Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА СОЦИАЛЬНО-СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СПОРТИВНОЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Дуракова Алёна Евгеньевна.

МБУДО ДЮСШ №1 «ЛИГР», г. Новосибирск, педагог-психолог, alena_ad1991@mail.ru.

Сорокина Елена Львовна.

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», so117@yandex.ru.

Самодумов Игорь Петрович.

МБУДО ДЮСШ №1 «ЛИГР», г. Новосибирск, директор, pervaja-dush@yandex.ru.

 

Современная наука неоспоримо доказывает положительное влияние занятий физической культурой на психофизическое развитие детей с нарушением интеллекта. Физическая культура является важным источником мышечной радости, средством физического развития, коррекции и компенсации двигательных нарушений, а также социализации детей. В связи с этим физическое воспитание в системе специального образования требует постоянного совершенствования, внедрения новых педагогических приемов и технологий.

На основании имеющихся данных о физическом и эмоциональном развитии детей, с учётом мнения специалистов, нами разработан игровой модуль адаптивной физической культуры: «Аэробика и психогимнастика», как единый блок занятий.

Этапы реализации проекта:

Первый этап: 2015–2017 год – знакомство с деятельностью коррекционной школы, изучение ФГОС О УО (ИН), проведение «пилотных» экскурсий, а также проведение танцевально-двигательных занятий. Обобщение полученного опыта, подведение итогов.

Второй этап: 2017–2019 год – реализация модуля «Аэробика и психогимнастика» с воспитанниками разных МКОУ С (К)Ш г. Новосибирска и области, распространение полученного опыта работы. Включение участников в интерактивные мероприятия инновационного проекта «СпАртЭт», реализуемого МБУДО ДЮСШ № 1 «ЛИГР». Обобщение результатов деятельности. Создание методического пособия по адаптивной физической культуре для ДЮСШ И ДОЦ.

Цель проекта: развитие и укрепление моторного интеллекта детей с умственной отсталостью посредством комплексной физкультурно-коррекционной работы.

Задачи:

  1. Создание представления о спортивном направлении «Аэробика».
  2. Развитие локомоций посредством элементов аэробики и танцевально-двигательной терапии.
  3. Применение физкультминуток на основе психогимнастики как средства эмоциональной разгрузки.

Возрастная аудитория: девочки с 3 по 8 класс, коррекционной школы, VIII вида.

Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при разработке проекта мы руководствовались следующими дидактическими правилами:

  1. Создание максимального запаса простых движений с их постепенным усложнением.
  2. Стимулирование словесной регуляции и наглядно-образного мышление при выполнении физических упражнений; максимальная активизация познавательной деятельности.
  3. Ориентация на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка.
  4. Использование упражнений, имеющих названия, в игровой форме, с целью стимуляции их запоминания, а при многократном повторении развивития ассоциативной памяти.

На начальном этапе, у детей с отставанием в умственном разви­тии, были отмечены та­кие моторные нарушения, как статичность, расстройства координации, неловкость, за­медленность реакций. Сенсорные нарушения, характеризующиеся недостаточным понима­нием инструкций, нарушением ориентиров­ки в пространстве. Наряду с недостаточно сформированной общей моторикой были отмечены отклонения в организации мелкой мото­рики. Объяснением служит тот факт, что мелкая моторика, обусловленная развитием сенсор­ных и моторных отделов кортикальных структур, формируется и совершенствуется в процессе двигательной деятельности. У умствен­но отсталых детей страдает возможность вы­рабатывать и закреплять эти движения, де­лать их автоматизированными. На это требу­ется долгое время и большое количество по­вторений. На занятиях у детей также было выявлено снижение мышечной силы, замедлен­ность реакций, нарушение темпа произволь­ных движений, слабость и неустойчивость дифференцировок. При более выраженных формах умственного недоразвития трудными для выполнения оказывались даже простые двигательные акты.

За время реализации первого этапа проекта, нами была проведена диагностика, согласно базовым упражнениям, аэробики. Для того применялось тестовое упражнение на основе разученных базовых шагов аэробики («Open-step» , «Skip», «Lung», «Knee up»).

Оценка производилась по критерию: выполнено – 1 балл, не выполнено – 0 баллов (максимально 5 баллов). В эксперименте приняли участие  воспитанники с разной степенью умственной отсталости, участвующие в проекте.

На гистограмме 1, представлены средние результаты по группе, на первом и десятом занятии.

В рамках данной оценки, мы видим, что присутствует положительная динамика в группе, что рост и обучение наиболее продуктивно прошли в выполнении такого базового элемента как: «Step-touck» с первичным результатом 0,71 и результатом после 10-ти занятий – 1. Также, успешным было овладение таким базовым элементом как: «Lung» – при первичной оценке выполнения, в группе был  получен  средний результат 0,42, и уже после 10-го занятия результат выполнения в группе – 0,71.

Менее высокие результаты при бучении констатированы в таких элементах как: «Open-step»  (0,57–0,85), и «Knee up» (0,57–0,85).

Статичной динамика роста осталась в упражнении «Skip» (при первой оценке – 0,85, после 10-го занятия значение показателя  не изменилось).

Также хотелось бы отменить, что все испытуемые к  10-му занятию смогли запомнить название каждого представленного элемента и самостоятельно выходили на его демонстрацию, показывая технику выполнения.

Итогом каждого занятия было выполнение связки выученных движений, когда каждый учащийся имел возможность показать группе движение и проконтролировать правильность его выполнения другими участниками.

Вторым компонентом занятий являлась «Психогимнастика», которая представляла собой  курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы) [1].

 На упражнениях  психогимнастики строилась вводная часть занятия, материал упражнений подбирался  в зависимости от содержания каждого конкретного занятия и  был направлен на подготовку к дальнейшей ра­боте над определенными движениями. Это позволяло детям более осознанно и с положительным настроем приступить к выполнению упражнений аэробики. Часто используемыми являлись такие психогимнастические упражнения, которые позволяли корректировать не только моторные стороны развития, но и эмоционально-волевую сферу.

Схема занятия всегда имела одну структуру, что позволило детям привыкнуть к последовательности выполняемых действий  и заранее понимать, как будет проходить занятие, что существенно снижало тревожность и общее напряжение в группе. Часто, уже знакомые упражнения проводили сами дети, а тренер-преподаватель и психолог  выполняли роли, воспитанников, такая смена, помогала отработать полученные навыки и чувствовать высокий уровень поддержки со стороны педагогов.

Проект продолжается, но уже сейчас, имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что разработанная нами модель имеет положительные результаты и данный опыт может быть интересен: педагогам общеобразовательных школ и детских садов, имеющих классы/группы коррекции;  учреждениям дополнительного образования;  коррекционным учреждениям,  а также педагогам, которые работают с  данной категорией детей.

Библиографический список:

Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова.–2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с: ил.