Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

8 (800) 770-08-83 - (звонок бесплатный)

- отдел по работе с клиентами

8 (383) 285-54-77 - учебный отдел

8 (905) 953-68-86 - научный отдел

8 (383) 285-54-70 - запись на собеседование

nsk@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ (Автор: Сидорина Татьяна Владимировна)

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ

 

Сидорина Татьяна Владимировна.

г. Новосибирск, Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, sidorinata@mail.ru.

 

Аннотация. В статье рассматриваются основы представлений о синергетическом подходе. Через ракурс понимания синергетического подхода моделируется эффект системы профессиональной подготовки курсантов военного вуза.  Представлены несколько рисунков, демонстрирующих появление синергетического эффекта образовательного кластера военного вуза.

Ключевые слова: профессиональная подготовка,  синергетический эффект обучения.

 

A SYNERGISTIC EFFECT OF CADETS’ PROFESSIONAL TRAINING SYSTEM

 

 

Sidorina Tatyana Vladimirovna.

Novosibirsk military Institute army General I. K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation, Novosibirsk, sidorinata@mail.ru.

 

Abstract. The article discusses the ideas basics about the synergetic approach. Through the perspective of understanding the synergetic approach, the effect of the cadets’ professional training system of military higher education institutions is modeled. Several drawings showing the appearance of the synergetic effect of the military University educational cluster are presented.

Key words: professional training, synergetic effect of training.

 

Синергетический подход рассматривается как метод научного понимания, в основу которого положен системный анализ саморазвивающихся эволюционизирующих систем. С позиций теорий экономического роста баланс развития системы определяет принцип синергизма, понятие, введенное Г. Хакеном. При этом синергизм, по мнению А.В. Лескова, рассматривается как универсальная связь, как термин, означающий согласованное действие [4].

Объект данной работы – синергетика как междисциплинарное направление наук.

Предмет исследования – синергетический эффект профессиональной подготовки курсантов.

Цель данной работы – рассмотреть основы появления синергетического эффекта профессиональной подготовки курсантов в военном вузе.

По мнению исследователей «социум представляет собой нелинейную систему и его развитие предполагает два этапа: эволюционный и бифуркационный» [1, с. 14; 4, с. 8].

На эволюционной стадии социум обладает системными качествами и может быть описан в виде конкретных детерминаций: причинно-следственные, функциональные, целевые, корреляционные связи и т.д. С нарастанием энтропии (возрастание необратимых процессов) происходит переход к бифуркационной фазе [1, с. 14; 4, с. 8].

На стадии бифуркации возникает карта возможностей – набор путей возможного развития. Выбор зависит от флуктации (случайности), что можно представить, как вариант, на рисунке 1.

 
 
 
 

Точка бифуркации

Основная линия развития

Возможные линии развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Вариативность линий развития системы

 

На новое качество систему выводит конкретная историческая личность. Однако, «центральной проблемой синергетики является взаимоотношение порядка и хаоса, закономерности формирования упорядоченных макроскопических пространственно-временных структур из неорганизованного, хаотического движения элементов на микроуровне», а также возникновение порядка из хаоса и, наоборот, сценарии перехода к хаосу» [1, с. 78].

Мы рассматриваем синергетический подход как метод научного понимания, в основе которого находится системный анализ саморазвивающихся эволюционизирующих систем, имеющих периоды расцвета и упадка. Такое понимание позволяет раскрыть взаимосвязи процесса и смоделировать комплекс условий, усиливающих синергетическую зависимость [7, с. 41].

Случайные отклонения параметров развития систем от их среднего значения (флуктуации) периодически приводят их к новому хаосу, приближающего этап развития. Поэтому, в этих системах выделяем «процессы самоорганизации (аттракторы)» и «точки бифуркации (критическое состояние системы и смена установившегося режима работы)», понятие которых ввел А. Пуанкаре. Мы поддерживаем О.Г. Кураленко в ее точке зрения о том, что с экономической точки зрения флуктуации быстро рассасываются, а в синергетике они, суммируясь, вырастают до таких масштабов, что могут служить началом образования новой структуры [3, с. 127].

