Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (905) 957-92-37

8 (983) 324-12-47

8 (960) 785-57-37

sispp_nsk@mail.ru

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПОТЕШНОГО ФОЛЬКЛОРА

Илюшенко Лариса Борисовна.                                                           

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 35»,  г. Ангарск, воспитатель.

Культура речи – это одна из составляющих общей культуры человека, которая проявляется в том, как человек говорит, это степень  владения человека родным языком,  качество его речевого поведения. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве. Ранний возраст  является самым благоприятным для развития речи ребёнка. Основная задача развития речи ребёнка – овладение нормами и правилами родного для него языка. Норма – это то, как правильно произносить слова, строить предложения.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта ДО является содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой, окружающим миром, а в требованиях  к образовательной программе познавательно-речевое развитие является одной из главных областей [6, с. 5].

Современное педагогическое образование предлагает разные модели обучения и развития детей раннего возраста, что обусловлено повышением роли дошкольных учреждений в формировании нравственной культуры и духовного мира ребёнка. Особое место в этом отводится воспитанию и развитию речи детей на примерах народного художественного творчества.

М. Горький утверждал, что «начало искусства слова в фольклоре». Освоение ребёнком близкого ему по духу родного фольклорного наследия – одно из приоритетных направлений в современной педагогике, а воспитательно-обучающие возможности потешного фольклора особенно ощутимы, именно, в работе с детьми раннего возраста.

В ходе реализации 1 этапа был проведён анализ педагогической литературы, который выявил, что с помощью потешного фольклора можно увеличить запас слов и развить разговорную речь, потому что  звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в раннем возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребёнка являются не смысл и его значение, а звуковой состав и ритмичная структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя потешный фольклор.

По меткому определению К.Д. Ушинского потешный фольклор помогает  «выломать язык ребёнка на русский лад».

Речь ребёнка будет развиваться, если его пространство наполнено полноценным речевым общением с взрослым и никого нет у малыша ценнее, важнее и дороже, чем его собственные родители.   Самое действенное воспитательное влияние оказывает на ребёнка родительская любовь и нежность. Потешки, пестушки. небылицы, прибаутки – неоценимые помощники для родителей в развитии полноценной речи ребёнка [2, c.12].

Но родители, взаимодействуя с ребёнком, основываются на своём личном опыте использования фольклорных произведений, испытывают затруднения, вызванные недостаточным уровнем знаний в этом вопросе. Исходя из важности этой проблемы, была поставлена цель - повышение уровня развития речи детей раннего возраста средствами потешного фольклора через совместную деятельность с родителями.

Определены задачи:

  1. Способствовать раннему развитию речи ребёнка с помощью потешного фольклора в семье и детском учреждении
  2. Содействовать обогащению представлений и активному приобретению родителями знаний и практических навыков использования в совместной деятельности с детьми потешного фольклора.
  3. Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым фактором раннего развития речи детей и может обеспечиваться воспитателем в группе и родителями дома.
  4. Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.

2 этап предусматривал разработку, апробацию и внедрение в практическую деятельность системы игр и занятий с использованием потешного фольклора для детей и родителей. Каждое занятие апробировалось и корректировалось. Был учтён национально-региональный компонент, включающий малые формы сибирского фольклора  – имитация и звукоподражание животным, птицам, явлениям природы.

Занятия проводятся в игровой форме, где вместе с детьми играют родители. Взаимодействие родителя и ребёнка строится на основе партнёрских взаимоотношений, то есть родитель выступает для ребёнка таким же партнёром по игре, как и другой ребёнок. Дети чувствуют себя очень естественно, комфортно, защищено, так как рядом с ним находится самый важный и незаменимый человек – мама. Благодаря занятиям у детей интенсивно развивается речь, внимание, память, мышление, фантазия и воображение.

Занятия с использованием потешного фольклора естественно переплетаются с занятиями по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, двигательной активностью, т. е. обеспечена интегративность, позволяющая объединить различные элементы педагогического процесса.

Кроме игровых занятий используются и другие формы работы  по развитию речи детей. Это дни открытых дверей, когда родители присутствуют на занятиях по развитию речи. Совместные праздники и развлечения, выставки («Секреты бабушкиного сундука») и конкурсы («Семейная реликвия») Для родителей проведена семейная гостиная на тему: «Преданья старины глубокой» с целью ознакомления родителей с опытом прошлых поколений, как средством воспитания детей. Рассказы о народных традициях, привлекли внимание к изучению истории семьи. Мастер – класс «Посиделки в горенке» познакомил родителей с разными жанрами фольклора,  с умениями  организовывать разные виды игр с использованием малых форм фольклора, с эффективными практическими навыками творческого взаимодействия с ребёнком.

Итогом данной работы явилась программа «Говорушки»,  особенностями которой  является её интегративность,  позволяющая объединить различные элементы учебно-воспитательного процесса и процесса «проживания» фольклора, его «прорастания» в жизнь ребёнка, а также включение родителей в образовательный процесс. Так как очень важно, чтобы

В заключении можно сказать, что долг педагогов и родителей – с терпением и любовью лепить характер будущего человека так, чтобы с первых же лет его жизни интеллектуальное и эмоциональное развитие было гармонично, а ребёнок развивался в среде качественных взаимоотношений, напитанной теплом любви и взаимного интереса.  Потешный фольклор в этом отношении  является эффективным средством.

        Библиографический список:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 235 с.
  2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. – 184 с.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить (Развитие речи). - СПб.: «Паритет», 2005. – 205 с.
  4. Генералова Н.В. Русские народные потешки в жизни малышей // Дошк. Воспитание № 5, 1985. – С. 6-8
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Центр педагогического образования. –  М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.