Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

РИСКИ ПРЕДПРИЯТИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО СЕРВИСА

Даугелло Виталий Антонович.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), профессор.

Глаголева Светлана Викторовна.

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), магистрант, glagoleva-sv@mail.ru.

 

Дорожно-строительная техника – специальная техника, предназначенная для выполнения особых видов работ, которые в силу своей сложности не могут быть выполнены людьми. Назначение дорожно-строительных машин является увеличение производительности и облегчение труда рабочих, занятых на строительстве, ремонте и эксплуатации дорог, а также повышении качества выполняемых работ и снижении их стоимости.

В соответствии с существующими стандартами под техническим сервисом понимается комплекс услуг, оказываемый потребителю в вопросах приобретения или аренды машин и оборудования, их технического обслуживания, ремонта, эффективного их использования и поддержания в работоспособном состоянии в течении всего периода эксплуатации.

Процесс развития различных предприятий технического сервиса в России на сегодняшний день набирает быстрые обороты. Данное направление становится более функциональным, технологичным и постепенно трансформируется в самостоятельный бизнес с возможностью получения многомилионной прибыли. Основной тенденцией развития предприятий технического сервиса является возможность освобождения потребителя от каких-либо проблем, связанных с ремонтом и обслуживанием специализированной техники, т.е. клиент лишь участвует в процессе эксплуатации, а все остальное берет на себя предприятие.

Развитие экономических процессов способствовало тому, что в основной массе потребители стараются осуществлять выбор, основываясь не столько на бренде компании, сколько возможности получения качественного сервиса. Поэтому выбор делается в пользу предприятий, гарантирующих оперативное и качественное устранение проблем в процессе эксплуатации технических средств.

Из практики, можно с уверенностью сказать, что наиболее популярными остаются готовые ресурсы сервисных предприятий, в структуре которых имеются мощные ремонтные подразделения, а также хорошо развита служба доставки оригинальных комплектующих от известных поставщиков.

Основная цель технического сервиса заключается в оказании содействия клиентам в выполнении необходимых работ с наибольшей степенью эффективности. Реализация этой цели возможна за счет поддержания функционального состояния машин на должном уровне при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию технических средств.

Поскольку осуществление любой предпринимательской деятельности, в том числе и связанной с дорожно-строительными работами, во многом связано с неопределенностью каких-либо ситуаций, а также изменчивостью экономической системы, влияющих на конечные результаты эффективности деятельности предприятия, то значительное влияние необходимо уделять развитию и совершенствованию системы рисков, действующей на том или ином предприятии.

На сегодняшний день, точного и однозначного определения понятия «риск» не существует, что объясняется широтой использования данного термина в различных сферах деятельности человека.

Наиболее популярным определением понятия «риск», часто используемых в трудах отечественных и зарубежных ученых, является следующее – потенциальная, численно измеримая возможность потери, под которыми понимается неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе осуществления деятельности организации неблагоприятных ситуаций, оказывающих значительное влияние на конечные итоги функционирования предприятия [2, с.3-4].Стоит отметить, что одними рисками можно управлять, другие такую возможность не предполагают. В равной степени полностью локализовать тот или иной вид риска невозможно, поэтому организация, минимизируя возможные потери с помощью эффективного управления рисками, может сохранять свою конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.

Для предприятий различных секторов характерны разные виды рисков.

Разделим все имеющиеся риски на две группы: внешние и внутренние риски предприятия [1, с. 20-21]. К внешним рискам относятся: политические; законодательные; природные; техногенные; региональные и макроэкономические. Внутренние риски – это производственные, инвестиционные и коммерческие.

Внешние:

  1. Политические риски связаны с государственной политикой в отношении бизнеса и могут возникать с меняющейся ситуацией внутри государства или на межгосударственному уровне.
  2. Законодательные или юридические риски связаны с возможными убытками предприятия, возникающими в результате изменившегося законодательства или налоговой системы.
  3. Природные риски, возникающие в процессе климатических изменений таких как: извержение вулкана, наводнение, землетрясение и т.д.
  4. Техногенные риски, возникающие в процессе проявления различных природных явлений, способные вызвать аварии и катастрофы.
  5. Региональные риски часто бывают связаны с экономическим и социальным положением отдельных регионов.
  6. Макроэкономические риски это внешние экономические риски предприятия.

Внутренние:

  1. Производственные риски определяются особенностями технологических процессов на предприятии, организации транспортных перевозок и поставок изделий и материалов, качеством человеческого ресурса.
  2. Инвестиционные риски возникают из-за неполучения запланированного результата в желаемые сроки после определенных инвестиционных вложений в расширение предприятия или изменения номенклатуры услуг.
  3. Коммерческие риски обусловлены ошибками в оценках возможностей реализации продукции и услуг.

Рассмотрев классификацию рисков, характерных для предприятий технического сервиса определим возможные этапы управления (рис. 1).

Как видно из рисунка 1, система управления рисками включает в себя три этапа:

  • оценка риска;
  • предотвращение риска;
  • контроль за реализацией намеченных мероприятий;
  • Данные этапы включают в себя следующие мероприятия по нейтрализации негативных явлений рисковых процессов:
  • систематизация факторов вероятности реализации рисков;
  • анализ рисковой ситуации, сбор данных;
  • разработка предложений по совершенствованию механизмов управления факторами рисков;
  • применение конкретных действий, направленных на снижение последствий рисковых ситуаций;
  • мониторинг исполнения действий.

Таким образом, в данной статье рассмотрены основные виды рисков, характерные для предприятий технического сервиса, а также способы устранения возможных убытков. Оптимизация рисков возможна за счет управления факторами, оказывающими существенное влияние на экономические показатели деятельности предприятия.

Невозможность полного устранения рисков вызывает необходимость дополнительных исследований связей и путей минимизации отрицательных последствий, возникающих вследствие рисковых ситуаций[4]. Эффективную деятельность организации можно наладить лишь с помощью анализа, соответствующего управления и организации грамотного риск-менеджмента.

 

Библиографический список:

  1. Даугелло В.А. Риски технического сервиса машин. Монография. – LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013 – 72 с.
  2. Плошкин В.В. Оценка и управление рисками на предприятиях: Учебное пособие. – Ст. Оскол: ТНТ, 2015. – 448 c.