В самой точке бифуркации, как поле ветвящихся возможных путей эволюции, по мнению В.И. Подлесных, определяется выбор аттрактора (блока системы), как возможной траектории нового пути развития системы [5, с. 128]. Под совокупностью аттракторов понимаем кластер, понятие, введенное М. Портером, для представлений об объединении однородных элементов системы.

Инновационно-образовательный кластер учебного заведения представляет собой сетевое интеграционное региональное формирование, включающее взаимосвязанные образовательные организации разного уровня, объединенные направленностью и преемственностью образовательных программ подготовки кадров, партнерскими отношениями с организациями практики, научными организациями, органами исполнительной власти. Цель его создания - повышение конкурентоспособности участников кластера, выход на инновационную траекторию развития. Образовательный кластер, таким образом, представляет собой «взаимовыгодно сотрудничающие системы: образование и науку, власть и практику» [2, с. 61; 6, с. 207].

Среди аттракторов, представленных на рисунке 2, выделяем 1. Учебно-образовательный блок. 2. Научно-исследовательский блок. 3. Инновационно-производственный блок. 4. Властно-исполнительский блок.

     Зоны развития

Зона революционного развития

Зона эволюционного

развития

Флуктуации

Точки

бифуркации

1. Учебно-образовательный блок

1

3

4

2

2. Исследовательский блок

3. Властно-исполнительский блок

4. Производственный блок

Аттракторы

 
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.  Направления эволюционного развития системы [6; 7; 8]

 

Системно-интегративный результат такого синергетического взаимодействия служит для поднятия престижа военной профессии; привлечения молодежи в военные институты; подготовки высококвалифицированных военных кадров [2, с. 63].

С точки зрения педагогов-исследователей, модель процессов обучения, самообучения и забывания с позиций синергетического эффекта, «позволяет адекватно оценивать его, прогнозировать тенденции развития, а также эффективно управлять этим развитием» (рис. 3) [1, с. 98]. Это подтверждается на практике образовательной работы в военном вузе.

Различные сочетания факторов и интенсивности, инновационности их использования дают возможность формирования и проявления синергетических эффектов, определяющих потенциальные возможности выбора различных аттракторов, включающих различные стратегии и альтернативы развития, а синергетический эффект от взаимодействия факторов производства формирует потенциал качественного инновационного развития системы, а сами факторы, их структура и динамика определяют возможности количественного роста.

 

Рис. 3. Процессы обучения, самообучения и забывания в работе с курсантами

 

Таким образом, рассматриваемый нами синергетический эффект профессиональной подготовки курсантов предполагает, что сбалансированный рост образовательного процесса зависит от баланса факторов-блоков: учебно-образовательного, научно-исследовательского, инновационно-производственного и властно-исполнительского [8, с. 113].

 

Библиографический список:

  1. Гелих О.Я., Князева Е.Н. Управление и синергетика: учебное пособие / 3-е изд. – СПб.: Книжный Дом, 2012. – 107 c.
  2. Зотов А.А., Сидорина Т.В., Юров А.А. Образовательная среда как условие развития курсантов // Глобализация науки: Проблемы и перспективы. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. – С. 61–64.
  3. Кураленко О.Г. Методологические вопросы инновационного развития экономических систем // Молодой ученый, 2011. – Том 1. – № 10. – С. 127-128.
  4. Лесков А.В. Синергизм: философская парадигма XXI века. – М.: Экономика, 2006. – С. 8.
  5. Подлесных В.И. Теория организации: учебник для вузов. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003. – С. 127–134.
  6. Сидорина Т.В., Зотов А.А., Тарасов Д.Ю. Подготовка курсантов Росгвардии к профессионально-воспитательной деятельности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2017. – Т. 8. – № 2–2. – С. 205-208.
  7. Сидорина Т.В., Шеховцова Л.В., Чернобровина А.Б. Синергетический эффект концепции инновационного развития // Наука и образование сегодня, 2016. – № 9 (10). – С. 41- 43.

Sidorinа T.V., Shekhovtsova L.V. Synergetic effect the concept of innovative development // Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives. Proceedings of the 11th International symposium (October 7, 2016). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2016. Р. 112–118.