детям предлагается под различный темп метронома произносить и различать одинаковые формы звукокомплексов, звуки по высоте, силе и тембру голоса; различать слова, близкие по звуковому составу с акцентом на сильную долю или без. Упражнения, направленные на развитие навыков звукового анализа и синтеза, помогают полнее воспринимать и различать окончания слов, суффиксы, приставки, предлоги. Обозначение сильной доли обеспечивает определение наличия звука в словах, места звука, количества слогов, ударного слога, смыслового ударения в предложении.

В процессе обучения операциям звукового анализа различный темп метронома используется как при слуховой, так и при слухо-произносительной дифференциации фонем, при произнесении слов на слоговой и звуковой синтез, при работе с предложением. В данном направлении работы используют упражнения: «Голодные птички»; «Два робота»; «Волшебное заклинание»; «Волк и коза»; «Быстро-медленно»; «Сколько яичек разбилось»; «Запомни и повтори»; «С горки на горку»; «Исправь ошибку»; «В чем смысл?».

  1. Лексико-грамматические категории.
  • Развитие словаря и грамматического строя речи. Накопление словарного запаса происходит не изолированно, а одновременно с совершенствованием грамматического строя, отрабатывается навык грамматически правильного оформления высказывания. Работа по формированию словаря идет по таким направлениям как: расширение объема словаря; уточнение значения слов; формирование семантической структуры слова; организация семантических полей, лексической системы родного языка; активизация словаря, совершенствование перевода из пассивного словаря в активный. Используются различные игры и игровые упражнения с метрономом, включенным в лексические темы. Так, например, по теме «Птицы» используются игры: «Сколько птиц прилетело»; «На разных ветках», «Сытые-голодные».
  • Словообразование. В работе применяется также тематический принцип. Задания подбираются по темам. Закрепляется навык использования морфем для образования новых слов в процессе упражнений: «В гостях у гнома» – дети называют предметы быта в уменьшительно-ласкательной форме в соответствии с ритмом метронома; «Кто у кого?» – дети называют пары животных под ритм метронома и т.д.
  • Словоизменение. Обучение направлено на закрепление навыка употребления правильной формы слова, согласования части речи (по выбранной лексической теме) и проговаривания в соответствии с ритмом.

В данном направлении работы используют упражнения: «Посчитай-ка!»; «Подружи слово с другими»; «Подарки»; «Недовольный Гном»; «Поделись радостью».

  1. Связная речь.
  • Диалог. Работа идет по формированию умения отвечать в заданном темпе, выдерживать паузы в диалоге, вслушиваться в речь собеседника. Вырабатывается умение применять правильные голосовые модуляции в соответствии с типом предложения (повествовательное, вопросительное, восклицательное). Помогает использование упражнений: «Разговор двух роботов»; «Переводчик».
  • Пересказ отработанных литературных произведений в заданном темпе. Формирование умения отвечать в заданном темпе, выдерживать паузы в диалоге, вслушиваться в речь собеседника идет с включением в деятельность следующих упражнений: «Рассказ старой бабушки»; «Сорочьи истории»; «Тараторки»; «Два разных брата».
  1. Подготовка к обучению грамоте. Для реализации предусмотренных программой задач по данному чрезвычайно сложному процессу с использованием метронома (один щелчок – одно слово), возможно решать вопросы обучения чтению слогов-слияний, слияний с примыканиями; закрепления плавного послогового чтения слов, с сохранением контура; тренировать четкое чтение предложений с сохранением его структуры, выделением слов внутри предложения. Наиболее эффективными окажутся упражнения: «Звуковая дорожка»; «Догони гласную»; «Робот читает»; «Диктор».
  2. Мелкая и общая моторика.
  • Общая моторика. Работа включает развитие чувства равновесия, координации и осанки, двигательной памяти. Используются упражнения с метроном с разным темпом и обозначением сильной доли при выполнении физкультурных упражнений, проведения зарядки, закаливания, логоритмических упражнений, танцах: «На параде»; «Гимнаст»; « По тропинке»; «Мишка на бревне»; «Акробат»; «Тропинка»; «Котёнок»; «Прыжки»; «Ручеёк»; «По камушкам»; «Волчок».
  • Мелкая моторика. Формируются кинестетические и кинетические основы движений пальцев. Усложнения используются через обозначения сильной доли и исключение зрительного контроля. Разучиваются реципрокные пробы под разный темп метронома. Проба на реципрокную координацию рук (проба Н. Н. Озерецкого) представляет собой нейропсихологическую методику, направленную на исследование межполушарного взаимодействия в двигательной сфере, а также кинетического и регуляторного праксиса. В данном направлении используют пальчиковые игры, выкладывание мелких предметов, нанизывание бусин, прорисовывание заданных элементов, букв и т.д.: «Лист – снежок»; «Ловкая мастерица»; «Целые яички»; «Строители»; «Коза-заяц-волк»; «Пианист».
  1. Развитие психических процессов.

В ходе работы по данному направлению развивают память, внимание, воображение, саморегуляцию. Метроном используется во всех видах детской деятельности, при проведении режимных моментов. При укладывании спать метроном включается с темпом 40-50 в упражнениях на релаксацию: «Считаем барашков»; «Услышь свое сердечко»; «Дождь».

Таким образом, включенность игр и упражнений с метрономом в коррекционно-образовательный процесс позволит повысить показатели двигательной памяти, фонематического восприятия, выразительности и связности речи; улучшить слухо-зрительно-моторные координации, формирование графо-моторных навыков, качественно подготовить детей с ОВЗ к предупреждению нарушений чтения и письма.

 

Библиографический список:

  1. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. – М.: Учебная литература, 1997. – 376 с.
  2. Воронова А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет: методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
  3. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
  4. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 64 с.
  5. Куликовская Т. А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей: пособие для педагогов и родителей. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
  6. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов – М.: Айрис-пресс, 2006. – 112 с.
  7. Османова Г. А., Позднякова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет). – СПб.: КАРО, 2007. – 144 с.
  8. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием: Методические рекомендации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; ГНОМ-ПРЕСС, 1998. – 36 с.
  9. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.

Ястребова А. В. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи. – М.: АРКТИ, 1999. – 136 с.