Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы

Формируем новое профессиональное будущее

ОЧНОЕ И ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

8 (800) 770-08-83 (звонок бесплатный)
info@sispp.ru

Мы работаем для вас
с пн. по пт.
с 9:00 до 18:00
МСК+4

СОПРОВОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ КЛАССОВ В ЛИЦЕЕ

Марущак Светлана Владимировна. г. Новосибирск, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Лицей № 136», заместитель директора по УВР, sweta2407@mail.ru. Аннотация. В статье описан опыт работы тьютора в общеобразовательном учреждении. Ключевые слова: тьютор, сопровождение учащихся, проектная деятельность. Важным в образовании школьников становится, формирование личности способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Эффективно работать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Одним из требований к подготовке учащихся специализированных классов Новосибирской области является формирование исследовательских умений и участие в проектной деятельности. Для достижения высоких результатов в данном направлении необходимо организовать планомерное сопровождение проектной деятельности учащихся. На первый план выступают инновационные личностно-ориентированные методы и технологии обучения и воспитания. В такой ситуации становится значимой позиция тьютора, призванного сопровождать индивидуальную образовательную траекторию учащегося и способствовать развитию проектных и исследовательских компетенций. Основной целью работы тьютора является формирование целенаправленной системы работы, направленной на воспитание социально активной личности, способной адаптироваться к условиям современного общества. Для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся учащиеся специализированного класса делятся на 5–6 групп. Каждой группе совместно с психологом подбирается тьютор для сопровождения индивидуальной траектории развития личности. Тьютор знакомится с семьями учеников и совместно с каждым учеником (семьей) планирует проектно-исследовательскую деятельность на учебный год. Тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности представляет собой особый тип педагогического сопровождения. Педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации, осмысления и профессионального самоопределения школьников [2,с. 32]. Тьютор контролирует работу и индивидуальную подготовку каждого ученика, в выбранном направлении на протяжении всего времени совместной деятельности. Основными педагогическими условиями, способствующими реализации системы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся являются: организация познавательной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода и методов проблемного обучения на занятиях; применение личностно-ориентированных исследовательских заданий; введение специального курса по обучению учеников основам исследовательской деятельности; предоставление учащимся возможности осуществлять самостоятельные исследования и выстраивать индивидуальные траектории исследовательской деятельности; проведение диагностики сформированности личностных качеств и исследовательских умений обучающихся для оценки и управления процессом исследовательского обучения [1]. В течение учебного года тьютор совместно с учениками выбирают соревнования, конкурсы, олимпиады для участия. Основная задача тьютора – это определение типов и видов состязаний, контроль подготовки, помощь в определении педагогов, способных помочь ученику на различных этапах. По итогам года пополняется портфолио ученика специализированного класса, у учеников формируются новые умения и навыки, развиваются компетенции. Эффективность работы тьютора оценивается по количеству дипломов, заработанных учениками и их результативностью. Библиографический список: 1. Беликов В.А. Проблемы образования и развития личности учащихся. - Магнитогорск: МаГУ. 2001. – С. 69–73. 2. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте // Школа и производство. – 2008. – № 7. 3. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее образование. - Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2006. – 170 с. 4. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. – 2001. – № 1. 5. Ососова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков в системе образовательного процесса // Успехи современного естествознания. – 2010. - № 1.– С. 74–78.