Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Якушенко Александра Яковлевна.                                                           

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35», г. Ангарск, воспитатель.

 

 

«Здоровье – не все, но без здоровья – ничто» (Сократ).

 Младший дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В это время маленький  человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

       В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования   задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия приобретает новый актуальный контекст.

Обучая и воспитывая ребенка, мы – педагоги  и родители, зачастую исходим из того, каким  должен быть ребёнок, согласно такому  обобщенному представлению об определенном возрасте. А стандарт требует, чтобы учитывался  индивидуальный путь развития конкретного ребенка, его социальная ситуация, его трудности и достижения.

         Сейчас нельзя недооценивать  индивидуальные проявления ребёнка: типологические, гендерные, латеральные особенности, ведущую систему анализаторов, темп развития.

       Здоровье – понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. Здоровьесберегающая деятельность ДОУ представляет собой целую систему.

Данная система в ДОУ структурирована  в виде следующих разделов:

  1. Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами.

         Оценивая здоровье детей совместно с медицинским персоналом, выделяются три группы детей: здоровые, часто болеющие, эпизодически болеющие. Вся воспитательная работа организуется  с учётом групп здоровья. Оценивается физическое и двигательное развитие ребёнка. Главное задача воспитателя и семьи – не допустить снижения уровня здоровья.

  1. Лечебно-оздоровительная работа, которая осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий (совместно с медицинскими работниками). В кабинете физиотерапии дети по показаниям получают  процедуры УФО, ингаляции, УВЧ. Для закаливания воспитанников традиционно  используются  факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Главное – соблюдать индивидуально-дифференцированный подход, учитывать рекомендации врачей, и сотрудничать с родителями.
  2. Физкультурно-развивающая работа с детьми, которая предусматривает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.

         Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий для укрепления здоровья детей. Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемые в дошкольном учреждении, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач. Содержание базируется на принципах развивающей педагогики оздоровления В. Т. Кудрявцева.

  1. Организации психологической поддержки детям, которая создаётся путём создания благоприятного эмоционально-психологического климата. С этой целью применяются элементарные, здоровьесберегающие технологии: пальчиковая, дыхательная гимнастики, физкультминутки, ароматерапия,  психогимнастика;   специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, физкультурные досуги);  реабилитационные мероприятия (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовые оздоровительные мероприятия (тематические праздники здоровья, выход на природу).

Также широко применяется музыкальное кондиционирование. Технология музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного средства – снятия напряжения, повышения эмоционального настроя (музыка из серии «Звуки природы», «Журчание ручейка», «Пение птиц»).

Осуществляется в свободное время, организуется незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды, для бесконечного проявления ребёнком своих возрастающих возможностей.

Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства: медицинский блок, кабинет физиотерапии,  кабинет психолога, групповые комнаты, сенсорная комната.

  1. Сотрудничество с родителями по проблемам укрепления здоровья детей.

Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Поэтому мы стараемся  выстроить конструктивное взаимодействие с семьёй.  Мы должны признать, что это один из самых трудных разделов нашей работы. В-основном, наши родители – это вчерашние школьники и студенты.  И, к сожалению, не все из них обладают навыками для оптимального взаимодействия с детьми.  Поэтому нам необходимо формировать активную позицию родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

         Нами разработаны такие мероприятия для родителей, как «Здоровый родитель – здоровый ребёнок»,  «Психологическое здоровье ребёнка. Наши дети – наши проблемы». Очень интересна музыкальная гостиная «Колыбельная – поэзия раннего детства». Из бесед с родителями выяснили, что сейчас молодые родители не знают и не поют детям колыбельные песни. Дети, в основном засыпают под телевизор. А ведь доказано, что самое важное в колыбельной  – это  материнская нежность, любовь. Главные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Колыбельная даёт ребёнку глубинное  чувство  защищенности, базовое доверие к миру, на котором будет основан  потом  жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам.  

Решая задачу физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, мы опираемся на принцип единства взаимодействия: «родитель – ребенок – педагог».

 С момента поступления ребенка в детский сад мы  строим совместную работу, которая поможет ему быстро и безболезненно адаптироваться.

Проведение традиционного спортивного мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья» – это одна из эффективных форм пропаганды здоровой и крепкой семьи. Именно она помогает родителям в деле воспитания ребенка дома и в группе, сближает детский сад с семьей, приобщает детей и родителей к физической культуре и спорту.

          Организуя оздоровительную работу, большое внимание уделяем заботе о здоровье педагогов. Наше учреждение находиться рядом с красивой зелёной парковой зоной, которая используется для организации занятий скандинавской ходьбой «Шагаем за здоровьем».

В заключение, сказать, что актуальность данной темы с каждым годом будет возрастать, поэтому необходимо разрабатывать  образовательные программы не только для детей, но и для родителей, направленные на саморазвитие и самосовершенствование, в том числе и в области здоровья.