Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

ШАГИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (Автор: Казакова Наталья Михайловна)

ШАГИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Казакова Наталья Михайловна.

Новосибирск, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 213 «Открытие», учитель-логопед, kazakova56525@mail.ru.

 

Аннотация. Статья раскрывает, что представляет инклюзивное образование сегодня, обосновывает, что делает школу инклюзивной, описывает создание условий в современной школе инклюзивного пространства.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, адаптированные образовательные программы, психолого-педагогический консилиум.

 

STEPS OF INCLUSIVE EDUCATION IN COMPREHENSIVE SCHOOLS

 

Kazakova Natalia Mikhailovna.

Novosibirsk, MAChEE «Secondary school № 213 «Otkrytie», teacher-speech therapist, kazakova56525@mail.ru.

 

Abstract. The article reveals what is inclusive education today, it substantiates what makes the school inclusive, describes the creation of conditions in the modern school of inclusive space.

Key words: inclusive education, limited health opportunities, special educational needs, adapted educational programs, psychological and pedagogical consultation.

 

В настоящее время инклюзивное образование стало неотъемлемой частью нашего общества. Инклюзивное образование – это инновационная практика, это новшество, которое многое меняет в учебном процессе. И как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий [1; 3].

В целом, современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям с особыми образовательными потребностями возможность учиться в обычных массовых школах, но в то же время на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения этой идеи в реальность и существует много преград. Остановимся на этом поподробнее.

Какую школу можно назвать инклюзивной? В первую очередь, конечно, это дети.

Прежде всего – это дети со статусом ограниченные возможности здоровья после прохождения психолого-медико-педагогического консилиума. Как показывает статистика последних лет, через 2–3 года количество детей со статусом ОВЗ возрастет в десятки раз.

Дети-мигранты. Сегодня практически в каждой школе может обучаться достаточно большое количество детей из Казахстана, Киргизии, Таджикистана, дети, приехавшие из Китая. Для всех этих детей русский язык не является родным языком, дети испытывают большие сложности в общении, уровень обученности у них достаточно низкий. В работе с такими детьми большую помощь может оказать специально организованный центр дополнительного образования, созданный на базе школы. В нем еженедельно могут проводиться дополнительные занятия по русскому языку, английскому языку, индивидуальные консультации детей и их родителей.

Также систематически ведется работа с детьми с особыми условиями жизни (неблагополучные семьи). В работу включены, как классные руководители, так и служба психолого-педагогического сопровождения школы.

Нельзя забывать и об одаренных детях, которые показывают весомые результаты, участвуя и побеждая на городских, региональных чемпионатах, олимпиадах, конференциях в фестивалях.

Несомненно, инклюзивной делают школу и педагогический состав.

Известно, что эффективного обучения в инклюзивной школе ребенку с особыми образовательными потребностями (ООП) нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии. А чтобы понять суть инклюзии, необходимо постоянно учиться, проходить курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку. Но как оказалось, и КПК, и переподготовка – это конечно хорошо, но если учитель не найдет индивидуальный подход к ребенку, то ни курсы, ни переподготовка не помогут. Именно педагог должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями. Именно педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учетом особенностей детей, уникальности каждого.

И, конечно, постоянно нужно помнить о том, что необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

Культура инклюзии, политика инклюзии и практика инклюзии, а в целом философия школы, делают школу инклюзивной.

В рамках инклюзивной школы необходима организация сетевого взаимодействия с образовательными организациями района, города. Обмен опытом положительно скажется на мастерстве и профессионализме педагогических кадров.

Обязательным документом являются адаптированные образовательные программы, специально разработанные и подстроенные под индивидуальные особенности каждого ребенка, требующего особых условий обучения. Специфика программ в том, что они не вынуждают детей следовать упрощенному варианту обучения или же частично проходить учебный материал, они лишь предполагают индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, обучающиеся получают такое же образование, как и их одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками им помогают специальными методами.

Конечно, адаптированные образовательные программы – явление пока еще новое, поэтому в нашей школе они реализуются не в полной мере, так как не хватает квалифицированных специалистов (психолога, дефектолога, специалиста не просто по лечебной, а по адаптивной физкультуре). Но все же в школе работают специалисты, сопровождающие ученика с особыми образовательными потребностями в процессе обучения.

В школе создается и работает психолого-педагогический консилиум, в который входят грамотные, квалифицированные специалисты: психолог, дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог.

Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно, равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП и его родители готовы прикладывать для этого необходимые усилия. В школе систематически ведется информационная работа, которая направлена на изменение негативных стереотипов, на формирование положительного общественного мнения. И это дает свои результаты. Дети, родители, педагоги толерантно, с пониманием, вниманием и необходимой помощью относятся к детям с особыми образовательными потребностями [1; 3].

Эффективность работы повышается, если используется несколько специальных методов и приемов, которые сочетаются с практическими и наглядными средствами. Они позволяют легко вовлекать детей в учебный процесс, учат живому общению, помогают выявлять и закреплять приобретенные знания. Особое место занимает межличностные отношения ребят, когда происходит взаимообучение обычных детей и детей с ООП, когда каждый учит тому, что умеет сам и помогает другому в выполнении заданий [2].

Таким образом, современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно – принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

 

Библиографический список:

  1. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика / Мельник Ю. В., Одинокова Н. А., Смирнов А. А.: монография // Центр содействия научных исследований. – Новосибирск, 2013. – 206 с.
  2. Одинокова Н. А. К вопросу о проблеме включения детей с комплексными нарушениями в среду здоровых сверстников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S - С. 59–65.

Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 175 с.