Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА МАЛЫХ ГОРОДОВ СРЕДНЕГО ПРИИРТЫШЬЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Соколова Евгения Валерьевна.

Тарский филиал ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Тара, заведующая кафедрой гуманитарных, социально-экономических и фундаментальных дисциплин, lev-15@mail.ru.

В советский период малые города Среднего Прииртышья (Тара, Тюкалинск, Исилькуль, Калачинск, Называевск) представляли собой особую социокультурную общность.

На формирование культурного пространства этой группы городов в обозначенный хронологический период оказывали влияние ряд факторов: политический курс; изменение социального облика городов, в частности, рост численности населения, и появление, в связи с этим, у них новых функций; сельскохозяйственная направленность деятельности; природные особенности территории; исторические корни поселений [6].

Одним из первостепенных факторов являлась деятельность городской общественности, так как именно горожане являются творцами индивидуального «лица» своего города.

В общем виде основные направления деятельности городской общественности можно представить следующим образом: участие в застройке и благоустройстве городов через декорирование домов и учреждений культуры; участие в создании и сохранении культурных ценностей города: собирание экспонатов для музеев, организация первых изб-читален и библиотек, создание произведений искусства, отражающих особенности города; участие в трансляции культурных ценностей города: организация мероприятий, передача накопленного опыта молодому поколению; участие в формировании символического пространства города: ходатайствование перед властями об увековечивании памяти погибших земляков, установлении мемориальных досок, реконструкция памятников, озеленение городского пространства.

Для того, чтобы сделать процесс планировки и застройки города более продуктивным и творческим, необходимо было сочетать политику городской власти с инициативой и творческим потенциалом его жителей. Только так было возможно придать культурному пространству неповторимость, подчеркнуть его уникальность и сохранить исторические корни. Особая необходимость в подобной деятельности появилась в 1960-е годы, когда в практику градостроительства внедряются генеральные планы и типовая застройка поселений, предписывающие определенную степень унификации архитектурно-планировочной структуры территории. Но, следует отметить, что очень часто инициатива общественности не могла получить полную поддержку, она всецело зависела от государственной системы. Все начинания горожан строго контролировались органами государственной власти [1, 2].

Ещё одним направлением деятельности городской общественности являлось участие в создании и сохранении культурных ценностей города. Особую роль здесь играют учителя и краеведы. Именно они, работая с подрастающим поколением, передают ему историю родного края, опыт, накопленный поколениями. Они, объединяя вокруг себя единомышленников, формировали облик городов, наполняя их пространство не просто институтами, а очагами культуры. Работники культуры свою деятельность, в первую очередь, направляли на формирование духовной составляющей городского пространства. Благодаря их инициативе учреждения культуры становились лучшими в области, участвовали в областных и всесоюзных фестивалях [3, 4, 5, 7].

Символическая составляющая городского пространства также во многом зависела от инициатив горожан. Монтаж памятников борцам за установление советской власти и Воинам-землякам происходила, преимущественно, по общественной инициативе. В этом процессе также принимали участие все учреждения и организации городов.

Таким образом, одним из ведущих факторов, оказывающих существенное влияние на процесс формирования культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья, являлась инициатива городской общественности. Сочетание государственной политики с инициативой общественности привело к появлению в культурном пространстве малых городов Среднего Прииртышья символов советской эпохи, сохраняя при этом индивидуальное «лицо» города.

Библиографический список:

  1. Благоустроим город // Ленинский путь. – 1985. – 13 июля. – С. 2.
  2. Бурундукова Т. И тогда он построил город!// Тарское Прииртышье. – 2004. – 19 августа. – С. 4.
  3. Киселев А. Г. Памяти друга // Проблемы экономической и социальной истории Сибири. Вторая половина XIX – начало ХХ в. (На службе у казны и капитала): Сб. науч. ст. Вып. 7. – Омск: ОмГПУ, 2007. – С. 4.
  4. Лавриненко С. Наполним музыкой сердца // Знамя. – 1999. – 26 января. – С. 3.
  5. Прокуратов Г. В жизни и на сцене – человек! // Искра. – 1964. – 28 августа. – С. 2.
  6. Соколова Е. В. Формирование культурного пространства малых городов Среднего Прииртышья в 1920-1980-е гг.: автореф. дисс. … канд. ист. наук. – Омск, 2008. – 26 с.
  7. Цикунова Н. Возродить духовность // Искра. – 1990. – 8 декабря. – С. 3.