Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8-960-785-57-37

8 (383) 202-21-81
(отдел сопровождения)

8 (383) 285-54-77
(методический отдел)

8-800-770-08-83 звонок бесплатный

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9-00 до 18-00
по местному времени.

sispp_nsk@mail.ru

ШАГИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Казакова Наталья Михайловна.

Новосибирск, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 213 «Открытие», учитель-логопед, kazakova56525@mail.ru

 

Аннотация. Статья характеризует особенности современного инклюзивного образования, описывает необходимые  факторы и условия для создания в современной школе инклюзивного пространства.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности, адаптированные образовательные программы, психолого-педагогический консилиум.

 

В настоящее время инклюзивное образование стало неотъемлемой частью нашего общества. Инклюзивное образование – это инновационная практика, это новшество, которое многое меняет в учебном процессе. И как любое социальное явление, инклюзия имеет ряд положительных и отрицательных последствий [1; 3].

В целом, современное общество готово к инклюзии, оно способно предоставить детям с особыми образовательными потребностями возможность учиться в обычных массовых школах, но в то же время на сегодняшний день созданы далеко не все условия для воплощения этой идеи в реальность и существует много преград. Остановимся на этом поподробнее.

Школа МАОУ СОШ №213 «Открытие» работает с сентября 2017 г. Можно ли назвать нашу школу инклюзивной? Расскажем об этом более подробно.

В первую очередь, конечно, это дети.

Дети со статусом ограниченных возможностей здоровья (ОВЗ). На 1 сентября мы имели в школе 4 ребенка со статусом ОВЗ. На сегодняшний день – это 9 детей. Причем 5 человек получили статус, потому что психолого-педагогический консилиум нашей школы направил детей на прохождение ТПМПК. Но к концу учебного года количество таких детей, несомненно, увеличится. А как показывает статистика, через 2–3 года количество детей со статусом ОВЗ возрастет в десятки раз.

Дети-мигранты. В нашей школе достаточное большое количество детей из Казахстана, Киргизии, есть дети, приехавшие из Китая. Для всех этих детей русский язык не является родным языком, дети испытывают большие сложности при общении, уровень обученности у них достаточно низкий. В работе с такими детьми большую помощь оказывает центр дополнительного образования, созданный на базе нашей школы. Еженедельно проводятся дополнительные занятия по русскому языку, английскому языку, индивидуальные консультации детей и родителей.

Также систематически ведется работа с детьми с особыми условиями жизни (неблагополучные семьи). В работу включены как классные руководители, так и служба психолого-педагогического сопровождения школы.

Организована и работа с одаренными детьми, дающая первые весомые результаты (участие в региональном чемпионате по CUBORO, победа в региональном фестивале РобоФест, участие в региональном чемпионате JuniorSkills).

Несомненно, инклюзивной делают школу и учителя.

Мы говорили о том, что для эффективного обучения в инклюзивной школе ребенку с особыми образовательными потребностями (ООП) нужна помощь учителя, понимающего суть инклюзии. А чтобы понять суть инклюзии, необходимо постоянно учиться, проходить курсы повышения квалификации, профессиональную переподготовку. Но как оказалось, и КПК, и переподготовка – это, конечно, хорошо, но если учитель не найдет индивидуальный подход к ребенку, то ни курсы, ни переподготовка не помогут. Именно педагог должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией и родителями. Именно педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей.

И, конечно, постоянно нужно помнить о том, что необучаемых детей не бывает – кто на что способен, тому его и надо обучить.

Культура инклюзии, политика инклюзии и практика инклюзии, а в целом философия школы, делают школу инклюзивной.

В нашей школе в рамках инклюзивного образования открыты классы раздельного обучения и смешанного воспитания. Как показала практика, необходимость открытия таких классов есть. Ведь в школе достаточно много детей с особыми образовательными потребностями, сложностями со здоровьем, поведением, и в классах раздельного обучения таким детям более комфортно. И если на сегодняшний момент пока нет высоких показателей успеваемости, то психологическая адаптация первоклассников в гендерных классах прошла крайне успешно, уровень тревожности у детей в пределах возрастной нормы.

В рамках инклюзивной школы организовано и сетевое взаимодействие с образовательными организациями района (работа психолога).

Также разработаны и частично реализуются адаптированные образовательные программы, подстроенные под индивидуальные особенности каждого ребёнка. Специфика таких программ в том, что они не вынуждают детей следовать упрощённому варианту обучения или же частично проходить учебный материал, они лишь предполагают индивидуализацию методов усваивания информации. Таким образом, обучающиеся получают такое же образование, как и их одноклассники, но при этом овладеть необходимыми навыками им помогают специальными методами.

Конечно, адаптированные образовательные программы – явление пока ещё новое, поэтому в нашей школе они реализуются не в полной мере, так как не хватает квалифицированных специалистов (психолога, дефектолога, специалиста не просто по лечебной, а по адаптивной физкультуре). Но все же в школе работают специалисты, сопровождающие ученика с особыми образовательными потребностями в процессе обучения.

Если в начале года мы просто перечисляли их разрозненно, то сейчас мы можем сказать, что в школе создан и работает психолого-педагогический консилиум, в который входят грамотные специалисты, и их работа видна и ощутима. В психолого-педагогический консилиум входят психолог, учитель-логопед, социальный педагог, дефектолог.

Инклюзия – двусторонний процесс. Действительно, равные условия обучения возможны только в том случае, если сам ребенок с ООП и его родители готовы прикладывать для этого необходимые усилия. В школе систематически ведется информационная работа, которая направлена на изменение негативных стереотипов, на формирование положительного общественного мнения. И это дает свои результаты. Дети, родители, педагоги толерантно, с пониманием, вниманием и необходимой помощью относятся к детям с особыми образовательными потребностями [1; 3].

Материально-технические условия школы используются в полной мере:

  • безбарьерная среда (пандусы, лифты, специальные парты, санитарные зоны);
  • оснащенность специализированных кабинетов физики, химии, биологии;
  • обеспечение техническими средствами коррекции.

Эффективность работы повышается, если используется несколько специальных методов и приемов, которые сочетаются с практическими и наглядными средствами. Они позволяют легко вовлекать детей в учебный процесс, учат живому общению, помогают выявлять и закреплять приобретенные знания. Особое место занимают межличностные отношения ребят, когда происходит взаимообучение обычных детей и детей с ООП, когда каждый учит тому, что умеет сам и помогает другому в выполнении заданий [2].

Таким образом, мы можем сказать, что в настоящее время сделано уже много шагов для того, чтобы назвать МАОУ СОШ № 213 «Открытие» инклюзивной школой. Конечно, трудности существуют, созданы далеко не все условия для воплощения идеи в реальность, но, при правильном подходе к организации школьного пространства, идея инклюзивного образования будет увеличивать число своих сторонников. Современная общеобразовательная программа должна включать изменения и условия, необходимые для успешной реализации инклюзивного образования, а именно – принятие индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.

 

Библиографический список:

  1. Мельник Ю.В., Одинокова Н.А., Смирнов А.А. Инклюзивное образование в России и за рубежом: теория и практика / Центр содействия научных исследований. – Новосибирск, 2013. – 206 с.
  2. Одинокова Н.А. К вопросу о проблеме включения детей с комплексными нарушениями в среду здоровых сверстников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S – С. 59–65.
  3. Ратнер Ф.Л., Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 175 с.